Мы с вами обсуждаем, как проверить готовность ребенка к школе, провести АПГРЕЙД своего дошкольника. На эту тему уже вышло несколько статей, которые описывают разные аспекты развития, тесно взаимосвязанные друг с другом.
1.Что включает в себя АПГРЕЙД для дошкольника? Ссылка здесь
2. Физическое развитие. Как бегает, прыгает, плавает и подтягивается будущий ОТЛИЧНИК? Ссылка здесь
3. Сенсо-моторное развитие и логика. Как укрепить и усилить фундамент УМСТВЕННОГО развития у дошкольника? Ссылка здесь
4.Эмоциональное развитие. Как умение УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ поможет будущему первокласснику? Ссылка здесь
5. Саморегуляция при подготовке к школе. «Учитесь властвовать собою…» и научите этому своего ребенка. Ссылка здесь
6. Коммуникативный уровень развития дошкольника. «Вместе весело шагать по просторам…» Ссылка здесь
Продолжаем АПГРЕЙД дошкольника и обсуждаем следующий уровень развития – нравственность.
Нравственный или морально этический уровень развития ребенка - это общепринятые правила и традиции жизни в обществе. Мораль определяет нормы поведения и представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, о добре и зле. Существует большое количество толкований этих философских понятий.
У Вас наверняка возник вопрос: «Неужели 6-ти летний ребенок должен знать все нормы морали?» Дело в том, что развитие идет по спирали. На каждом витке развития человек усваивает знания об окружающем мире в соответствии со своим возрастом. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают.
Помните, как у Маяковского: «Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Ответ зависит от системы ценностей, которая существует в семье. Иногда трудно сформулировать все законы правильной жизни, оформить их в слова. И тогда на помощь приходят первоисточники.
Существует общее морально-этическое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Можно переформулировать так: Люби других так, как любишь себя. Встает вопрос: «А что такое любовь?» Ответ дает Библия:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине: все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»
Мы помним по фильмам, как эти слова священник произносит во время венчания (1-е послание от Павла к коринфиянам гл. 13 1:9)
Если попробовать перевести на современный язык эту цитату из библии, то получится:
Любовь – это:
• Терпение
• Доброта
• Бескорыстность
• Скромность
• Честность
• Доверие
• Самоотречение
Когда мы говорим, что любим ребенка, то
• терпеливо и внимательно учим его всему, что знаем сами, (Терпение)
• проявляем доброту, заботу (Доброта),
• естественно, в нашей любви нет никакой корысти, (Бескорыстность)
• не хвастаемся успехами своего ребенка (Скромность)
• если даем обещание, то держим слово, не обманываем (Честность)
• верим своему ребенку (Доверие)
• интересы ребенка ставим превыше своих (Самоотречение)
А теперь давайте по этой схеме побеседуем с ребенком о том, что такое его любовь к родителям? Как надо относиться к людям, которые рядом?
Если ребенок в 6-7 лет усвоит простые истины, что злиться, драться, завидовать, врать – плохо, а брать на себя ответственность за свои поступки, быть заботливым, терпеливым, позитивным и скромным – хорошо, его жизнь, в том числе школьная жизнь, сложится успешно.
Как помочь своему ребенку? Ответ дает Лев Николаевич Толстой «Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»
Материалы, которые помогут вам уделить внимание нравственному развитию своего ребенка, мы будем публиковать на этом канале.