В предыдущем посте я коротко рассказал о том, как за последний год преодолел кризис общественный транспорт Ташкента. Сегодня мы вновь отправляемся в Узбекистан, а темой обсуждения станет городской электротранспорт (ГЭТ).
Когда-то в Узбекистане функционировало довольно много систем городского электротранспорта. По состоянию на 2000 год в 10 городах осуществлялось троллейбусное движение, а в столице Ташкенте помимо троллейбусов работали трамваи. В течение следующих 10 лет троллейбус закрыли во всех городах, кроме Ургенча. Ташкентский трамвай продержался чуть дольше - до 2016. Через год после ликвидации столичного трамвая открылось движение в Самарканде.
Последнее время Узбекистан делает ставку на электробусы из Китая: в 2023 году в Ташкент поставлено аж 300 машин. Существуют планы по закупкам новой техники для других городов. А вот какие-либо проекты по развитию трамвая и троллейбуса отсутствуют.
Кстати, тема электробусов в странах СНГ активно набирает обороты. Например, власти Кыргызстана хотят начать эксплуатировать электробусы в Бишкеке, правда одновременно с этим планируется полное закрытие троллейбуса.
Разумеется я буду рассматривать ГЭТ в его классическом представлении - метро, троллейбус, трамвай. Так уж вышло, что в Узбекистане сегодня ровно три работающих системы: одна троллейбусная, одна трамвайная и один единственный метрополитен.
Метрополитен в Ташкенте
Единственная из всех действующих систем городского электротранспорта Узбекистана, открытая во времена Советского Союза - в 1977 году.
В Ташкенте функционируют 4 линии метро: Чиланзарская, Узбекистанская, Юнусабадская и линия Тридцатилетия независимости Узбекистана (самая новая линия, введена в эксплуатацию 30 августа 2020 года).
2020 год и стал последним "ударным" годом для ташкентской подземки: заработали две станции Юнусабадской линии "Юнусабад" и "Туркистон", запущено движение по наземному участку Чиланзарской ветки в крупный массив Сергели.
В 2023 и 2024 открыты два участка самой новой линии Тридцатилетия независимости Узбекистана. Кстати, эта линия изначально обозначалась как "кольцевая". Официально переименована в августе 2023.
В Ташкентском метро эксплуатируются вагоны исключительно российского производства: классические "номерные" в различных модификациях и современные составы 81-765/766/767 "Москва".
Метрополитен пользуется огромной популярностью среди жителей Ташкента. Сокращение интервалов движения происходит по мере поступления новых составов.
Среди туристов метро представляет необычайный интерес ввиду красивого оформления станций. Примечательно, что до 2018 года фото/видеосъёмка в ташкентском метрополитене была строго запрещена. Сейчас проблем нет, однако сотрудники службы безопасности иногда вежливо могут спросить цели съёмки.
Трамвай в Самарканде
История современного трамвая Самарканда началась 15 апреля 2017 года, когда состоялся запуск маршрута №1 от железнодорожного вокзала до массива Сартепа.
Слово "современный" я упомянул не просто так, поскольку в советский период в Самарканде трамваи ходили с 1947 по 1973 годы. Перерождение трамвая случилось через год после закрытия движения в Ташкенте (в столице трамвай ушёл в историю 2 мая 2016). Самарканд получил именно бывшие ташкентские вагоны Vario LF, всего передано 20 штук.
2018 год ознаменовался пуском второго маршрута от железнодорожного вокзала к Сиабскому базару. Длина линии составляет 5 километров. С сентября 2019 из-за строительства крупной развязки "двойка" перестала работать, движение возобновилось в марте 2022.
Трамвай в Самарканде является полным противовесом тесным автобусам и маршруткам, коих большое количество, и которые в часы "пик" забиваются до отказа. Сейчас взят курс на обновление автобусного парка, поступает новая более вместительная техника из Китая.
Общий выпуск вагонов 10-12 единиц. Маршрут №1 курсирует с интервалом 8-10 минут, маршрут №2 реже - в лучшем случае каждые 15 минут. Пожалуй главным минусом всей системы является то, что трамвайные пути никак не обособлены (за исключением разворотных колец). Вагоны следуют в общем потоке с автомобилями, а остановки расположены на проезжей части.
Троллейбус в Ургенче
Последний работающий троллейбус на территории Узбекистана, притом междугородний. Соединяет два древних города Хорземской области Ургенч и Хиву.
Наверное это одна из самых колоритных систем электротранспорта на территории СНГ. Здесь напрашивается отдельная публикация, поэтому сейчас про троллейбус расскажу вкратце.
Как и трамвай в Самарканде, троллейбус в Ургенче появился на свет уже после распада СССР - в 1997 году. Поначалу работало два маршрута: помимо линии Ургенч-Хива с 1997 по 2002 годы существовал городской внутри самого Ургенча (под номером 1). И вот уже на протяжении 22 лет действует только междугородняя линия до Хивы протяжённостью 36 километров.
Троллейбусы между Ургенчем и Хивой курсируют каждые 30 минут. Примечательно, что в Хиве на ночь остаётся несколько троллейбусов для открытия движения утром, поскольку депо находится на востоке Ургенча, и постоянные длинные "нулевые" рейсы местным явно не выгодны.
Подвижной состав представлен чешскими машинами Škoda 24Tr на базе кузова Irisbus Citelis. Они пришли в количестве 9 единиц в 2013 году на смену старым Шкодам 14Tr13. Троллейбус на Хорезмской земле воспринимается как инопланетный корабль среди бесконечного потока мелкого транспорта - микровэнов "Дамас" и маршруток SAZ (наподобие наших Пазиков).
Ургенч не может похвастаться развитой инфраструктурой: ремзона очень скромная, а контактной сетью видимо не занимались ещё с момента запуска "рогатых". Подвижной состав всё чаще и чаще ломается. Очевидно судьба единственного троллейбуса в Узбекистане висит в воздухе...
Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Читайте также на канале: