Найти тему

Как укрепить и усилить фундамент УМСТВЕННОГО развития у дошкольника?

Оглавление

Сенсо-моторное развитие и развитие логики в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития ребенка

В предыдущих статьях мы с вами обсудили:

1.Что включает в себя АПГРЕЙД для дошкольника? Ссылка здесь

2.Как бегает, прыгает, плавает и подтягивается будущий ОТЛИЧНИК? Ссылка здесь

Продолжаем АПГРЕЙД для дошкольника и обсуждаем следующий уровень развития - СЕНСО-МОТОРНЫЙ.

Что такое сенсо-моторика?

Сенсо-моторика -это восприятие человеком окружающего мира и передача этих сигналов мозгу через 5 органов чувств:

  • зрение
  • слух
  • осязание
  • обоняние
  • вкус
Картинка из открытого доступа
Картинка из открытого доступа

От того, насколько развита эта система активных контактов с миром, зависит, как мы вписываемся в мир, впитываем в себя информацию, действуем и избегаем опасности. А также от этого зависят успехи в освоении речи и общения со сверстниками и взрослыми, развитие процессов мышления, способности к обучению.

Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития ребенка.

Как развивается сенсо-моторика?

Новорожденный знакомится с окружающим миром – смотрит, ощупывает разные поверхности, слушает, пробует на вкус и выстраивает свою деятельность в соответствии с этими ощущениями. Он сопоставляет то, что видит, и как это называет мама. Ребенок смотрит на красное яблоко, взрослый говорит ему – красное, и он запоминает, что такой цвет называется красным. Взрослый говорит – луна круглая. Ребенок запоминает – такая форма называется круг. Каждый ребенок не придумывает новое слово для тех предметов, которые он узнает.

В культуре человечества уже существуют названия этих предметов и признаков, это сенсорные эталоны:

семь цветов спектра

  • · красный
  • · оранжевый
  • · желтый
  • · зеленый
  • · голубой
  • · синий
  • · фиолетовый

геометрические формы

  • угол,
  • многоугольник (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник и т. д.),
  • окружность,
  • круг,
  • эллипс,
  • овал.

тактильные ощущения

  • шершавый,
  • гладкий
  • холодный
  • горячий

вкус

  • сладкий
  • соленый
  • кислый
  • горький

слуховое восприятие (музыкальный и фонематический слух)

  • · сила звука (громко, тихо)
  • · высота звука
  • · тембр звука

обоняние

  • · цветочный запах
  • · фруктовый запах
  • · зловонный запах
  • · пряный запах
  • · запах гари

метрическая система мер

  • · длина отрезка
  • · масса тела
  • · площадь фигуры
  • · скорость
  • · сила
  • · ускорение

Сейчас мы пользуемся современной метрической системой мер

Картинка из открытого доступа
Картинка из открытого доступа

А несколько столетий назад в России она была такой

Картинка из открытого доступа
Картинка из открытого доступа

Это говорит о том, что сенсорные эталоны могут меняться по мере развития общества.

Сенсорика развивает наблюдательность, внимание, воображение и влияет на расширение словарного запаса. Кроме того, сенсорное развитие влияет на улучшение зрительной, слуховой и моторной памяти.

Когда обратить внимание на развитие сенсо-моторного развития ребенка?

Очень важно не упустить момент. Активное знакомство ребенка с окружающим миром происходит в основном с 2 до 4 лет, потом идет развитие и совершенствование. Если его окружает безопасная среда, яркие красивые игрушки, природа, хорошая музыка, ласковые голоса окружающих – развитие его пойдет лучше.

В 6-7 лет ребенок уже знаком с базовыми сенсорными эталонами. Он изучает их:

  • · Сравнивает по цвету, размеру, местоположению и т.д.
  • · Устанавливает последовательные взаимосвязи, упорядочивает различия.
  • · Выявляет простые закономерности в расположении изображений
  • · Подбирает родовое понятие к группе видовых
  • · Называет несколько видовых понятий к родовому
  • · Классифицирует предметы и графически отображает отношения между понятиями
  • · Сравнивает понятия по объёму и содержанию
  • · Выделяет понятийные группы в разнородном материале, используя существенные признаки выделенных групп

Другими словами, к моменту начала учебы в школе у дошкольника на базе сенсо-моторных навыков сформированы базовые навыки логического мышления, которые помогут ему быть успешным в школьной жизни.

Логика – это наука о правильном мышлении и способности решать задачи на основе теории правильных рассуждений. Развивать логическое мышление у детей очень важно, так как оно помогает им анализировать ситуацию и определять причинно-следственные связи. Это важная часть подготовки к школе.

Как помочь своему ребенку

Для того, чтобы проверить сенсорно-моторное развитие ребенка, надо проверить центральное и периферическое зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые ощущения. Врач-специалист определит физиологическую норму, или отклонение от этой нормы.

Органы чувств можно развивать. Ребенка можно научить различать не только цвета радуги, но и оттенки цветов, насыщенность, холодные и теплые тона. Развитие музыкального слуха тоже значительно обострит восприятие мира.

Мы тянемся к красоте и просто физически отстраняемся от травмирующего впечатления –отвернуться, отшатнуться, зажмуриться, заткнуть уши, зажать нос. Красота – это безопасность, окружающая среда остается враждебной, если в ней нет гармонии. Создайте для ребенка гармоничную среду, и он в будущем порадует Вас своими успехами в школе…и в жизни в целом.

Подтверждение тому слова русского поэта Иосифа Бродского, "Красота есть место, где глаз отдыхает. Эстетическое чувство - двойник инстинкта самосохранения

Развитие логического мышления на базе хорошей сенсо-моторики у детей – это важный процесс, который помогает им успешно обучаться и решать жизненные задачи. Родители могут помочь детям в этом процессе, используя различные игры и задания.

1.Конструирование. Используйте различные конструкторы, например ЛЕГО.

2.Шахматы. Шахматы – это само воплощение логики, где каждый ход зависит от предыдущего и нужно уметь прогнозировать комбинации и находить оптимальные решения.

3. Шашки, лото, домино. Эти игры развивают память, воображение и умение строить ассоциативные ряды.

4.Игра в ассоциации. Например, вы называете предмет, а ребенок ассоциацию (чашка-чайник,колесо-машина и т.п.)

5. Размещение предметов по признакам (разложить пуговицы по цветам и по размеру)

Мы планируем в рамках данного канала публиковать полезные материалы для родителей по подготовке к школе.

Подпишитесь на канал и следите за нашими публикациями!

Спасибо за лайки и подписки!