Найти тему

3 системы городского электротранспорта в Узбекистане

Оглавление

В предыдущем посте я коротко рассказал о том, как за последний год преодолел кризис общественный транспорт Ташкента. Сегодня мы вновь отправляемся в Узбекистан, а темой обсуждения станет городской электротранспорт (ГЭТ).

Когда-то в Узбекистане функционировало довольно много систем городского электротранспорта. По состоянию на 2000 год в 10 городах осуществлялось троллейбусное движение, а в столице Ташкенте помимо троллейбусов работали трамваи. В течение следующих 10 лет троллейбус закрыли во всех городах, кроме Ургенча. Ташкентский трамвай продержался чуть дольше - до 2016. Через год после ликвидации столичного трамвая открылось движение в Самарканде.

Троллейбус Škoda 14Tr13/6 в Ташкенте. Троллейбусы курсировали по дорогам узбекской столицы целых 63 года - с 1947 по 2010. Источник - https://transphoto.org/photo/1541609/
Троллейбус Škoda 14Tr13/6 в Ташкенте. Троллейбусы курсировали по дорогам узбекской столицы целых 63 года - с 1947 по 2010. Источник - https://transphoto.org/photo/1541609/

Последнее время Узбекистан делает ставку на электробусы из Китая: в 2023 году в Ташкент поставлено аж 300 машин. Существуют планы по закупкам новой техники для других городов. А вот какие-либо проекты по развитию трамвая и троллейбуса отсутствуют.

Кстати, тема электробусов в странах СНГ активно набирает обороты. Например, власти Кыргызстана хотят начать эксплуатировать электробусы в Бишкеке, правда одновременно с этим планируется полное закрытие троллейбуса.

Разумеется я буду рассматривать ГЭТ в его классическом представлении - метро, троллейбус, трамвай. Так уж вышло, что в Узбекистане сегодня ровно три работающих системы: одна троллейбусная, одна трамвайная и один единственный метрополитен.

Метрополитен в Ташкенте

Единственная из всех действующих систем городского электротранспорта Узбекистана, открытая во времена Советского Союза - в 1977 году.

В Ташкенте функционируют 4 линии метро: Чиланзарская, Узбекистанская, Юнусабадская и линия Тридцатилетия независимости Узбекистана (самая новая линия, введена в эксплуатацию 30 августа 2020 года).

Схема метрополитена Ташкента. Сегодня действует 4 линии и 50 станций. Картинка из открытых источников.
Схема метрополитена Ташкента. Сегодня действует 4 линии и 50 станций. Картинка из открытых источников.

2020 год и стал последним "ударным" годом для ташкентской подземки: заработали две станции Юнусабадской линии "Юнусабад" и "Туркистон", запущено движение по наземному участку Чиланзарской ветки в крупный массив Сергели.

В 2023 и 2024 открыты два участка самой новой линии Тридцатилетия независимости Узбекистана. Кстати, эта линия изначально обозначалась как "кольцевая". Официально переименована в августе 2023.

В Ташкентском метро эксплуатируются вагоны исключительно российского производства: классические "номерные" в различных модификациях и современные составы 81-765/766/767 "Москва".

Метрополитен пользуется огромной популярностью среди жителей Ташкента. Сокращение интервалов движения происходит по мере поступления новых составов.

Поезд 81-765 "Москва" на станции "Чаштепа" Чиланзарской линии - самой загруженной в Ташкенте. Интервалы в часы "пик" около 3 минут. Фотография автора канала.
Поезд 81-765 "Москва" на станции "Чаштепа" Чиланзарской линии - самой загруженной в Ташкенте. Интервалы в часы "пик" около 3 минут. Фотография автора канала.

Среди туристов метро представляет необычайный интерес ввиду красивого оформления станций. Примечательно, что до 2018 года фото/видеосъёмка в ташкентском метрополитене была строго запрещена. Сейчас проблем нет, однако сотрудники службы безопасности иногда вежливо могут спросить цели съёмки.

Трамвай в Самарканде

История современного трамвая Самарканда началась 15 апреля 2017 года, когда состоялся запуск маршрута №1 от железнодорожного вокзала до массива Сартепа.

Трамвай Vario LF на кольце "Массив Сартепа" в Самарканде. Маршрут №1. Фотография автора канала.
Трамвай Vario LF на кольце "Массив Сартепа" в Самарканде. Маршрут №1. Фотография автора канала.

Слово "современный" я упомянул не просто так, поскольку в советский период в Самарканде трамваи ходили с 1947 по 1973 годы. Перерождение трамвая случилось через год после закрытия движения в Ташкенте (в столице трамвай ушёл в историю 2 мая 2016). Самарканд получил именно бывшие ташкентские вагоны Vario LF, всего передано 20 штук.

Трамвай Vario LF на маршруте №9 в Ташкенте. 2015 год. Конкретно этот вагон с бортовым 2008 впоследствии был передан в Самарканд. Источник - https://transphoto.org/photo/811044/
Трамвай Vario LF на маршруте №9 в Ташкенте. 2015 год. Конкретно этот вагон с бортовым 2008 впоследствии был передан в Самарканд. Источник - https://transphoto.org/photo/811044/
... а это тот же вагон с бортовым номером 1008 в Самарканде. Фотография автора канала.
... а это тот же вагон с бортовым номером 1008 в Самарканде. Фотография автора канала.

2018 год ознаменовался пуском второго маршрута от железнодорожного вокзала к Сиабскому базару. Длина линии составляет 5 километров. С сентября 2019 из-за строительства крупной развязки "двойка" перестала работать, движение возобновилось в марте 2022.

Трамвай Vario LF маршрута №2 на кольце у Сиабского базара. Фотография автора канала.
Трамвай Vario LF маршрута №2 на кольце у Сиабского базара. Фотография автора канала.

Трамвай в Самарканде является полным противовесом тесным автобусам и маршруткам, коих большое количество, и которые в часы "пик" забиваются до отказа. Сейчас взят курс на обновление автобусного парка, поступает новая более вместительная техника из Китая.

Трамваи маршрута №1 пробираются сквозь машинный поток. Слева в кадре виден самый популярный узбекский микровэн "Дамас", использующийся порой как маршрутка. Фотография автора канала.
Трамваи маршрута №1 пробираются сквозь машинный поток. Слева в кадре виден самый популярный узбекский микровэн "Дамас", использующийся порой как маршрутка. Фотография автора канала.

Общий выпуск вагонов 10-12 единиц. Маршрут №1 курсирует с интервалом 8-10 минут, маршрут №2 реже - в лучшем случае каждые 15 минут. Пожалуй главным минусом всей системы является то, что трамвайные пути никак не обособлены (за исключением разворотных колец). Вагоны следуют в общем потоке с автомобилями, а остановки расположены на проезжей части.

Троллейбус в Ургенче

Последний работающий троллейбус на территории Узбекистана, притом междугородний. Соединяет два древних города Хорземской области Ургенч и Хиву.

Наверное это одна из самых колоритных систем электротранспорта на территории СНГ. Здесь напрашивается отдельная публикация, поэтому сейчас про троллейбус расскажу вкратце.

Троллейбусы Škoda 24Tr на остановке у центрального базара в Ургенче. Здесь производится межрейсовый отстой перед отправлением до Хивы. Фотография автора канала.
Троллейбусы Škoda 24Tr на остановке у центрального базара в Ургенче. Здесь производится межрейсовый отстой перед отправлением до Хивы. Фотография автора канала.

Как и трамвай в Самарканде, троллейбус в Ургенче появился на свет уже после распада СССР - в 1997 году. Поначалу работало два маршрута: помимо линии Ургенч-Хива с 1997 по 2002 годы существовал городской внутри самого Ургенча (под номером 1). И вот уже на протяжении 22 лет действует только междугородняя линия до Хивы протяжённостью 36 километров.

Троллейбус Škoda 24Tr на трассе Ургенч-Хива. Фотография автора канала.
Троллейбус Škoda 24Tr на трассе Ургенч-Хива. Фотография автора канала.

Троллейбусы между Ургенчем и Хивой курсируют каждые 30 минут. Примечательно, что в Хиве на ночь остаётся несколько троллейбусов для открытия движения утром, поскольку депо находится на востоке Ургенча, и постоянные длинные "нулевые" рейсы местным явно не выгодны.

Подвижной состав представлен чешскими машинами Škoda 24Tr на базе кузова Irisbus Citelis. Они пришли в количестве 9 единиц в 2013 году на смену старым Шкодам 14Tr13. Троллейбус на Хорезмской земле воспринимается как инопланетный корабль среди бесконечного потока мелкого транспорта - микровэнов "Дамас" и маршруток SAZ (наподобие наших Пазиков).

Троллейбус в окружении "Дамасов" на выезде из Ургенча. Фотография автора канала.
Троллейбус в окружении "Дамасов" на выезде из Ургенча. Фотография автора канала.

Ургенч не может похвастаться развитой инфраструктурой: ремзона очень скромная, а контактной сетью видимо не занимались ещё с момента запуска "рогатых". Подвижной состав всё чаще и чаще ломается. Очевидно судьба единственного троллейбуса в Узбекистане висит в воздухе...

На снимке троллейбус Škoda 24Tr только что отправился с конечной остановки в Хиве. Его сзади "преследует" местная маршрутка SAZ. Фотография автора канала.
На снимке троллейбус Škoda 24Tr только что отправился с конечной остановки в Хиве. Его сзади "преследует" местная маршрутка SAZ. Фотография автора канала.

Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Читайте также на канале: