Найти тему

«Учитесь властвовать собою…» и научите этому своего ребенка. САМОРЕГУЛЯЦИЯ при подготовке к школе

Оглавление
Тетрадку забыл, стишок не выучил, ручка не пишет. Варежку еще не потерял, по дороге домой потеряет....
Тетрадку забыл, стишок не выучил, ручка не пишет. Варежку еще не потерял, по дороге домой потеряет....


“Учитесь властвовать собою...”

А. С. Пушкин

В предыдущих статьях мы с вами обсудили:

1.Что включает в себя АПГРЕЙД для дошкольника? Ссылка здесь

2. Физическое развитие. Как бегает, прыгает, плавает и подтягивается будущий ОТЛИЧНИК? Ссылка здесь

3. Сенсо-моторное развитие и логика. Как укрепить и усилить фундамент УМСТВЕННОГО развития у дошкольника? Ссылка здесь

4.Эмоциональное развитие. Как умение УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ поможет будущему первокласснику? Ссылка здесь

Продолжаем АПГРЕЙД для дошкольника и обсуждаем следующий уровень развития – саморегуляцию.

Мы говорим: «Этот ребенок организованный, он будет хорошо учиться?» А что это значит? Давайте разбираться.

Представьте себе школьника, который забыл дома тетрадку, не знает какой сейчас урок, какой надо достать учебник, ручка у него не пишет. Учительница делает замечание. А еще по дороге в школу потерял варежку, мама будет ругаться.Сможет ли он быть внимательным на уроке? Вряд ли. Формируется неуспешность.

Организованный ребенок имеет высокий уровень саморегуляции.

Обычно, в возрасте 6-7 лет ребенок уже может:

· соблюдать правила безопасного поведения

· контролировать свои движения и управлять ими

· контролировать свои эмоции

· следовать правилам в разных видах деятельности

· планировать свою деятельность

· контролировать достижение поставленной цели

· решать ситуативные задачи

· адекватно вести себя в незнакомой обстановке

Как проявляется дефицит самоорганизации у ребенка?

- В быту: забывает убираться в комнате, заправлять кровать, складывать вещи и выполнять иные домашние обязанности

- В учебной деятельности: сложно начать делать уроки, собирать портфель, планировать очередность выполнения заданий и т.д.

- В повседневной жизни: трудно планировать досуг, распределять личное время

Как помочь ребенку научиться самоорганизации?

Уровень развития саморегуляции особенно явно проявляется и эффективно фиксируется в играх, особенно в играх с правилами.

Регуляторные функции, или саморегуляция требует кропотливой работы взрослых и формируется на протяжении длительного срока.

«Планировать свою деятельность и контролировать достижение поставленной цели» – кажется, что это звучит слишком по-взрослому. Попробую прокомментировать на примере, как можно научить ребенка планированию и контролю.

Представьте себе такую ситуацию. Ребенок 3-х лет приходит в детский садик. После завтрака всем детям предлагается позаниматься тем, чем им хочется. В группе есть различные «центры активности»:

· уголок, где можно порисовать или полепить из пластилина,

· ковер, на котором можно строить из кубиков,

· мини-библиотечка, где можно полистать книжки, посмотреть картинки,

· мини-кухня, где можно поиграть в кастрюли и сковородки и т.д.

· уголок, где можно поиграть в дочки-матери

Ребенок может выбрать для себя что-то одно, для этого он берет карточку со своей фотографией и прикрепляет ее в том «центре активности», в котором хочет сегодня поиграть. Воспитатель и помощники воспитателя беседуют с ним и спрашивают, что бы он хотел сегодня сделать. Например, несколько детей выбрали кубики и решили построить замок. Если они не успевают завершить эту работу, то говорят о том, что хотели бы достроить замок завтра. И назавтра обязательно заканчивают свою работу, только после этого кубики убирают на место.

Те дети, которые рисовали, заканчивают свой рисунок и убирают карандаши и краски. Кто играл или смотрел книжки, тоже приводят все в порядок. Таким образом фиксируется постановка и достижение цели.

Примерно так делают в детских садах Монтессори.

Подобную ситуацию легко смоделировать дома для детей, которые не ходят в детский сад, причем не только в игре, но и при выполнении посильных возрасту домашних дел.

Организованный ребенок обладает такими качествами, как самостоятельность, инициативность, ответственность. И это – залог успешности в школе.

В нашем канале мы планируем размещать советы по развитию саморегуляции дошкольников.

Следите за публикациями, подписывайтесь на канал. Спасибо за лайки и подписки!