Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Возможно ли внесение изменений в программу повышения экологической эффективности?

Возможно ли внесение изменений в программу повышения экологической эффективности?

Отвечает генеральный директор Центра Кокотов Борис:

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 23.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (далее — ФЗ «Об охране окружающей среды»), при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
При этом установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона.
В соответствии с п. 3 указанной статьи Федерального закона временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.
При этом программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Одновременно для установления временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов план мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности включают в себя показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 67.1 срок реализации программы повышения экологической эффективности не может превышать семь лет и не подлежит продлению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 данной статьи.
В соответствии с п. 8 Правил разработки программы повышения экологической эффективности (утв. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2022 г. № 907) программа должна содержать, в т. ч.:
- перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, с указанием для каждого мероприятия:
* производства (цех, участок), технологического процесса, устройства, оборудования или их совокупности (установки), номеров внедряемых наилучших доступных технологий и (или) перспективных технологий (при наличии применяемых или планируемых к применению на объекте технологий в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям), а также номеров источников выбросов загрязняющих веществ в соответствии с Порядком № 871, сведений о местонахождении источников (выпусков) сбросов загрязняющих веществ (указывается место нахождения выпуска сточных вод в водный объект с указанием субъекта Российской Федерации, ближайшего населенного пункта, географических координат такого выпуска (градусы, минуты, секунды) с указанием системы координат, предусмотренной законодательством Российской Федерации), в отношении которых планируется реализация мероприятия;
* проектной мощности объекта на момент создания объекта, фактической мощности объекта, проектной мощности объекта на момент завершения реализации Программы, включая наименование продукции или переработанного сырья и объема их производства в год;
* перечней загрязняющих веществ, по которым не достигаются технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), с указанием фактических и требуемых значений. Для организации, эксплуатирующей централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, указываются перечни загрязняющих веществ, по которым не достигаются технологические нормативы;
* сроков начала и завершения выполнения мероприятия, каждого из этапов данного мероприятия;
* объема и источников финансирования мероприятия;
- показатели и график поэтапного снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, содержащий наименование каждого загрязняющего вещества, на снижение выбросов, сбросов которых направлено мероприятие, фактических показателей объема или массы выбросов, сбросов каждого загрязняющего вещества до начала мероприятия и планируемых показателей объема или массы выбросов, сбросов после завершения каждого этапа мероприятия и мероприятия в целом;
- сведения о снижении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ посредством выполнения мероприятий, включенных в Программу, в процентах (%);
- показатели ресурсной эффективности (удельное потребление сырья, материалов, энергии, воды и других необходимых природных ресурсов на единицу продукции или оказываемых услуг (работ), в случае, если показатели ресурсной эффективности содержатся в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям, с указанием фактических значений и значений по итогам внедрения наилучшей доступной технологии и (или) перспективной технологии и их сопоставление с целевыми показателями ресурсной эффективности;
- сроки представления ежегодного отчета о выполнении Программы в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствии с пунктом 11 статьи 67.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2014, № 30, ст. 4220);
- объем финансирования Программы в целом за весь срок реализации Программы.
Необходимо отметить, что законодательством внесение изменений в программу повышения экологической эффективности не предусмотрено.
При этом в случае необходимости изменения:
- перечня мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ;
- сроков начала и завершения выполнения этапов мероприятия;
- показателей и графика поэтапного снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
- сведений об эффективности мероприятий;
- объема и источников финансирования Программы в целом и по отдельным мероприятиям - хозяйствующий субъект вправе разработать новую программу повышения экологической эффективности и обратиться в межведомственную комиссию по рассмотрению программ повышения экологической эффективности за получением соответствующего одобрения.
Также необходимо отметить, что в соответствии со ст. 67.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2024 г.) в случае внесения изменений в программу повышения экологической эффективности, утвержденную юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и являющуюся неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения, такая программа повышения экологической эффективности до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с учетом внесенных изменений и пересмотра комплексного экологического разрешения подлежит одобрению межведомственной комиссией в порядке, предусмотренном пунктом 8 данной статьи, за исключением случаев, установленных пунктом 16 данной статьи.
При этом внесение изменений в программу повышения экологической эффективности, в том числе изменение сроков выполнения мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по инициативе юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвердивших одобренную межведомственной комиссией программу повышения экологической эффективности и получивших комплексное экологическое разрешение.
Важно отметить, что внесение изменений в программу повышения экологической эффективности не может быть направлено на продление срока реализации программы повышения экологической эффективности, если в результате такого продления указанный срок будет превышать сроки, установленные пунктами 5 и 6 данной статьи, а также на превышение показателей нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, содержащихся в комплексном экологическом разрешении.
На основании изложенного с 1 сентября 2024 г. в программу повышения экологической эффективности могут быть внесены изменения, которые должны быть одобрены межведомственной комиссией.
При этом внесение изменений в программу повышения экологической эффективности не может быть направлено на продление срока реализации программы повышения экологической эффективности за пределами общего семилетнего срока;  для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, численность работников на которых составляет не менее чем 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта (градообразующих организаций) или превышает пять тысяч человек, а также для объектов, хозяйственная и (или) иная деятельность на которых осуществляется федеральными государственными унитарными предприятиями или открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, срок реализации программы повышения экологической эффективности – четырнадцатилетнего срока.