Найти в Дзене

Как умение УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ поможет будущему первокласснику?

Оглавление

Человеку на уроке грустно, страшно или обидно, поэтому учеба не ладится. Как помочь?

В предыдущих статьях мы с вами обсудили:

1.Что включает в себя АПГРЕЙД для дошкольника? Ссылка здесь

2. Как бегает, прыгает, плавает и подтягивается будущий ОТЛИЧНИК?

Физическое развитие Ссылка здесь

3. Как укрепить и усилить фундамент УМСТВЕННОГО развития у дошкольника? Сенсо-моторное развитие и логика. Ссылка здесь

Продолжаем АПГРЕЙД для дошкольника и обсуждаем следующий уровень развития - эмоциональный.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Развитие ребенка базируется на опыте, который он приобретает. Восприятие действительности на втором, сенсо-моторном уровне через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, на третьем, эмоциональном уровне, окрашивается эмоциями и опыт становится более ярким, отчетливым. Ребенок принимает или не принимает что-то в окружающей среде, любит или не любит. У него возникают эмоции: - радость, наслаждение, страх, гнев, нетерпение. И ребенок принимает для себя решение, как действовать в соответствии с этой эмоцией.

.

Рисунок из открытого источника
Рисунок из открытого источника

На этой красивой схеме, колесе Плутчика, представлен широкий спектр эмоций. Они расположены по нарастанию интенсивности: восхищение-доверие- приятие или ярость –злоба- досада. Степень выраженности эмоции обозначена градиентом. Нельзя отрицать какие-то эмоции, например страх или зависть, эмоции возникают независимо от нас. Так устроен человек, но можно научиться и научить своего ребенка справляться с эмоциями, ослаблять или усиливать их.

И говорить оо этом надо начинать в дошкольном детстве. Когда идет интенсивное эмоциональное развитие детей, они начинают анализировать свое собственное эмоциональное состояние. Формируется умение встать на позицию другого человека, понять и принять его чувства.

Умение управлять собственными эмоциями укрепляет психологическое и физическое здоровье ребенка. Трудно представить себе успешного ученика, если его жизнь наполнена страхом или печалью. Например, идет урок, а ребенок не может включиться – он боится учительницу, от одного ее взгляда теряется и забывает, о чем хотел спросить. Он тоскует по маме и улетает мыслями далеко, иногда с трудом сдерживает слезы. А еще на перемене друг сломал его любимый карандаш, а это очень обидно. Позволит ли ему эта «буря эмоций» сосредоточиться и ровно писать буковки в тетради или правильно решать примеры? Вряд ли. Возникает неуспешность, снижаются оценки.

Поэтому при подготовке к школе надо не упустить эмоциональное развитие ребенка.

Если научиться распознавать и контролировать свои эмоции, насколько легче будет жить на свете!

Зачем нам еще один интеллект, эмоциональный?

В последние годы из зарубежной психологии к нам пришло понятие эмоциональный интеллект. Теперь наряду с тестом IQ (измерение интеллекта) существует методика измерения уровня развития эмоций.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект предполагает способность:

• Анализировать свои эмоции

• Контролировать свои эмоции

• Использовать свои эмоции на благо себе и окружающим

• Понимать и принимать эмоции и чувства других людей

В интернете сейчас в свободном доступе большое количество тестов на русском языке по измерению эмоционального интеллекта. Пройдите такой тест и проанализируйте свою эмоциональность. Дети, как правило, являются нашим отражением. Вам проще будет помочь своему ребенку в подготовке к школе, если вы правильно оцените, над чем Вам надо работать вместе с ним.

Читая художественную литературу, обращайте внимание ребенка на эмоции героев, обсуждайте это. Учите ребенка анализировать его собственные эмоции.

Полезные книжки про эмоции

Существуют книги, которые посвящены работе с эмоциями ребенка. Вот эти наиболее интересные:

Корнелия Спилман «Полезные сказки»

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Каждая книга серии начинается с введения для взрослых о том, как помочь детям разобраться с их чувствами. Ваш малыш сможет научиться этому, слушая книгу и рассматривая картинки.

Книги так и называются: «Когда я скучаю», «Когда я грущу»,

«Когда я злюсь», «Когда я боюсь», «Когда я завидую»,

«Когда я тревожусь».

Елена Ульева «Сказки про Эмоции» - это замечательная серия терапевтических сказок. Елена является опытным педагогом, автором большого количества детских книг и методики развития эмоционального интеллекта. Именно она легла в основу книг данной серии.

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

«Почему я злюсь?»

«Почему я завидую?»

«Почему мне страшно?»

«Почему я стесняюсь?»

«Почему я обиделся?»

«Почему мне стыдно?» и др.

Елена Ульева Серия книг «Компас эмоций»

Картинка из открытого источника
Картинка из открытого источника

В книгах есть предисловие для взрослых, с кратким ликбезом

по теме эмоционального интеллекта и его развития у детей.

На самом деле, эмоциональный интеллект может развивать

любая книга. Помните из Курочки Рябы: «Плачет дед, плачет

баба». Вот вам и эмоция печали. Мы можем прокомментировать:

«Посмотри, как расстроились бабушка с дедушкой, им очень

грустно. Когда человеку очень грустно он плачет». Вот вам и

развитие эмоционального интеллекта.

Мы планируем в рамках данного канала публиковать полезные материалы для родителей по подготовке к школе, по развитию эмоционального интеллекта у детей в том числе.
Подпишитесь на канал и следите за нашими публикациями!
Спасибо за лайки и подписки!