Предыдущая часть:
Таким образом, только в годы "застоя" - после 50 лет "советской власти" и активного строительства коммунизма, этого самого "прогрессивного и передового социально-экономического строя" - несчастные "советские люди", впервые после 1917 года, смогли нормально поесть. Перестали голодать. Первая фаза "строительства социализма в отдельно взятой стране" закончилась, и это строительство перешло на новую, более высокую фазу - строительства социализма развитОго. И этот переход ознаменовался тем, что люди в Совдепии перестали подыхать от голода миллионами, и уже могли более-менее нормально питаться. Чему "советские люди" были настолько счастливы, что до сих пор вспоминают об этом времени с ностальгией.
И поэтому главным символом этой эпохи, несомненно, является Его Величество салат "Оливье" - как главный символ этого скромного, убогого, но от этого не менее прекрасного советского счастья.
Но если салат "Оливье" стал Королем этой эпохи, то ее Королевой, Царицей, несомненно, стала советская Вареная Колбаса. Почему?
Ее Величество советская Вареная Колбаса
Во-первых, потому, что вареная колбаса была мясным продуктом. То есть делалась из мяса. И хотя враги прекрасной Советской Родины клевещут, что в советскую вареную колбасу (как и в другие советские продукты) какие-то "враги народа" добавляли кучу побочных мясных отходов и химикатов, и что кусочек советской "Докторской колбасы", помещенный на сковородку, тут же превращался в нечто непонятное (см. ссылку ниже), все же предполагалось, что советская колбаса была "мясным продуктом".
Продукт очень удобный в потреблении - вареную колбасу можно было есть с хлебом в качестве бутерброда, ее можно было пожарить (например, сделать яичницу с колбасой), положить в кашу или в суп, ее крошили в салаты (в тот же салат "Оливье").
Во-вторых, с мясом (и мясными продуктами) в Совдепии было особенно плохо: большинство "советских людей" при Ульянове и Джугашвили не видели мяса совсем (многие "совки" признавались, что впервые мясо они увидели только в советской армии - мясо и тушенка входили в солдатский паек, и в армии оно все же иногда появлялось). И если при Ульянове и Джугашвили главной мечтой несчастных русских людей, оказавшихся под властью большевицко-чекистской тирании, был хлеб - ибо речь тогда шла только о том, чтобы не подохнуть от голода, то в годы "советского счастья" речь шла уже о гораздо большем - о мясе и мясных продуктах, которые долгие годы были доступны только советской коммуняцко-чекистской сволочи.
И из всех мясных продуктов вареная колбаса была самой доступной - и по цене, и по количеству. Копченые колбасы были гораздо дороже, и достать копченую колбасу даже в годы "застоя" было непросто (ее иногда выдавали "советским людям" в праздничных "продуктовых наборах" - к тому же Новому Году, в магазины она почти не поступала). А вареную колбасу купить было можно. И поэтому потребление вареной колбасы уже как бы приближало советских людей к их "советской элите", делало их "советскими небожителями", придавало им чувство, что они теперь "живут почти что как люди".
Все не так просто!
Но не все так просто! Несмотря на то, что "времена застоя" считаются временем наибольшего "советского благополучия", даже в эти годы очень многие товары (включая продукты) просто так в советских магазинах было не купить. За многими товарами - включая мясо и колбасу - выстраивались огромные очереди. Эти товары не лежали свободно на прилавках, так что любой покупатель мог в любой момент просто зайти в магазин и купить товар, столько, сколько ему нужно.
Нет, товары на прилавок "выкидывались" время от времени, и совки должны были подгадать это время, и только затем, отстояв в приличной очереди, они могли его купить. И при этом количество товара, которое совок, отстояв в очереди, мог купить "в одни руки", тоже было ограниченным. Так что совки, заняв очередь, нередко бежали домой, чтобы привести еще своих родственников, и купить товара побольше. Так было со многими товарами (да практически со всеми - от колбасы до обуви и книг), но особенно часто - с мясом, колбасой и рыбой (см. Фото 3-7).
А многие товары можно было купить ("достать", по советской терминологии - термин, близкий к охотничьему понятию "добыть") только окольными путями - через знакомство с какими-нибудь работниками торговли, либо за дополнительные деньги, "по блату", "из-под прилавка".
Но достать было можно. Либо по знакомству, либо отстояв в огромной очереди, либо на работе в продуктовых "праздничных наборах" - но к середине-концу 1970-х годов большинство совков, по крайней мере, на Новый год, уже могли накрыть более-менее приличный стол. С вареной колбасой и салатом "Оливье". А к Новому году заботливое советское правительство еще и завозило мандарины из Абхазии и Аджарии, а для москвичей даже закупало апельсины в Марокко - и это были единственные экзотические фрукты, которые видели совки. И мандарины в поздней Совдепии также стали частью Нового года (см. Фото 8).
Прекрасная Знакомка
Но особенно желанной, в силу указанных причин, для совков, конечно же, была Ее Величество Вареная Колбаса. Ее ждали. Ее искали. Ее вожделели все совки.
И подобно тому, как молодой любовник ждет свою возлюбленную у ее дома - вот примерно так же совки караулили Вареную Колбасу у мясных магазинов и гастрономов. И уже с утра, еще до открытия магазинов, у таких гастрономов толпились совки. А когда магазин открывался, какой-нибудь совок, проникнув в торговый зал и набравшись смелости, спрашивал у грозного вида советской продавщицы: "А вареная колбаса сегодня будет?"
И в течение дня в магазин постоянно заглядывали совки, тщательно принюхивались - пытаясь учуять этот божественной запах Вареной Колбасы. Этой Королевы, этой Прекрасной Знакомки (см. Фото 9 ниже).
Если же какой-нибудь совок, заглянув в магазин, видел на прилавке Вареную Колбасу - он в первый момент терял дар речи от такого счастья, от этой встречи с Прекрасной Знакомкой. Он вдыхал этот божественный запах Вареной Колбасы, у него текли слюнки, он чуть ли не падал в обморок от этого обворожительного запаха. А затем, придя в себя, тут же бежал занимать очередь.
Колбасные электрички
С Вареной Колбасой было связано еще одно уникальное советское явление - т.н. "колбасные электрички".
Дело в том, что Вареная Колбаса была скоропортящимся продуктом, и замораживать ее было нельзя. Поэтому срок "реализации" (продажи) вареной колбасы с момента ее изготовления на мясном комбинате исчислялся всего 2-3 сутками.
А мясных комбинатов, производивших колбасы в Совдепии, было не так много, и строились они, конечно, в больших городах (или вблизи них). Прежде всего - в Москве. Большевицкая столица всегда снабжалась значительно лучше других городов Совдепии - даже Ленинград снабжался на порядок хуже Москвы. Коммунисты и чекисты всегда опасались бунтов и восстания среди населения, и поэтому, в первую очередь, они старались обеспечить продовольствием (и другими товарами) свою столицу. Плюс к этому, в Москве постоянно появлялись "гости столицы", нередко иностранцы, и им нужно было "пустить пыль в глаза" - показать, как замечательно живут "советские люди" под властью коммунистов и чекистов.
В других городах Совдепии со снабжением было гораздо хуже. Особенно в провинциальных городах РСФСР. Самой процветающей советской республикой, еще со времен Джугашвили, была Грузия - там голода не было никогда, грузины были очень богатыми, и весь год кушали шашлычок и пили вино. Неплохо снабжались республики Прибалтики - после советской оккупации коммунисты решили превратить их в "витрину Совдепии". Хуже всех снабжалась РСФСР, так что даже в годы "застоя" многие осовеченные русские жили в страшной бедности, а многие товары и продукты для них были недоступны (хотя именно РСФСР была главным донором союзного бюджета и других республик).
И поэтому в Москву из Московской области и из соседних областей - Тверской, Калужской, Ивановской и других - каждые выходные приезжали на электричках жители этих областей. Нет, вовсе не для того, чтобы сходить в мавзолей и поблагодарить лежащего там упыря за весь тот ужас "советской жизни", который он им устроил. И вовсе не для того, чтобы погулять по Москве. ОНИ ЕХАЛИ ЗА ВАРЕНОЙ КОЛБАСОЙ.
Все пригородные электрички, идущие в Москву, были набиты совками (как правило, женщинами) из этих областей. Они ехали с сумками и авоськами. Нередко ехали со своими родственниками, знакомыми или соседями. А их лица были полны решимости - подобно лицам гладиаторов, которые вот-вот должны выйти на арену и вступить в бой.
А прибыв в Москву, они прямиком с вокзалов пускались на штурм московских мясных и колбасных магазинов. После чего, раздобыв Вареную Колбасу, снова перемещались к московским вокзалам. И к вечеру того же, со счастливыми лицами победивших в бою гладиаторов и всячески демонстрируя другим пассажирам электричек свои трофеи, возвращались в свои нищие, серые и страшные подмосковные советские села и города (см. Фото 11 ниже).
В общем, Вареная Колбаса играла в жизни советских людей особую роль. И чекисты, когда они разваливали Совдепию, это знали. И в годы "перестройки" они нередко рассказывали через подконтрольную им "перестроечную прессу" и телепередачи о "30 видах колбасы", которыми были завалены универмаги капиталистического Запада.
"Хотите, чтобы и в ваших магазинах было столько же колбасы?" - как бы вопрошали чекисты у совков, подготавливая их к развалу Совдепии и к последующим "рыночным реформам" и "приватизации".
"Хотим! - отвечали совки. - Конечно, хотим!"
"Ну, будет вам, гы-гы", - скалились довольные чекисты в своих людоедских улыбках.
Продолжение: