Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Муслим, Полад и шлягер раздора: эра Гейдара Алиевича

Оглавление

Хотя в обществе существует мнение, что отношения между Муслимом Магомаевым и Поладом Бюльбюль оглы были, если не дружескими, то вполне нормальными. И я бы с большой радостью написал об этом. Но правда жизни такова, что между земляками в определенный момент произошел полный разрыв отношений.

Причем с большим скандалом (открытым письмом Магомаева к азербайджанскому народу).

Я на это обращаю внимание, потому-что даже в комментариях на предыдущих частях повествования (1, 2, 3, 4, 5), меня обвиняют во лжи.

-2

Впрочем, понятно откуда растут уши у этого явления. Муслима Магометовича уже нет как 16 лет, а Полад Муртузович во всех интервью говорит, что все у них было хорошо.

— Из-за чего вы могли поссориться?
— Да не-е-е, ерунда всякая, из-за мелочей. У него характер сложный, да и у меня, наверное, непростой, поэтому бывали какие-то размолвки. Но ничего серьезного — гадостей друг другу мы никогда не делали.

Две звезды из Баку

На Советской эстраде было три звезды из Азербайджана, имевших в своем репертуаре всесоюзные шлягеры. Это

  1. Рашид Бейбутов ("Я встретил девушку", "Севгилим", "Любимые глаза"... около 10 популярных песен.)
  2. Муслим Магомаев ("Королева красоты", "Свадьба", "Лучший город Земли", "Синяя вечность", "Чертово колесо" и т.д. Более 20 шлягеров.)
  3. Полад Бюльбюль оглы ("Позвони", "Шейк", "Как жили мы борясь"... порядка 5 хитов.)

Рашид Меджидович был на 20 лет старше своих более молодых соотечественников.

-3

К тому же, став в 1966 году депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР, и создав свой театр (1968), постепенно отошел от исполнения песен.

Поэтому Магомаев и Бюльбюль оглы стали единственным представителями высокого уровня, представляющие республику на всесоюзной эстраде. Рядом с ними и близко не было никого. Чуточку приближался квартет "Гая", но это был коллектив...

Немножко отсебятины

Изучая последние недели тему соперничества двух азербайджанских звезд, я пришел к занимательному выводу: оно было завязано не на популярности в СССР, а на отношении к ним внутри республики.

Мне кажется именно это не давало покоя Поладу.

Судите сами. Бюльбюль оглы всегда был больше азербайджанским певцом и композитором, чем советским. С 17 лет писал востребованную внутри республики музыку.

Активно работал и продвигал национальную "мелодику" (не знаю что это такое, но вы поняли). Работал с известными в Азербайджане коллективами. Позже сам руководил ими. (Например, в 1976 году возглавил «Государственный эстрадный ансамбль Азербайджанской ССР».)

Практически безвылазно жил в Баку (за исключением гастролей).

Но стоило появится в городе Муслиму, как Полад отходил на другой план. Причем это касалось не только публики. Музыкальное сообщество и руководство республики совсем по другому относились к Магомаеву.

Квартет "Гая"

Характерный пример вышеописанного это отношения с группой "Гая".

Полад писал для нее, когда это еще был полулюбительский коллектив без названия (1961). Был хорошо знаком со всеми участниками квартета, но никогда не выступал вместе с ними.

Муслим познакомился с музыкантами много позже. Быстро сдружился и не отказывался от совместного исполнения. Более того, когда в 1965 году у "Гая" (тогда "Гуниб") возникли проблемы с заработком, Магомаев согласился на четырехмесячное турне вместе с квартетом по Дальнему Востоку.

-4

Именно в этот тур, группа впервые взяла себе новое название "Гая".

-5

Это я к тому, что Муслим был более открытым.

По крайней мере для земляков, которых не так часто видел. А Полад варился внутри котла, где наверняка были свои подводные течения. Он так не мог.

К тому же, как кажется, у Бюльбюль оглы есть что-то местническое в характере. Не даром, хотя он родился в Баку, всегда подчеркивал, что родом из Шуши. А для Магомаева все жители республики были земляками.

Поэтому, один легко сходился в Баку со всеми, другой, держался чуть в стороне. И чем больше становилась популярность обоих, тем резче эта разница чувствовалась — Полад себя ассоциировал со звездой всесоюзного масштаба, а а Муслим оставался бакинским парнем.

Наверное поэтому, Магомаев стал Народным артистом Азербайджанской ССР в 1971 году (а уже в 1973 - СССР), а Бюльбюль оглы получил азербайджанское звание, только в 1982-ом (хотя давно его заслужил).

Все это не могло не вызывать нехорошие чувства к приятелю, который как минимум по вкладу в Азербайджанское музыкальное искусство, был ему не ровня.

-6

Гейдар Алиев

Гейдар Алиевич, еще будучи Председателем КГБ Азербайджанской ССР, прекрасно знал о двух азербайджанских дарованиях.

Он вообще с особым пиететом относился к деятелям культуры.

Когда Муслим был в опале, именно Алиев подготовил записку Андропову, после чего Магомаеву вновь разрешили выступать на больших площадках.

Поладу уделялось не меньше внимания. Но все-таки отношения к двум талантливым азербайджанцам было разное.

К Бюльбюль оглы, Алиев относился как к гордости республики. Как к ее золотому фонду. То есть ценил его, как очень важную фигуру в азербайджанской культуре.

К Муслиму же отношение было отеческим. Более личным. Как кажется, Гейдар Алиевич оценивал Магомаева в первую очередь как человека.

-7

При этом Алиеву приходилось постоянно мирить двух звезд. Как опытный руководитель, понимая корни всего происходящего, как-то уравновешивать их в республике.

К примеру, в 1975 году Муслим Магомаев создает Азербайджанский государственный эстрадно-симфонический оркестр. Становится его художественным руководителем и начинает гастролировать по всему Советскому Союзу. В перерывах между гастролями, выступает сам за рубежом.

На следующий год (1976), Полада Бюльбюль оглы назначают руководителем Государственного эстрадного ансамбля Азербайджанской ССР. С ансамблем, он посещает несколько десятков стран, восполняя отсутствие личных гастролей за рубеж.

-8

Воспоминания об Г.А. Алиеве

Как Магомаев, так и Бюльбюль, с удовольствием рассказывали о Гейдаре Алиеве.

По их воспоминаниям можно издать отдельную книгу, настолько большой объем информации. Я взял только несколько характерных эпизодов.

Здесь надо учитывать, что цитаты Муслима взяты из книги о его жизни, а Бюльбюля из вопросов о Гейдаре Алиевиче в интервью.

Полад

О полученном:

Когда он уже был Президентом, я сказал ему:
– Гейдар Алиевич, при Вас я получил премию Ленинского комсомола, при Вас начал ездить за границу, Вы предоставили мне первую квартиру в Баку, дали «Волгу», затем звание заслуженного деятеля, народного артиста, и Вы же рекомендовали меня на административную должность. Только министром я стал без Вас, да и то, когда Вы вернулись, оставили меня на этой должности.
– Как ты все хорошо помнишь, – засмеялся он.

Говоря о "подарках" Алиева, Бюльбюль оглы не упомянул очень важное. Он не просто получил квартиру от Первого Секретаря, но за ним сохранилась и прежняя (в отличие от Муслима).

В ней, в 1976 году, он с мамой создаст музей отца. Официальная церемония открытия которого состоится только в 1982 году, когда ему отдадут еще и бывшую квартиру Магомаевых.

На церемонии открытия будет присутствовать Алиев.

Через пять месяцев, он переведется в Москву. Но начавшиеся в Шуше работы по созданию еще одного дома-музея Бюльбюля продолжатся. В 1983 году откроется музей и там.

Интересно, что этот момент не вызвал никаких разногласий между приятелями. То ли Гейдар Алиевич сумел донести, то ли Магомаев надеялся, что и его деду отдадут такие почести, но скорее всего сказалось уважение Муслима к отцу Полада. Признание его заслуг.

И еще из воспоминаний об Алиеве:

Поблажек, конечно, не делал, однако к творческим людям у него отношение было иное, чем просто к чиновникам. На любого министра он мог повысить голос, устроить ему «разнос», но в отношении  к самому рядовому писателю, художнику, артисту никогда себе этого не позволял. Я чувствовал его доброжелательное отношение к себе. И по тому, как он всегда давал мне высказываться, и по тому, что я мог позволить себе пошутить, рассказать новый анекдот и вообще вести себя более свободно, чем другие чиновники. Я знаю, что на меня многие жаловались – такова уж доля министра культуры. Однако Гейдар Алиевич никогда в резкой форме мне не выговаривал, это всегда звучало как пожелание.
-11

И еще:

В самом начале, когда Гейдар Алиев вернулся, я почувствовал какое-то напряжение. Он еще был главой парламента, но уже практически руководил республикой. Позже я узнал: в глубине души он был недоволен тем, что я не ушел с должности во время правления Народного фронта. Я добился аудиенции и рассказал ему, что если бы я тогда ушел из министерства, то, вернувшись в Баку, он бы уже не застал ни Хореографического училища, ни хоровой капеллы, ни симфонического оркестра, ни балетной труппы театра.

О поддержке и доверии:

В 1995 году земляки-шушинцы выдвинули мою кандидатуру в депутаты Милли Меджлиса первого созыва независимой республики. Но в то время существовала квота из 19 человек, которая оказалась заполнена. И лишь после «благословения» Президента мне разрешили баллотироваться в депутаты. В результате меня выбрали в парламент, и параллельно так получилось, что в это же время я оказался избранным председателем Совета по культурному сотрудничеству стран СНГ. Эти эпизоды говорили о полном доверии ко мне со стороны Гейдара Алиева.

Муслим

Хотя заочно Алиев знал о Магомаеве еще с первых шагов в музыке, личное знакомство произошло только в 1970 году.

Осенью 1970 года готовились торжества по случаю 50-й годовщины установления Советской власти в Армении. Мне позвонили из ЦК компартии Азербайджана и сообщили, что Гейдар Алиевич Алиев включил меня в состав делегации Азербайджана, отправлявшейся в Ереван.

В той поездке, Алиев выступал с поздравительной речью на крупных предприятиях и институтах Армении, а после было несколько концертных номеров от азербайджанских артистов.

После небольшого турне состоялся праздничный ужин и концерт.

Я спел армянскую народную песню на языке оригинала. Мое исполнение понравилось. Сидевший неподалеку от сцены Арам Хачатурян вскочил со стула, поднял вверх большой палец и крикнул: "Муслим, давай что-нибудь из песен Арно!" Я спел несколько песен Бабаджаняна. Затем попросили спеть русскую песню, потом я исполнил азербайджанскую... В общем, вышла полная дружба народов. Но на этом мое выступление не закончилось: собираюсь уходить - не отпускают. Получилось чуть ли не целое отделение концерта. Одним словом, вечер удался. Все были довольны.
-12

Напомню, на тот момент Магомаеву было 25 лет, а Алиеву — 47.

После приема Гейдар Алиевич предложил мне пройтись с ним до гостиницы - вдвоем, без охраны. Поделились впечатлениями о вечере. Потом он спросил: "Может быть, тебе что-нибудь нужно?" Я поблагодарил и сказал, что мне ничего не надо. Хотя нужно было тогда немало. И, прежде всего, разобраться с квартирной проблемой, чтобы у меня были нормальные условия для жизни.
Гейдар Алиевич человек мудрый - он догадывался, почему я у него ни о чем не просил. Думаю, он оценил мой такт и у него появился повод относиться ко мне с уважением, а потом и с любовью. Как и я отношусь к нему. И все же мой квартирный вопрос был решен. Дело было вовсе не в каких-то там просьбах и материальных благах - Алиев стал опекать меня по-отечески. Это не просто слова. Мудрость старших у нас на Востоке почитается превыше всего. Гейдар Алиевич относился к моему дяде Джамалу, как к аксакалу. А теперь уже я считаю за честь точно так же относиться к Гейдару Алиевичу.
-13

Как Муслим стал депутатом:

И вдруг неожиданность: в один прекрасный день мне сказали, что я буду баллотироваться в депутаты Верховного Совета Азербайджана. Я мог ожидать всего, что угодно, но только не этого. Какой из меня государственный деятель? Да и по характеру я неусидчив, а на заседаниях надо сидеть по три-четыре часа, руку поднимать, голосуя за то, о чем имеешь весьма смутное представление. Но Алиев сказал: "Ты же все равно ходишь ко мне, просишь, хлопочешь за других, так уж ходи теперь на законных основаниях и делай то же самое, но как депутат".

О женитьбе:

Еще в пору моей холостяцкой жизни Гейдар Алиевич часто говорил мне: "Тебе давно пора жениться! Ведешь себя плохо". Дело в том, что в Москве, где у меня не было своего жилья, я сначала обитал в гостинице "Россия". Стоило это достаточно дорого, и тогда дядя Джамал предложил мне: "Перебирайся в гостиницу постпредства. Здесь тебе будет подешевле". Действительно, оказалось подешевле, но зато я был, по сути дела, под надзором. Алиеву, минуя дядю Джамала, докладывали о моем поведении: кто, когда ко мне приходит, с кем я вожу дружбу, сколько мы выпили, до какого часа засиделись, когда мои гости разошлись... Сообщали о том, что мальчик гусарит, погуливает... Потому Гейдар Алиевич и уговаривал меня жениться.
И вот пришло время сказать ему: "Гейдар Алиевич, женюсь!" Он обещал принять нас с Тамарой, поздравить. Жили мы с ней тогда в гостинице постпредства. Собрались с друзьями у нас за столом, но ждали приглашения к Гейдару Алиевичу. Наступил вечер, а его все не было. Я знал, что на следующий день Алиев должен был уезжать, и решил, что для встречи с нами у него просто не хватило времени. Потому мы позволили себе погулять до четырех утра. Мой помощник, администратор нашего оркестра Феликс в пять утра принес хаш, и мы стали его есть, чтобы обрести новые силы.

Часов в девять утра позвонил дядя Муслима и попросил приехать в постпредство Азербайджана в Москве.

-14
Пришли мы в здание постпредства. Тамара осталась в приемной, а я по возможности бодро пошел первым в кабинет к Алиеву. Он посмотрел на меня с удивлением:
-Что это у тебя с лицом?
-Я, Гейдар Алиевич, жену к хашу приучал...
- Ну что ж... Поздравляю вас от всего сердца. А посидеть, если хотите, можем в поезде - прокатитесь со мной до Тулы. Тогда уж и тосты будут, и "горько". А водитель за вами поедет туда...
Проехались мы тогда с ветерком. Это был настоящий свадебный поезд: хороший стол, необычная, но очень милая обстановка... Так с легкой руки Гейдара Алиевича мы с Тамарой и мчимся по жизни на своем поезде вот уже четверть века...
-15

В 1977 году умер дядя у которого жил и воспитывался Муслим...

После смерти моего дяди Джамала Гейдар Алиевич отвез гроб на своем самолете, сам его нес, вместе со всеми хоронил, а потом сказал мне: "Муслим, располагай мной как своим близким самым человеком. Ты теперь будешь в моей семье. Когда надо, в любой момент прилетай, по любым вопросам."
-16

(Продолжение)