Найти тему

Третье наступление генерала Рокоссовского на Минск

В этой статье речь идёт про операцию, которая известна как Калинковичско-Мозырская наступательная. О ней упоминания есть в 5-томной «Истории Великой Отечественной войны» (том 3-й):

Белорусский фронт 2 января получил задачу начать наступление силами левого крыла, разбить мозырскую группировку врага, а в дальнейшем наступать на Бобруйск — Минск. 8 января фронт перешёл в наступление силами 65-й и 61-й армий. В тяжёлых боях наши войска прорвали оборону 2-й немецкой армии и 14 января овладели областным центром Белорусской ССР городом Мозырем и крупным железнодорожным узлом Калинковичи. В ходе последующего наступлении войска 2-й армии были отброшены к реке Птичь и в район Петрикова.

Особо стоит отметить упоминание, что целью наступления фронта были Бобруйск и Минск. Хотя, к тому времени уже, видимо, все понимали, что до Минска ещё очень далеко, потому цели перед войсками ставились каждый раз всё скромнее. И несмотря на это, после каждого наступления можно было прочитать отчёт с упоминанием о причинах неудач.

-2

Судя по имеющимся документам, наступление Белорусского фронта предполагалось начать в последней декаде декабря 1943 года. Но немецкое наступление — операция «Николаус», отбросило наши войска назад, части понесли потери, были потрачены запасы боеприпасов, нужна была передышка, чтобы привести в порядок потрёпанные дивизии.

В результате датой начала наступления было назначено 8 января 1944 года.

Наступление должно было осуществляться лишь двумя армиями левого крыла фронта — 65-й и 61-й, и двумя кавалерийскими корпусами — 2-м и 7-м гвардейскими. Остальные войска тоже должны были подключиться позже.

Давайте посмотрим силы сторон.

Вот состав Белорусского фронта на 3 января 1944 года.

Есть и интересные данные о полученном в январе пополнении:

Пополнение БелФ за январь 1944
Пополнение БелФ за январь 1944

Если учесть, что даже в относительно спокойном декабре потери фронта составили 78 372 человека, то видно, что пополнение покрывало не более половины потерь.

У нас есть более подобный боевой и численный состав 65-й армии:

Боевой и численный состав 65 А на 5 января
Боевой и численный состав 65 А на 5 января
Бронетанковая сводка штаба БТ и МВ 65 А 7 января
Бронетанковая сводка штаба БТ и МВ 65 А 7 января
Артиллерия 65 А на 5 января 1944
Артиллерия 65 А на 5 января 1944

Есть ещё подробные (но плохо читаемые) данные по составу дивизий уже на 10 января, из которого видно, что соединения существенно пополнены не были:

Оперативная сводка штаба УК БТ и МВ 61 А
Оперативная сводка штаба УК БТ и МВ 61 А
Состав 2 гв кк на 5 января 1944
Состав 2 гв кк на 5 января 1944

Численность 7-го гвардейского кавалерийского корпуса составляла к началу операции 6469 человек и 7622 лошади.

Кому интересно, прилагаю тут выписку их ЖБД 65-й армии, где указан состав войск к началу операции, в том числе артиллерийских и инженерных частей и много интересного.

Как видим из прилагаемых документов, части и соединения Белорусского фронта по составу весьма слабые. Поступающее пополнение не могло компенсировать потери.

Танков и САУ тоже немного — 204 боеготовых к началу наступления.

Однако, всё познаётся в сравнении и надо обязательно посмотреть силы противника.

Войска, противостоящие нашему Белорусскому фронту мы можем посмотреть на немецкой карте от 9 января 1944 года:

-12

Как мы видим, нашему левому флангу — 61-й и 65-й армиям противостоит 2-я немецкая армия, против наших 48-й и 63-й (11-й армии уже не было, немецкая разведка ошибалась) находится 9-я немецкая армия, а против нашего правого фланге — 3-й и 50-й армий, теперь оборону держат соединения 4-й армии Вермахта.

Поскольку нас более интересует наш левый фланг, то можем посмотреть карту именно 2-й армии:

Немецкая карта 2 армии на 3 января 1944
Немецкая карта 2 армии на 3 января 1944
Немецкая карта 2 армии на 10 января 1944
Немецкая карта 2 армии на 10 января 1944

Есть и более подробные карты, но тут их бесполезно публиковать, слишком мелко, как видите:

-15

Как мы видим, в составе 2-й армии две танковых дивизии — 4-я и 5-я, две боевых группы танковых дивизий — 2-й и 12-й, две боевых группы и одна пехотная дивизия — 102-я, 292-я и 7-я, корпусная группа «Е» (86-я, 137-я и 251-я дивизионные группы), плюс более мелкие части. Надо особо обратить внимание на мелкие части охранных и инженерных войск, которые в критические моменты бросали на передовую в качестве пехоты.

К сожалению, в изученных документах не удалось найти более подробный состав дивизий 2-й армии на январь. Однако, исходя из их состава раньше и позже, а также учитывая, что прибывавшее пополнение было меньше потерь, можно смело предположить, что по пехотной составляющей в дивизиях максимум набиралось до шести батальонов с боевой численность до 200 человек. Причём немецкую боевую численность (Gefechtstaerke) не следует путать с нашими «штыками», у немцев в это число входили и стрелковые, и пулемётная роты. Так что немецкие дивизии, будучи немного больше по общей численности, по пехотной составляющей были, как минимум, ненамного сильнее наших. Ну а по артиллерии и бронетехнике считать надо отдельно.

Из тех данных что имеются, в 2-й армии имелось следующее исправное число боевых машин на 7 января:

  • В 4-й танковой 38 танков PzKpfw.IV (из них 3 с короткой пушкой) и 6 самоходных противотанковых установок;
  • В 5-й танковой 26 танков PzKpfw.IV (из них 3 с короткой пушкой) и 13 самоходных противотанковых установок;
  • В 904-м дивизионе штурмовых орудий было 24 StuG III;
  • В 102-й отдельной роте штурмовых орудий — 13 StuG III;
  • В 655-м противотанковом дивизионе было около двух десятков самоходных противотанковых установок Nashorn;
  • В 744-м противотанковом дивизионе было в конце декабря 10 самоходных противотанковых установок Marder III.

В боевой группе 2-й дивизии танков исправных, видимо, не было. В декабре там имелось лишь 4 танка и 5 самоходных противотанковых установок. Не указаны исправные танки и в 12-й танковой дивизии.

Конечно, хотелось бы иметь более точную информацию, но с трудом отыскал эту. В любом случае, я думаю, представление о масштабах бронетехники можно получить.

Было бы интересно, наверное, посмотреть и данные советской разведки о противнике:

Теперь исходные силы сторон мы представляем, каковы же были задачи стояли перед нашими войсками.

65-й и 61-й армиям предстояло разгромить Калинковичковскую группировку немцев, освободить Калинковичи и Мозырь, выйти на реку Ипа, а затем и на реку Птич. Что давало возможность глубокого наступление вдоль реки Березина на Бобруйск. Обоим кавалерийским корпусам — 2-му и 7-му гвардейским, предстояло воспользоваться тем, что значительный участок фронта (до 50 км) практически не оборонялся, совершив глубокий рейд, выйти на дорогу Калинковичи — Старушки с юга. Переход остальных войск в наступление предполагался позже, по обстановке.

План-схема наступательной операции войск левого крыла БелФ (65 и 61 А) в период 8-11.1.44 г. (частные оперативные директивы №№ 007 и 008/ОП)
План-схема наступательной операции войск левого крыла БелФ (65 и 61 А) в период 8-11.1.44 г. (частные оперативные директивы №№ 007 и 008/ОП)

Теперь, когда с предварительной частью закончено, давайте перейдём к ходу операции.

Начать, пожалуй, надо с того, что 4 января началось наступление 50-й и 3-й армий. Они в первый день смогли продвинуться на 2-6 км на фронте свыше 20 км. На следующий день они ещё продолжили продвигаться, до 8 км на отдельных участках, но далее уже продвижения не имели и перешли к обороне.

8 января в наступление перешли войска 65-й и 61-й армий. Немцы упорно сопротивлялась, постоянно контратаковали, продвижение наших войск было медленным. 2-й гвардейский кавкорпус вышел в рейд ещё утром 7 января и так как немецкой обороны на этом участке не было, то к утру 8-го прошёл около 50 км.

С 10 января 2-й и 7-й кавкорпуса выведены из подчинения 61-й армии и подчинены командованию фронтом. К этому времени кавалерийские части совершили глубокий охват всей Мозырско-Калинковичкой группировки немцев.

У немцев направление на Петриков прикрывала группа Берокена (Gr.v.Beroken) собранная из нескольких охранных батальонов весьма слабого состава. Никаких резервов на тот момент у 2-й армии не было.

Это хорошо видно по немецкой карте от 10 января:

-19

11 января в наступление перешёл и 1-й гвардейский танковый корпус.

13 января наши войска вышли на подступы к Калинковичам, а 14-го Калинковичи и Мозырь были освобождены частями 61-й армии, 7-го кавалерийского и 1-го танкового гвардейских корпусов.

За пять дней наступления наши войска продвинулись примерно на 30 км. К сожалению, окружить немцев в районе Калинковичей не удалось, они отвели войска на новую линию обороны. Кавалерийские части не смогли отрезать немцам дорогу к отступлению.

Хотя этот этап закончился успешно, интересно почитать, какого мнения было само командование 65-й армии о ходе операции, особенно о проявившихся недостатках. Очень интересно почитать:

Немецкая карта 2 А на 17 января 1944
Немецкая карта 2 А на 17 января 1944

Но это был лишь первый этап наступления.

Ещё 9 января было дано указания 48-й и 65-й армиям с 15 января начать наступление на северо-запад, не давая противнику опомниться.

16 января началось наступление войск 48-й армии, 61-я и 65-я армии продолжали наступление, причём часть войск последней перегруппировывалась для действий в новом направлении. Танковые части — 1-й гвардейский корпус и 69-я бригада выведены и приводили матчасть в порядок.

В тот же день в состав 2-й армии Вермахта начинают прибывать части 1-го лыжноегерского полка, до конца января в дело была введена вся 1-я лыжноегерская бригада. В бригаде шесть егерских батальонов и три десятка штурмовых орудий, всего 14600 человек. То есть она по меньшей мере втрое больше по составу, чем любая из соседних дивизий. Лыжники, усиленные четырьмя охранными батальонами, заняли фронт против нашего крайнего левого фланга, западнее Петрикова.

Ещё дальше, в направлении на Пинск, под руководством штаба 203-й охранной дивизии собрали несколько охранных и инженерных батальонов, которые и прикрыли то направление.

Карта на 24 января
Карта на 24 января
Состав 2 А на 28 января 1944
Состав 2 А на 28 января 1944

Советские войска понесли большие потери в предыдущем наступлении. Вот состав 65-й армии на 20 и 30 января 1944 года:

Продвижение наших войск шло медленно, немцы оборонялись упорно, постоянно переходя в контратаки.

Можно посмотреть по советским картам, как шло наступление по декадам:

Отчетная карта БелФ 65 и 61 А с 16.1 по 20.1.44 г.
Отчетная карта БелФ 65 и 61 А с 16.1 по 20.1.44 г.
Отчетная карта БелФ 50, 3, 63 и 48 А с 9.1 по 20.1.44 г.
Отчетная карта БелФ 50, 3, 63 и 48 А с 9.1 по 20.1.44 г.
Отчетная карта БелФ 65 и 61 А с 21.1 по 31.1.44 г.
Отчетная карта БелФ 65 и 61 А с 21.1 по 31.1.44 г.
Отчетная карта БелФ 50, 3, 63, 48 А с 21.1 по 31.1.44 г.
Отчетная карта БелФ 50, 3, 63, 48 А с 21.1 по 31.1.44 г.
Отчетная карта БелФ 48 А, 65 А, 61 А с 6.2 по 10.2.44 г.
Отчетная карта БелФ 48 А, 65 А, 61 А с 6.2 по 10.2.44 г.

Конечно, беглого взгляда на эти карты недостаточно, но по ним видно, при тщательном изучении, что продвижение советских войск хоть и было, но незначительное.

С 8 февраля войска Белорусского фронта полностью прекратили наступление, на отдельных участках шли бои местного значения, когда стороны пытались улучшить свои позиции. Бои шли с переменным успехом. И наши войска отбивали какие-то участки у немцев, и немцы теснили наши части.

В целом, итогами наступления руководство фронта не было довольно. Изначальный план предполагал окружение и уничтожение Калинковичко-Мозырской группировки Вермахта, фактически всей 2-й армии. После чего был бы открыт путь на Бобруйск, бывшей целью нашего наступления в этой операции. Да и задачу освободить Минск никто не отменял для Рокоссовского.

Однако немцам удалось вырваться из окружения и создать новую линию обороны. Наши войска же в первом наступлении потратили слишком много сил и на новый прорыв их уже не хватило.

Надо отметить, что боевые действия шли в крайне сложной обстановке. Несмотря на январь, наступили сильные оттепели, местность стала непроходимой и лёд на реках не позволял переправляться. Учитывая, что весь театр военных действий — сплошные болота и леса, наступать в такой обстановке было крайне сложно. Танки могли действовать крайне ограничено (хотя немцы их использовали очень активно), погода почти не позволяла работать авиации. Но, валить всё на погоду, конечно, неправильно, недостатков и ошибок хватало своих собственных, а немцы эти ошибки умело усугубляли.

Как всегда, давайте посмотрим и сравним потери сторон.

Советские войска потеряли в целом за январь — 86 441 человек.

Можно выделить отдельно потери 61-й, 65-й и 48-й армий с 10 января по 10 февраля, что даст нам потери именно по этой операции — 91 269 человек.

Потери БелФ за январь 1944
Потери БелФ за январь 1944
Потери БелФ за февраль 1944
Потери БелФ за февраль 1944
Потери 61 А за январь 1944
Потери 61 А за январь 1944

Что касается потерь немцев, то интересно посмотреть данные советские:

Потери немцев по данным БелФ
Потери немцев по данным БелФ
Потери немцев по данным 65 А
Потери немцев по данным 65 А

По десятидневным же сводкам за январь 2-я армия потеряла 5 864 человек, 9-я армия — 6 539 человек, всего же 12 403 человека.

Такие вот итоги.

Как мы можем видеть на примере этой операции, наши войска с трудом, ценой больших потерь, всё же продвигались вперёд, медленно, но упорно.

Примерно тоже самое происходило на других фронтах в Белоруссии.

Предлагаю вам прочитать статью о том, что происходило у соседей Рокоссовского:

«Битва за Автобан» или «Второй Ржев»