Советские историки любили операциям Великой Отечественной присваивать названия вроде «Второй Сталинград» или «Кавказская Прохоровка». Исходя из этой логики боевым действиям в районе Витебска и Орши осенью 43-го и весной 44-го вполне уместно было дать название «Второй Ржевской битвы». Почему? Так участники те же — Калининский и Западный фронты, и результаты боевых действий аналогичны — наступление наших войск, которое упиралось в немецкую оборону и не могло её преодолеть.
В западной историографии используется название «Битва за Автобан» (Autobahnschlachten), подразумевая, что боевые действия шли главным образом вдоль шоссе Москва- Минск
Впрочем, такое название пошло со статьи Йоханнеса Альтхауса, и не факт, что название не принадлежит именно ему, поскольку в документах времён войны найти его пока не удалось. Тем более что сама статья содержит слишком много серьёзных ошибок.
Надо сказать, что тот период войны у нас как-то принято рассматривать в следующем ключе: с осени 43-го по весну 44-го Красная Армия победоносно шла по Украине, а летом началась операция «Багратион», в ходе которой всю Белоруссию разом и освободили. На том, что происходило на белорусском направлении после Курской битвы обычно не заострялось внимание. И в этом тоже сходство с Ржевской битвой. Ту как бы тоже упорно не замечали, всё внимание сосредотачивая на Сталинграде и Кавказе.
Вот и на фоне нашего наступления на Украине, боевые действия в Белоруссии как-то «забылись». Поскольку, опять же по аналогии с Ржевом, похвастать победами не получалось, а поражения мало кому вспоминать лишний раз хочется.
Но помнить же надо всё, в тех боях ведь погибли сотни тысяч чьих-то дедов и прадедов, и забывая про битвы, в которых они сложили головы, мы предаём их память.
А ведь началось всё успешно. После Курской битвы, когда на всех участках началось наступление, войсками Западного и Калининского фронтов была проведена мало известная у нас, но весьма успешная операция «Суворов». Взяты Смоленск, Рославль, Ярцево, Ельня и другие города, наши войска вступили на белорусскую землю.
А потом наши войска попробовали сходу взять Оршу и Витебск… и не смогли. Снова наступали и снова линия фронта на картах оставалась почти прежней. Готовили очередное наступление и снова безрезультатно. Шли месяцы, а побед на этом участке советско-германского фронта не было.
Нет, отдельные успехи были, войска Калининского фронта провели успешную вроде бы Невельскую операцию. Успешную, если не вспоминать о том, что задачей было ещё и освобождение Витебска. Которое не состоялось. Далее у нас упоминают про Городокскую операцию, которая была удачной лишь в своей начальной части (взятие Городка), но остальные цели — освобождение Витебска и Полоцка выполнены не были. Кстати, сами немцы ту операцию именую «Первой обороной Витебска» (Erste Abwehrschlacht um Witebsk).
Неудачные результаты всех этих наступлений были в конце концов замечены в Москве, в результате на фронт вылетела специальная комиссия в составе Маленкова, генералов Щербакова, Штеменко, Кузнецова и Шимонаева.
В результате работы комиссии был появился «Доклад Комиссии ГКО тов. Сталину» от 11-го апреля 1944 г., за № М-715.
В котором в частности перечислено одиннадцать неудачных операций Западного фронта:
Начиная с 12 октября 1943 года по 1 апреля 1944 года Западный фронт под командованием генерала армии Соколовского на оршанском и витебском направлениях провел одиннадцать операций, а именно:
Оршанская операция 12-18 октября 1943 г.
Оршанская операция 21-26 октября 1943 г.
Оршанская операция 14-19 ноября 1943 г.
Оршанская операция 30 ноября — 2 декабря 1943 г.
Витебская операция 23 декабря 1943 г. — 6 января 1944 г.
Богушевская операция 8-24 января 1944 г.
Витебская операция 3-16 февраля 1944 г.
Частная операция на оршанском направлении 22-25 февраля 1944 г.
Витебская операция 29 февраля — 5 марта 1944 г.
Оршанская операция 5-9 марта 1944 г.
Богушевская операция 21-29 марта 1944 г.
Все эти операции закончились неудачно, и фронт поставленных Ставкой задач не решил. Ни в одной из перечисленных операций не была прорвана оборона противника, хотя бы на ее тактическую глубину, операция заканчивалась в лучшем случае незначительным вклинением в оборону противника при больших потерях наших войск.
Упоминалось, что эти неудачи стоили убитыми — 62 326 человек, ранеными — 219 419 человек, а всего убитыми и ранеными — 281 745 человек.
Кроме того, более подробно приводились данные по каждой операции: состав войск, результаты и потери. А также подробно разбирались причины неудач и делались выводы. Выводы для руководства фронта были крайне неприятные и с последствиями.
Документ в целом очень интересный, но весьма объёмный, потому приводить его тут полностью нет смысла. Но для тех, кто захочет его прочитать целиком (а это очень интересно и полезно), может сделать это тут.
Надо сказать, что при всём уважении к авторам этого документа, при его изучении возникает некоторое количество вопросов. Например, судя по документам Западного фронта, все четыре перечисленных наступления на Оршу в ноябре выглядит скорее одной фронтовой операцией, которую можно разделить на несколько армейских. Также и две Витебских операции в феврале-марте, по документам проходят как Витебская операция, проводимая силами 1-го Прибалтийского и части сил Западного фронта с 2-го февраля по 13-го марта.
И раз уж упомянули, то вопрос по фронту 1-му Прибалтийскому (ранее Калининскому) тоже возникает. Ведь боевые действия на Витебском направлении изначально вели войска именно этого фронта, а Западный был задействован лишь силами одной армии. И лишь с февраля разделительная линия между фронтами стала сдвигаться, и роль Западного фронта в наступлении на Витебск стала превалировать. К руководству Калининского фронта, впрочем, претензии также предъявлялись, хотя такой комиссии для выяснения причин неудач из Москвы не направлялось. Хотя потери и на том фронте были огромными, а результаты невелики. Но в Москве тогда было, конечно, виднее.
Вышеупомянутая комиссия признала виновным в неудачах руководство фронта и армиями.
Однако, без сомнения, главным виновником было не руководство фронта, хотя и претензии к нему предъявленные были вполне справедливы. Надо учитывать, что нашим войскам не дали времени на подготовку, не были восполнены огромные потери в предыдущих операциях, не хватало всего, в первую очередь боеприпасов.
Правда, тут можно отметить, что и Вермахт находился не в лучшем положении. И потери немцев были огромны, особенно если смотреть в процентном отношении.
Но в целом ситуация выглядит очень похоже на Ржевскую битву. Особенно если ещё и рассматривать именно Витебск, который также был охвачен нашими войсками.
22-го июня 1944 года началась Витебско-Оршанская наступательная операция, как часть операция «Багратион». И лишь тогда войска 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов за два дня взяли и Витебск, и Оршу. За которые те же самые армии, корпуса и дивизии бились с октября 43-го по март 44-го.
Почему получилось летом 44-го, это большая и отдельная тема. Чтобы оценить насколько стали сильнее наши войска и слабее немцы, потребуется отдельное исследование, которым я попробую заняться (если кто захочет помочь — обращайтесь на почту nwt@nweb.su ) в ближайшем будущем. Пока же предложу вам серию статей, в которых будут разобраны отдельные операции на витебском и оршанском направлениях, про которые ещё никто подробно не писал. Так что не забудьте подписаться на мой канал.
Все материалы про боевые действия по освобождению Белоруссии будут с тегом #освобождениебелоруссии
Для оформления статьи использована картина Ильдуса Муртазина «За Родину!»
Также рекомендую вам мою статью:
Забытые битвы: операция «Суворов»
Для тех, кто не читал ещё мою новую книгу «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой», очень рекомендую.
Также стоит не забыть про предыдущие книги: «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»