Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Муслим, Полад и шлягер раздора: конфликт

Оглавление

1969 год. Песня Бюльбюль оглы "Позвони" — всесоюзный шлягер.

Полад привлекает внимание не только простых граждан, но и профессионального музыкального сообщества. Он становится членом Союза композиторов СССР.

24-летний азербайджанский композитор входит в организацию, во главе которой стоит Тихон Хренников, а среди членов правления: Свиридов, Шостакович, Шнитке, Щедрин...

Его учитель, и непререкаемый авторитет, Кара Караев был принят в Союз композиторов СССР в 40 лет, через 20 лет после того как стал членом республиканской организации, а Полад в 24, уже заседал на общих собраниях в Москве.

Было от чего вскружиться голове.

А тут еще пригласили на Центральное телевидение записать новую песню.

(Продолжение, начало здесь — 1, 2, 3, 4)

"Не ревнуй" Полада Бюльбюль оглы

Полад прилетел в Москву с толстенной папкой, где была самая разнообразная музыка. Некоторая, уже переложенная на песни, другая, еще существовавшая только на бумаге.

Но в музыкальной редакции хотели продолжения темы разделенной любви по телефону.

Бюльбюль оглы, в отличие от Магомаева, был более восточным человеком. Со здоровым прагматизмом и пониманием, что помимо музыкальной составляющей важен и успех у публики. Поэтому сразу после взлета "Позвони", написал в содружестве с Онегиным Гаджикасимовым несколько песен на тему любви.

В одной из них было упоминание телефона, что привело музыкальных редакторов в восторг. Его тут же пригласили на запись популярной эстрадно-развлекательной программы "С Днем рождения".

Полад впервые появился на экранах не на "Голубом огоньке", не как неизвестный подающий надежды молодой певец, а как полноценная звезда которую слушает весь Союз.

Достаточно сказать, что из десяти исполнителей, его выход был девятым. Перед Ларисой Мондрус.

Мондрус на той передаче
Мондрус на той передаче

Опять Лариса Мондрус

Кстати, участие Ларисы с Поладом на "С Днем рождения" без Муслима, у которого были хорошие с ней отношения, дали повод для слухов о любовной составляющей конфликта Магомаева с Бюльбюль оглы.

Полад это отрицал:

— А девушек в молодости не делили?
— У него были свои девушки, у меня — свои. Нет, ни финансовых, ни женских проблем у нас с Муслимом, слава Богу, не было.

Я далек от этих желтых бездоказательных слухов, но не могу не обратить внимание на название песни, которую предложил Бюльбюль оглы.

Впрочем, возможно что Лариса просто была инициатором вызова Полада в Москву или это было обычное совпадение.

В общем, дело это темное... в том смысле, что мы можем только строить догадки. Однако то, что не вызывает никакого сомнения — это был звездный дебют Полада Бюльбюль оглы.

Что видно и по тому, как его представляли:

Миллионы советских людей впервые видели Полада (обратили внимание на его внешность), и то что увидели, им явно понравилось.

Молоденький, хорошенький, с завораживающим голосом... его белую "Волгу" зацеловывали так, что она розовела от помады.

Муслим Магометович

27-летний Муслим Магомаев все это уже проходил.

В 1969 году, он берет Первую премию на Международном фестивале в Сопоте, потом получает в Каннах (на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий) — «Золотой диск».

-3

Для Магомаева мало что меняется. Он достиг высокой планки и держится ее уже несколько лет. (Это будет продолжаться еще полтора десятилетия.)

У Бюльбюль оглы все немного по другому. Он резко взлетел к пику популярности, но стал фактически певцом одной песни. Все что он делал впоследствии и близко не подходило к "Позвони" 67-го года.

Возможно поэтому отношения приятелей стали портиться. Полад стал вести себя вызывающе, воспринимая в штыки все что делал Муслим.

1970 год

В 1970 году Главная редакция музыкальных программ ЦТ снимает передачу "Праздничный концерт. Ноябрьский "Огонек".

На нее приглашают Магомаева, который второй год подряд получил «Золотой диск» в Каннах.

Я не знаю, то ли Муслим хотел уколоть Полада за его периодические истерики, то ли наоборот, решил таким образом пойти на мировую, но в исполненные на передаче пародии, он включил и пародию на Бюльбюльоглы.

С одной стороны, пародия от звезды такой величины это признание успеха, с другой, Магомаев явно не пародирует, а передразнивает.

При этом, закончив исполнение песни Бюльбюльоглы, когда его спрашивают, а будет ли исполнение самого Магомаева, он отвечает, что это сложнее.

Впрочем, все это могло быть и товарищеской шуткой. Обычно подшучивают над теми, кто близок и не может обидеться.

Но Полад обиделся, причем сильно. Целый год отказывался общаться с Муслимом.

Много позже, когда произойдет по настоящему серьезная ссора, Магомаев напишет:

На известную пословицу «Не делай добра — не получишь зла» Я всегда реагировал резко отрицательно, всегда старался делать добро и никогда не жалел об этом. Но в истории с моим другом детства Поладом Бюль-Бюль Оглы, которого, как оказалось, у меня и не было, я впервые задумался о правоте этой русской пословицы. В юности я немного помог ему, поддержал в первое время. Привёз в Москву, познакомил с нужными людьми. Он там наиграл, напел свои песенки и, — понравился. Вместе с быстро пришедшей славой пришел и гонор. Он решил, что популярность у него не меньше моей и стал мне хамить, ссориться со мной, после небольших дружеских посиделок рвать немалые купюры и бросать бокалы на проспект Кирова, теперь он носит имя Бюль-Бюля. После моих добрых пародий на известных певцов ни Рашид Бейбутов, ни Георг Отс не обиделись. Обиделся только друг детства. Зато, когда популярность резко пошла на убыль, а телевидение как-то повторило эту старую шутку, он позвонил в полнейшем восторге! Спросил: «Ты смотрел?» Я удивился: «Ты же когда-то со мной целый год из-за этого не разговаривал». Ответ был понятным: «Теперь можно»…
-4

(Продолжение)