Мы с вами обсуждаем, как проверить готовность ребенка к школе, провести АПГРЕЙД своего дошкольника. На эту тему уже вышло несколько статей, которые описывают разные аспекты развития, тесно взаимосвязанные друг с другом.
1.Что включает в себя АПГРЕЙД для дошкольника? Ссылка здесь
2. Физическое развитие. Как бегает, прыгает, плавает и подтягивается будущий ОТЛИЧНИК? Ссылка здесь
3. Сенсо-моторное развитие и логика. Как укрепить и усилить фундамент УМСТВЕННОГО развития у дошкольника? Ссылка здесь
4.Эмоциональное развитие. Как умение УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ поможет будущему первокласснику? Ссылка здесь
5. Саморегуляция при подготовке к школе. «Учитесь властвовать собою…» и научите этому своего ребенка. Ссылка здесь
Продолжаем АПГРЕЙД дошкольника и обсуждаем следующий уровень развития – коммуникабельность.
Человек существо социальное, он растет и развивается среди других людей. Умение ребенка позитивно общаться делает его жизнь комфортной.
Развитые коммуникативные способности – это умение правильно оценивать ситуацию, в которой происходит контакт между людьми, понимать эмоции других людей в этой ситуации, и адекватно выстраивать общение.
В любой ситуации есть внешние обстоятельства –
• где происходит действие
• когда происходит действие
• кто принимает участие в коммуникации и правила общения
• как в данной ситуации выстроить свое поведение
Например, старший дошкольник должен понимать, что нормативная ситуация в школе и дома – разная. И вести себя в школе надо в соответствии с правилами. Нельзя громко разговаривать на уроке, бегать по классу, играть в свои любимые игрушки.
Для ребенка, который не ходил в детский сад, адаптация к школе происходит очень трудно. Он умеет читать и писать, опережает сверстников по интеллектуальному развитию. Однако при возникновении конфликта не может найти позитивный алгоритм его разрешения. У него нет опыта проживания различных коммуникативных ситуаций. Трудно ожидать от такого ребенка, что он сразу будет отличником в школе. Из-за неумения общаться он будет находиться в состоянии стресса и не сможет хорошо учиться. Поэтому, если ваш ребенок не ходит в детский сад, старайтесь создать для него ситуации общения со сверстниками и другими взрослыми, анализируйте с ним, как и в какой ситуации лучше действовать.
Коммуникация – это обмен эмоциями и информацией. Это обмен может проводиться
• в письменной форме – обмен письмами, СМС-сообщениями, признание любви на асфальте под окнами любимой девушки
• в устном виде, с помощью речи
• невербально – выражение лица собеседника и жесты обо многом вам скажут
Навыки коммуникации надо развивать как можно раньше. Тогда дошкольник будет понимать ключевые правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми, язык жестов, интонации. Он станет более уверенным, открытым и успешным в общении и учебе. Найдет друзей-однокашников и пройдет с ними через всю жизнь.
В дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию культуры устной речи как средству коммуникации.
При этом необходима не фрагментарная подготовка, а взгляд на ребенка в целом.
Если Вашему ребенку уже 7 лет, протестируйте все аспекты его развития, а не только интеллект. Понаблюдайте за ним в ситуации общения, помогите научиться налаживать контакт со сверстниками.