Добрый день! Продолжаю раскрывать тему изучения нумерации чисел.
После того, как ребёнок понял принцип образования и записи чисел до 20, можно начинать знакомство с образованием и записью чисел до 100.
Снова понадобятся счетные палочки, связанные по 10 штук в десятки (всего 10 десятков). Можно заменить их изображениями:
- Вначале вспоминаем, что такое десяток. Берём и отсчитываем 10 палочек, связываем их. Как по другому можно сказать, сколько здесь палочек? (10 - 1 десяток).
- Отсчитываем ещё 10 палочек, связываем, повторяем название чисел от 10 до 20. Получился ещё 1 десяток. Сколько всего десятков? (2 десятка - двадцать).
- Далее можно взять уже связанный десяток (или картинку). Сколько теперь десятков? (3 десятка - тридцать).
- Образуем остальные разрядные числа до 100, называя их при этом: СОРОК , пять, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, ДЕВЯНОСТО , СТО.
Обязательно обратите внимание на выделенные числительные. В их названии нет привычного окончания -дцать или -десят. Можно обратиться к истории возникновения этих числительных.
Знакомя с записью разрядных чисел, используем знакомый способ обозначения цифрами количества десятков и единиц.
- Например, кладём 1 десяток палочек, сверху знакомое число 10. Уточняем, что цифра 1 обозначает количество десятков, 0 - количество единиц.
Не говорите, что единиц нет - это ошибка. Разряд единиц в числе 10 есть, он обозначается цифрой 0. Если его не будет, то получится просто число 1.
- Далее 2 десятка. Какую цифру нужно изменить, чтобы показать, что десятков стало 2? Меняем цифру в разряде десятков - не 1, а 2. В разряде единиц цифра 0.
- Аналогично учим записывать остальные разрядные числа до 100.
Обращайте внимание на то, что цифра, указывающая на количество десятков, стоит первой слева, а единиц - второй слева.
Если запись круглых десятков ребёнок усваивает хорошо, то можно приступать к изучению записи любого числа до 100.
Но не спешите. Главное усвоить принцип записи - каждая цифра на своём месте. Отработайте этот навык, используя разные игры, о которых я расскажу ниже.
- Выкладываем 2 десятка палочек и ещё 4 палочки. Анализируем - 2 десятка и 4 единицы - это число двадцать четыре. Записываем на месте десятков 2, а на месте единиц 4 - 24.
- Или предлагаем выложить 4 десятка палочек - сорок и ещё 2 палочки. 4 десятка и 2 единицы - это число сорок два. Записываем число 42.
- Выложи такое число, в котором количество десятков и единиц обозначаются одной и той же цифрой, запиши - 11, 22, 33...
Дидактические игры
Число, как тебя зовут? Выложи при помощи палочек число, в котором 3 десятка и 2 единицы. Как зовут число? Запиши его.
Назови соседей. Показываем карточку с числом (записываем и называем его). Нужно определить соседей числа, то есть назвать предыдущее и следующее число.
Интересны игры с большим количеством игроков (например, в классе, в группе)
Задумай число. Услышав названное число, нужно задумать и назвать любое число, которое больше (или меньше) его. Можно использовать мяч. Например, ведущий называет число 18 и бросает мяч. Тот, кто ловит, называет любое число больше 18 (например, 26) и передаёт мяч следующему. Тот называет любое число больше 26 и т.д.
Кто знает, пусть дальше считает. Игроки могут стоять в кругу. Участники заранее договариваются о порядке счета (прямом или обратном). Участник называет любое число до 100, например, 25 и бросает мяч другому. Этот игрок должен назвать следующие (предыдущие) три числа и возвращает мяч обратно.
Варианты : называть 4 или 5 чисел, называть числа с переходом через десяток, увеличить (уменьшить) число на 1.
Важно вначале закрепить эти умения на наглядных примерах, т.е. записывать их. Акцентировать внимание на том, что при увеличении (уменьшении) числа на 1, меняется количество единиц в числе. При записи надо изменить цифру, которая обозначает количество единиц.
Игр и заданий для закрепления нумерации чисел в пределах 100 очень много. Если вам интересно продолжить эту тему - ставьте лайк и пишите в комментариях.
Надеюсь, мой материал поможет как опытным педагогам, так и родителям школьников.