“Учитесь властвовать собою...”
А. С. Пушкин
В предыдущих статьях мы с вами обсудили:
1.Что включает в себя АПГРЕЙД для дошкольника? Ссылка здесь
2. Физическое развитие. Как бегает, прыгает, плавает и подтягивается будущий ОТЛИЧНИК? Ссылка здесь
3. Сенсо-моторное развитие и логика. Как укрепить и усилить фундамент УМСТВЕННОГО развития у дошкольника? Ссылка здесь
4.Эмоциональное развитие. Как умение УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ поможет будущему первокласснику? Ссылка здесь
Продолжаем АПГРЕЙД для дошкольника и обсуждаем следующий уровень развития – саморегуляцию.
Мы говорим: «Этот ребенок организованный, он будет хорошо учиться?» А что это значит? Давайте разбираться.
Представьте себе школьника, который забыл дома тетрадку, не знает какой сейчас урок, какой надо достать учебник, ручка у него не пишет. Учительница делает замечание. А еще по дороге в школу потерял варежку, мама будет ругаться.Сможет ли он быть внимательным на уроке? Вряд ли. Формируется неуспешность.
Организованный ребенок имеет высокий уровень саморегуляции.
Обычно, в возрасте 6-7 лет ребенок уже может:
· соблюдать правила безопасного поведения
· контролировать свои движения и управлять ими
· контролировать свои эмоции
· следовать правилам в разных видах деятельности
· планировать свою деятельность
· контролировать достижение поставленной цели
· решать ситуативные задачи
· адекватно вести себя в незнакомой обстановке
Как проявляется дефицит самоорганизации у ребенка?
- В быту: забывает убираться в комнате, заправлять кровать, складывать вещи и выполнять иные домашние обязанности
- В учебной деятельности: сложно начать делать уроки, собирать портфель, планировать очередность выполнения заданий и т.д.
- В повседневной жизни: трудно планировать досуг, распределять личное время
Как помочь ребенку научиться самоорганизации?
Уровень развития саморегуляции особенно явно проявляется и эффективно фиксируется в играх, особенно в играх с правилами.
Регуляторные функции, или саморегуляция требует кропотливой работы взрослых и формируется на протяжении длительного срока.
«Планировать свою деятельность и контролировать достижение поставленной цели» – кажется, что это звучит слишком по-взрослому. Попробую прокомментировать на примере, как можно научить ребенка планированию и контролю.
Представьте себе такую ситуацию. Ребенок 3-х лет приходит в детский садик. После завтрака всем детям предлагается позаниматься тем, чем им хочется. В группе есть различные «центры активности»:
· уголок, где можно порисовать или полепить из пластилина,
· ковер, на котором можно строить из кубиков,
· мини-библиотечка, где можно полистать книжки, посмотреть картинки,
· мини-кухня, где можно поиграть в кастрюли и сковородки и т.д.
· уголок, где можно поиграть в дочки-матери
Ребенок может выбрать для себя что-то одно, для этого он берет карточку со своей фотографией и прикрепляет ее в том «центре активности», в котором хочет сегодня поиграть. Воспитатель и помощники воспитателя беседуют с ним и спрашивают, что бы он хотел сегодня сделать. Например, несколько детей выбрали кубики и решили построить замок. Если они не успевают завершить эту работу, то говорят о том, что хотели бы достроить замок завтра. И назавтра обязательно заканчивают свою работу, только после этого кубики убирают на место.
Те дети, которые рисовали, заканчивают свой рисунок и убирают карандаши и краски. Кто играл или смотрел книжки, тоже приводят все в порядок. Таким образом фиксируется постановка и достижение цели.
Примерно так делают в детских садах Монтессори.
Подобную ситуацию легко смоделировать дома для детей, которые не ходят в детский сад, причем не только в игре, но и при выполнении посильных возрасту домашних дел.
Организованный ребенок обладает такими качествами, как самостоятельность, инициативность, ответственность. И это – залог успешности в школе.