Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Муслим, Полад и шлягер раздора: начало соперничества

Оглавление

1933 год. В Баку завершается строительство жилого дома для работников искусств.

Расположенное в центре (на углу сквера "26 бакинских комиссаров"), с редкой тогда квартирной планировкой, оно сразу становится одним из самых престижных жилых строений азербайджанской столицы.

Дом Работников Искусств. Архитекторы: Дадашев Садых и Усейнов Микаэль
Дом Работников Искусств. Архитекторы: Дадашев Садых и Усейнов Микаэль

Заселение идет очень строго. Создана даже специальная комиссия.

Магомаевы

Одним из первых, квартиру на втором этаже получает 58-летний Абдул-Муслим Магомаев — композитор, дирижер, один из основоположников азербайджанской классической музыки.

Абдул-Мусли́м Магомет оглы Магомаев
Абдул-Мусли́м Магомет оглы Магомаев

Заселяется с женой (Байдигюль Терегуловой) и двумя сыновьями (23-летним Джамалладином и 17-летним Магометом).

Через четыре года, в 1937 году, Абдул-Муслим умирает от воспаления легких (спасал тонущую жену в Куре и получил переохлаждение).

В 1941 году, незадолго до войны, происходит сразу несколько событий:

  1. Младший сын Магомет, талантливый театральный художник и мультипликатор, женится и пытается жить отдельной жизнью.
  2. Старший сын, работавший в то время директором Кировского завода в Ленинграде, возвращается в Баку на место заместителя директора Азербайджанского треста нефтяного машиностроения.
  3. В квартиру через стенку, где раньше жила репрессированная семья, заселяются новые соседи.

Мамедовы

44-летний Муртуза Мамедов, к этому времени, уже был известным оперным певцом и музыковедом-фольклористом. 10 лет преподавал в Азербайджанской государственной консерватории. Его знали как Бюль-Бюля не только в Баку и Москве, но и в Италии.

Муртуза Мешади Рза оглы Мамедов
Муртуза Мешади Рза оглы Мамедов

Однако жилье в престижном доме, он получил только в 1941 году, после того как стал Народным артистом СССР (1938) и профессором (1940).

Селится Муртуза с семьей: женой (Аделаидой) и сыновьями (8-летним внебрачным сыном Эмином и 3-летним сыном Чингизом).

Полад и Муслим: начало

В 1945 году у Мамедовых рождается сын — Полад, единственный в семье, получивший талант отца.

В том же году, у Магомаевых происходит трагедия. Младший сын Магомет перед самым окончанием войны гибнет на фронте (апрель 1945-го).

У него остается трехлетний сын Муслим, которого, после уезда матери в Россию, забирают бабушка и дядя.

Так в Доме Работников Искусств, практически одновременно, появляются будущие звезды советской эстрады Муслим Магомаев и Полад Бюльбюль оглы.

Кстати, в 1982 году в квартире где жили Мамедовы открыли музей Бюль-Бюля, был дом-музей Бюль-Бюля и в Шуше, а у Магомаевых ничего.

Но это еще в далеком будущем. А пока два бакинских пацана, наследники талантов своих семей, растут по-соседству. В одном замкнутом пространстве бакинского дворика.

Разница в возрасте в 2,5 года это много, когда ты еще ребенок. Поэтому Муслим всегда был лидером и авторитетом в их отношениях. С другой стороны, у Полада отец - всеобщий любимец.

-5

А Муслим фактически сирота на воспитании у бабушки. Дядя хотя и был крупным государственным деятелем, но все время пропадал на работе.

-6

Думаю был в их отношениях некий диссонанс еще в те годы, хотя оба вспоминали о товарищеских отношениях в детстве.

Из известных нам фактов:

  1. Перестукивались через стену.
  2. Вместе собирали телескоп, чтобы рассмотреть Луну.
  3. Вдвоем оформляли школьную стенгазету, хотя учились в разных классах.
  4. Дрались стенка на стенку с соседними дворами.

Соперничество

Первое соперничество между Муслимом и Поладом, которое дошло до наших дней, произошло после появления в СССР фильма "Тарзан".

Вместе с дворовыми пацанами, они пошли на него в кинотеатр "Низами" (благо, пешком там пара кварталов), а потом долгое время оглашали двор "зовом Тарзана".

-7

Муслим и Полад, как самые голосистые оставляли дворовых далеко позади, соревнуясь только между собой. При этом, никто не мог сказать, кто из них был лучше. Муслим брал мощью и точным копированием голоса Джонни Вайсмюллера, а Полад пронзительностью и голосовыми переливами.

Интересно, что этот момент так запомнился обоим, что уже будучи людьми пожилыми, известными миллионам, они его обязательно вспоминали, когда речь шла о детстве.

Муслим Магомаев:

Фильмы о человеке-обезьяне очень отличались от других, немногочисленных советских картин, которые мы могли видеть в кинотеатрах. Все были захвачены тем, что делал на экране Джонни Вайсмюллер, красивый, сильный, прекрасный спортсмен...
... Мы были похожи на сумасшедших в своём стремлении подражать полюбившемся герою, его замечательной обезьяне Чите... У нас появились верёвки-лианы, переброшенные с дерева на дерево, мы старались кричать по-тарзаньи. Интересно, что никто тогда не обратил внимания на то, что Тарзан кричал в мажоре, а его сын в миноре.
Но, подражая Тарзану, Чите, мы не могли похвастаться настоящей обезьяньей ловкостью. Не хватало её и мне - мои тарзаньи забавы кончились тем, что я, упав с дерева, словам левую руку. Её ненадолго упрятали в гипс, приказав, чтобы я вёл себя тихо.

Полад Бюльбюль оглы:

Когда на экраны вышел фильм "Тарзан", мы с моим другом Муслимом Магомаевым, который жил в нашем доме, оглашали весь околоток дикими воплями, чем приводили в ужас своих добропорядочных соседей, которые молча сочувствовали моим родителям: мол, такая семья, а мальчишка орет дурным голосом...
Вот с этих воплей и начали развиваться наши голосовые связки. Муслим на три года старше меня. Конечно, между нами возникали и ссоры, и споры. Но на мое 55-летие Муслим написал мне очень теплую записку, что вроде как ссорились-мирились, но уже такой возраст, что пора кончать. И я со сцены дал ему слово, что больше ссориться мы никогда не будем.

(Продолжение)