Найти в Дзене
Первая учительница

Как и зачем учить таблицу умножения? Некоторые секреты, которые помогут вашему ребёнку

Оглавление

Признавайтесь, кому в школе на лето задавали выучить всю таблицу умножения? А кто из вас её выучил? Мне задавали (во 2 или 3 классе, не помню точно). Но помню, как я боялась идти в школу, потому что до конца ее не запомнила 🫣 А всё потому, что механическая зубрёжка всей таблицы - это очень сложно и не понятно. Мотивация снижается, и учить ничего не хочется, потому что не получается.

Хорошо, что сейчас я знаю приёмы, которые помогут выучить таблицу и сохранить психику - и детям, и вам. Поэтому и своих учеников научу, и вам помогу👌

Я не советую учить таблицу просто путём заучивания или зубрежки. Поэтому для начала нужно обязательно объяснить ребёнку смыл действия умножения и показать, почему важно выучить таблицу.

Смысл действия дети рассматривают на уроках математики во 2 классе.

Что ребенок должен усвоить?

То, что умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Первый множитель указывает, какое слагаемое мы складывали, второй множитель - сколько раз мы взяли одинаковое слагаемое. То есть, 2+2+2=2×3

Теперь мотивируем ✅

Если складывать небольшие одинаковые слагаемые ребенку не трудно, то вот выполнять действия с другими числами будет уже сложно, а главное - долго.

Особенно, если речь идет о работе на уроке, где нужно считать быстро, чтобы успевать за общим темпом работы.

Покажите, что не удобно считать 7+7+7+7+7 – это долго. Гораздо удобнее запомнить, что 7×5=35.

Как же сделать так, чтобы таблица умножения не казалась такой огромной и сложной?

Разберем некоторые приёмы, продолжение будет в следующей статье. Также приведу примеры дидактических игр, которые можно использовать на уроке.

Главные правила:

  • Пусть ребенок учит таблицу постепенно, небольшими частями, начиная с самых простых примеров.
  • Переходить к следующей части стоит лишь при условии, что ребенок хорошо запомнил предыдущий этап.
  • Используйте умножение на практике - считать всё, что можно умножить: продукты в магазине, количество колес у машин, лап у животных и т.д.

Традиционно начинают учить таблицу со случаев умножения на 2 и на 3.

Хотя есть методики, когда заучивание таблицы, наоборот, предлагают начинать с 9. Чтобы сразу запомнить самые сложные случаи.

Если ребенок понимает смысл умножения, то на первых порах пытается запомнить таблицу путем сложения одинаковых чисел: 6×2=6+6=12. Если ребенок забыл, сколько будет 2×8, то вспоминаем ближайший случай 2×7 или 2×9. Соответственно, можно или добавить еще 2, или отнять.

Кстати, сразу объясняем переместительный закон умножения, так считать тоже проще. Вместо 3×7=7×3=7+7+7

Важно подключать зрительную память 👁️‍🗨️

Поэтому можно повесить над рабочим столом плакат с таблицей, приобрести или сделать самому небольшие памятки, чтобы постоянно повторять случаи умножения.

Главный секрет ❗

Уделяйте достаточно времени повторению. Сначала примеры можно задавать по порядку, когда ребёнок станет уверенно давать правильные ответы — решать примеры вразброс.

Умножение на 4 можно представить как умножение на 2 и еще раз на 2. Этот столбик для учеников, освоивших умножение на двойку, трудности не вызовет.

Умножение на 5 - это самый простой случай. Все ответы этого столбика оканчиваются либо на 0 (если умножается четное число) или на 5 (если умножается нечетно число).

Случаи умножения, которые хорошо рифмуются, можно запомнить как короткие стишки: 6 ×6=36, 6×4=24, 5×5=25, 7×5=35, 9×5=45.

Также отдельно можно выучить случаи умножения числа на самого себя: 3×3, 4×4, 5×5, 6×6, 7×7, 8×8, 9×9.

В следующей стате разберем приёмы запоминания таблицы на 6,7,8,9.

А также примеры игр и заданий на уроках. Пишите в комментариях, сложно ли было вам (вашим детям) учить таблицу? Какими приемами пользовались?