Найти тему

Зрелость психики: как преодолеть барьеры и стать взрослой личностью

Оглавление
Картинка взята из Pinterest
Картинка взята из Pinterest
«Зрелость — это не годы, а состояние познания самого себя»
© Джон Фаулз (английский писатель)

Продолжаю изучать психику человека, поведение и причинно-следственные связи. Данная статья посвящена степени взросления сознания человека. Эту тему хорошо раскрыл американский психолог Хосе Стивенс. Некоторые аргументы буду приводить из его книги «Приручи своих драконов».

Вот вы спросите: «Почему статья про зрелость психики? Что в ней интересного и полезного?», а я, улыбаясь, отвечу: «Зная манеру поведения разных людей, можно понять, как с ними общаться». Скажем, к младенцу или ребёнку вы отнесётесь более терпеливо при коммуникации, чем ко взрослому. Ведь они только изучают этот мир, им можно простить безрассудство, шалости, легкомыслие. А зрелым людям подобное поведение не свойственно.

С полным воодушевлением и энтузиазмом предлагаю начать!

Открытие себя: что такое зрелая личность?

В моём понимании, зрелая личность – это человек, который познаёт себя и умеет управлять эмоциями, поведением, совершать обдуманные поступки, а также брать ответственность за свои решения.

Из определения ясно, что зрелость – это не год рождения, который указан в паспорте, а внутреннее состояние индивидуума.

Хосе Стивенс, изучая немалое количество литературы, вывел 7 основных принципов зрелости. Откровенно говоря, читая их описания, меня привело в смятение, насколько точна характеристика каждой степени. Уверена, ты, дорогой читатель, удивишься не меньше, когда поймёшь, что многие знакомые лишь притворяются взрослыми…

Путешествие в глубины мозга: стадии развития зрелой психики

Я уже забежала вперёд в предыдущем пункте, говоря, что всего семь уровней зрелости психики существуют по версии американского психолога. Расскажу о них исключительно то, что может помочь в понимании людей и то, как с ними вести диалог. Больше можно узнать в его книге «Приручи своих драконов».

I. Взрослый человек, застрявший на стадии «Грудной младенец». У него отсутствует критический анализ, нуждается в указаниях и руководстве. Действия и поступки отличаются беспомощностью. Как правило, человек не знает, почему он поступает так, а не иначе. Действиями управляют примитивные эмоции: гнев, желание и страх. Ищет удовольствия и избегает боли. Для него выжить – важнее всего. Кушает потому, что это необходимо для жизни. «Мне — первому», – основной лозунг во всём.

В духовной плане часто встречаются люди, которые увлекаются суеверными практиками, такими как черная магия, поклонение дьяволу или сатанизм. Они могут быть привлечены к смерти, часто совершая жестокие акты, убивая животных или даже людей из чистого любопытства. Они не испытывают искренней привязанности к другим и часто предпочитают избегать взглядов при общении.

II. Взрослый человек, застрявший на стадии «Малыш, делающий свои первые шаги». Он хочет быть на кого-то похожим: иметь такую же машину, носить такую же одежду и есть ту же пищу, что и их соседи. Стремится быть благопристойным членам своего сообщества; нравится безопасность, доставляемая знакомой пищей и похожим на него самого окружением; боится того, кто отличается от него, и, как следствие, является плохим путешественником.

В духовном плане они без лишних вопросов принимают веру, в которую обращены. Они воспринимают религию как систему мер и взглядов, направленных на поддержание существующего правопорядка. Для некоторых людей страшна перспектива смерти и старости. Они избегают этой мысли и притворяются, что это не касается их. Однако, в старости, они и в самом деле, становятся физически слабыми и полностью зависимыми от других. В разговоре с трудом выдерживают прямой взгляд собеседника и часто пугаются людей, особенно если они незнакомы.

III. Взрослый человек, застрявший на стадии «Подросток». Он делит весь мир на победителей и побежденных, сильных и слабых, богатых и бедных. Жизнь — это сплошное соревнование, и победа в нём очень заманчива для него. Этот человек очень рационален, сильно сконцентрирован на себе и своих целях. Предпочитает решать проблемы самостоятельно и не обращаться за помощью к другим. Взгляды и мнения он выражает сложно и запутанно, используя сложные термины и жаргон. Если всё-таки ему нужно обратиться за помощью, то выбирает только высококвалифицированных специалистов.

В духовном плане люди могут иметь разные точки зрения: одни отрицают существование Бога и считают, что каждый сам за себя, другие верят, что Бог любит победителей и прощает их, а третьи посещают церковь, даже если не уверены в вере, считая это полезным для бизнеса. Подростки не любят говорить о смерти, воспринимая её как поражение. Они стремятся выглядеть молодыми и бодрыми, прибегая к пластическим операциям. Отношения с людьми стоится с позиции «А что он может мне дать». Чаще всего, смотрят в глаза собеседнику, но в основном с целью оказать на него давление и для придания большей убедительности своим словам. Если разговор переходит на предметы более личного характера, зрительный контакт прерывается.

IV. Взрослый человек, застрявший на стадии «Юноша». Легко отождествляется с чувствами других людей, что помогает строить глубокие взаимоотношения, но иногда это может быть сложно, так как не всегда уверен в искренности чувств других. Осознаёт, что жизнь не всегда легка и полна несправедливости, и иногда ему кажется, что его никто не понимает. Однако он настойчиво ищет ответы и не останавливается в поисках ответов на волнующие вопросы. У этого взрослого юноши зачастую возникают сложности с самоуважением, поскольку не знает своего места в этом мире.

Взрослые юноши остаются идеалистами, предлагают сложные социальные реформы, но наивны и не всегда учитывают изъяны. Их эмоциональная жизнь интенсивна, они обращаются к психотерапии. Часто ищут ответы в религии или медитации. Поддерживают глубокие отношения, эмпатичны к страданиям, привязаны к животным и природе.

V. Взрослый человек. Характеристики взрослого человека схожи с описанием юноши, но зрелый действует без привязки к эмоциям. Он основывает свои действия на опыте и способен уравновешивать эмоции, мысли и поведение. Ценит конкретность, дипломатичность и умеет принимать помощь от других. Важно для него сотрудничество с окружающими людьми.

Зрелый люди могут вести насыщенную духовную жизнь, не связанную с религией, через медитацию и созерцание. Они заботятся о своём теле и относятся с уважением ко всему живому. Взрослые отношения основаны на теплоте и взаимопонимании, без драм и мести. Принимают различия в людях и готовы к переменам в жизни. Они поддерживают прочный контакт с собеседником в общении.

До уровня развития «Почтенный старец» и «Учитель» мало кто доходит, однако их видно из далека. У них нет привязки к материальному, они вполне компетентны в передачи знаний.

Искусство принятия решений: зрелость сознания как ключ к жизненному успеху

Итак, мы подошли к заключительной части статьи. Думаю, ты, дорогой читатель, узнал себя и своих близких в одной из стадиях психического развития. Что касается искусства принятия решений, всё просто: чем выше уровень зрелости, тем меньше ошибок мы совершаем. Ибо опыт не позволяет их сделать.

Важно помнить, зрелое восприятие мира – это непрерывный процесс, который требует усилий и постоянного самосовершенствования. Умение принимать решения осознанно и рационально – ключ к успешной и сбалансированной жизни. Имея широкий кругозор и глубокое понимание, мы способны преодолевать трудности и достигать поставленных целей.