1969 год. Песня Бюльбюль оглы "Позвони" — всесоюзный шлягер.
Полад привлекает внимание не только простых граждан, но и профессионального музыкального сообщества. Он становится членом Союза композиторов СССР.
24-летний азербайджанский композитор входит в организацию, во главе которой стоит Тихон Хренников, а среди членов правления: Свиридов, Шостакович, Шнитке, Щедрин...
Его учитель, и непререкаемый авторитет, Кара Караев был принят в Союз композиторов СССР в 40 лет, через 20 лет после того как стал членом республиканской организации, а Полад в 24, уже заседал на общих собраниях в Москве.
Было от чего вскружиться голове.
А тут еще пригласили на Центральное телевидение записать новую песню.
(Продолжение, начало здесь — 1, 2, 3, 4)
"Не ревнуй" Полада Бюльбюль оглы
Полад прилетел в Москву с толстенной папкой, где была самая разнообразная музыка. Некоторая, уже переложенная на песни, другая, еще существовавшая только на бумаге.
Но в музыкальной редакции хотели продолжения темы разделенной любви по телефону.
Бюльбюль оглы, в отличие от Магомаева, был более восточным человеком. Со здоровым прагматизмом и пониманием, что помимо музыкальной составляющей важен и успех у публики. Поэтому сразу после взлета "Позвони", написал в содружестве с Онегиным Гаджикасимовым несколько песен на тему любви.
В одной из них было упоминание телефона, что привело музыкальных редакторов в восторг. Его тут же пригласили на запись популярной эстрадно-развлекательной программы "С Днем рождения".
Полад впервые появился на экранах не на "Голубом огоньке", не как неизвестный подающий надежды молодой певец, а как полноценная звезда которую слушает весь Союз.
Достаточно сказать, что из десяти исполнителей, его выход был девятым. Перед Ларисой Мондрус.
Опять Лариса Мондрус
Кстати, участие Ларисы с Поладом на "С Днем рождения" без Муслима, у которого были хорошие с ней отношения, дали повод для слухов о любовной составляющей конфликта Магомаева с Бюльбюль оглы.
Полад это отрицал:
— А девушек в молодости не делили?
— У него были свои девушки, у меня — свои. Нет, ни финансовых, ни женских проблем у нас с Муслимом, слава Богу, не было.
Я далек от этих желтых бездоказательных слухов, но не могу не обратить внимание на название песни, которую предложил Бюльбюль оглы.
Впрочем, возможно что Лариса просто была инициатором вызова Полада в Москву или это было обычное совпадение.
В общем, дело это темное... в том смысле, что мы можем только строить догадки. Однако то, что не вызывает никакого сомнения — это был звездный дебют Полада Бюльбюль оглы.
Что видно и по тому, как его представляли:
Миллионы советских людей впервые видели Полада (обратили внимание на его внешность), и то что увидели, им явно понравилось.
Молоденький, хорошенький, с завораживающим голосом... его белую "Волгу" зацеловывали так, что она розовела от помады.
Муслим Магометович
27-летний Муслим Магомаев все это уже проходил.
В 1969 году, он берет Первую премию на Международном фестивале в Сопоте, потом получает в Каннах (на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий) — «Золотой диск».
Для Магомаева мало что меняется. Он достиг высокой планки и держится ее уже несколько лет. (Это будет продолжаться еще полтора десятилетия.)
У Бюльбюль оглы все немного по другому. Он резко взлетел к пику популярности, но стал фактически певцом одной песни. Все что он делал впоследствии и близко не подходило к "Позвони" 67-го года.
Возможно поэтому отношения приятелей стали портиться. Полад стал вести себя вызывающе, воспринимая в штыки все что делал Муслим.
1970 год
В 1970 году Главная редакция музыкальных программ ЦТ снимает передачу "Праздничный концерт. Ноябрьский "Огонек".
На нее приглашают Магомаева, который второй год подряд получил «Золотой диск» в Каннах.
Я не знаю, то ли Муслим хотел уколоть Полада за его периодические истерики, то ли наоборот, решил таким образом пойти на мировую, но в исполненные на передаче пародии, он включил и пародию на Бюльбюльоглы.
С одной стороны, пародия от звезды такой величины это признание успеха, с другой, Магомаев явно не пародирует, а передразнивает.
При этом, закончив исполнение песни Бюльбюльоглы, когда его спрашивают, а будет ли исполнение самого Магомаева, он отвечает, что это сложнее.
Впрочем, все это могло быть и товарищеской шуткой. Обычно подшучивают над теми, кто близок и не может обидеться.
Но Полад обиделся, причем сильно. Целый год отказывался общаться с Муслимом.
Много позже, когда произойдет по настоящему серьезная ссора, Магомаев напишет:
На известную пословицу «Не делай добра — не получишь зла» Я всегда реагировал резко отрицательно, всегда старался делать добро и никогда не жалел об этом. Но в истории с моим другом детства Поладом Бюль-Бюль Оглы, которого, как оказалось, у меня и не было, я впервые задумался о правоте этой русской пословицы. В юности я немного помог ему, поддержал в первое время. Привёз в Москву, познакомил с нужными людьми. Он там наиграл, напел свои песенки и, — понравился. Вместе с быстро пришедшей славой пришел и гонор. Он решил, что популярность у него не меньше моей и стал мне хамить, ссориться со мной, после небольших дружеских посиделок рвать немалые купюры и бросать бокалы на проспект Кирова, теперь он носит имя Бюль-Бюля. После моих добрых пародий на известных певцов ни Рашид Бейбутов, ни Георг Отс не обиделись. Обиделся только друг детства. Зато, когда популярность резко пошла на убыль, а телевидение как-то повторило эту старую шутку, он позвонил в полнейшем восторге! Спросил: «Ты смотрел?» Я удивился: «Ты же когда-то со мной целый год из-за этого не разговаривал». Ответ был понятным: «Теперь можно»…