Найти тему

В закулисье Театра-театра

В мире искусства существует явление, способное объединить в себе актерское мастерство, драму, музыку и пение, а также хореографию – это театр – место, где все человеческие эмоции и переживания сливаются воедино, играя огромную роль в развитии эстетического восприятия, формировании нравственных ценностей и воспитании чувств.

Невозможно остаться равнодушным к актёрам, которые каждый день трудятся ради нас, зрителей. Их работа вызывает самое настоящее восхищение. Но успех спектакля зависит не только от них, но и от тех, кого мы не видим – огромную команду профессионалов, работающих за кулисами. Гримёры, костюмеры, звуко - и светорежиссёры, художники и многие другие – каждый вносит свой вклад в создание волшебства на сцене.

Пермский академический театр, расположенный на улице Ленина, дом 53, даёт нам возможность заглянуть за кулисы и увидеть творческий процесс изнутри. Экскурсия по театру, которую проводят сами артисты, открывает перед нами занавес и позволяет почувствовать себя частью этого удивительного мира искусства.

Обворожительная Вера Салеева, актриса театра и кино, провела нас по всем закоулкам театра — от оркестровой ямы до монтировочного цеха.

Итак, оркестровая яма. Она традиционная: черная, глубокая.

Музыканты, одетые в торжественные черные костюмы, словно сливаются с окружающим пространством, оставляя светиться лишь свои руки и лица. Дамы в длинных платьях, мужчины в рубашках и брюках, все воплощают в себе неповторимое сочетание строгости и элегантности. И вот как волшебник, дирижер стоит перед этим великолепием, управляя всем этим океаном звуков и артистических выступлений. Одним движением руки он создает гармонию из множества инструментов, голосов и силуэтов.

Примечательно, что оркестровая яма открыта не всегда. Иной раз, когда в спектакле имеется много танцев, требующих больше пространства на сцене, специальные механизмы закрывают яму и тогда ее будто никогда и не было.

В глубине зала мы видим огромный стол – это микшерский пульт, за которым трудится звукорежиссер. Его задача – сделать звук настолько чистым и объемным, чтобы каждый зритель мог почувствовать всю глубину звучания. Иногда, чтобы сделать голос актера еще более мощным, звукорежиссер добавляет к нему чуть-чуть магии.

-2

Перемещаемся прямо на сцену за кулисы, и перед нами открывается следующее пространство - карман для декораций. Обычно он битком заставлен различными декорациями, а если вдруг пустой, то это значит, что все выставлено уже на сцене - предстоит спектакль.

Реквизиторский цех – это настоящее творческое пространство, где изготавливают удивительные предметы для спектаклей. Монтажная пенка, пластик, поролон – все это материалы, из которых рождается прелесть театра.

Например, эти красивые лимоны со спектакля "Дом Бернарде Альба", изготовлены из пенопласта и каждый из них легок как перо, но в совокупности они создают впечатление тяжелых предметов. Вот они, мимолетные символы испанской страсти и трагедии, готовые в любой момент оживиться на сцене и заполнить зал невероятной энергией и атмосферой.

-3

Ну а здесь, в декорационном цехе, перед нашими глазами, раскрывается величие и масштабность декораций, достигающих высоты иногда и до десяти метров. И чтобы эти шедевры попадали на сцену, создан специальный грузовой лифт, который поднимает их на третий этаж – пространство за кулисами, где воплощаются мечты и художественные задумки.

Здание театра, построенное в далеком 1982 году, излучает уют и тепло. Нельзя не обратить внимание на балкон, размещенный по периметру сверху: он и выдает возраст театра, ведь в современных такого уже нет. В то время компьютерная графика не была доступна, как сейчас, и художники мастерски использовали свои смекалку и талант, чтобы создать неповторимые образы. Был период, когда весь периметр цеха застилался тканью и художники-декораторы буквально ползали по этому огромному полотну и вручную рисовали фон, требующийся к какому-либо спектаклю. А на балкон поднимали, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть издалека, из зрительного зала.

-4

Переходим к костюмерным комнатам. Они разделены на мужскую и женскую половины. Как бы много не было актеров, у каждого из них свой костюм, сшитый по их индивидуальным меркам. Костюмы представлены различных эпох, от старинных нарядов до современных образов. В этих комнатах хранятся не только костюмы, но и головные уборы и такие аксессуары, как накладные горбы и животики.

-5

А сколько чудес для преображения видим в гримерной комнате: от духов и помад до накладных ресниц, усов и бород, в конце концов даже лиц! Не всегда персонажи спектакля должны быть красавцами и красавицами, иной раз нужно играть оборванцев, карликов и других не самых привлекательных героев. Для этого мастера изготавливают маски из латекса, с помощью которых актер может легко перевоплотиться.

Совершенно уникальная вещь в гримерной комнате – аэрограф. Здесь, среди разноцветных баночек с краской, находится секрет перемен. Пульверизатор в мастерских руках гримера способен превратить актера, как хамелеона, меняющего свой облик. Например, спектакли «Восемь женщин», или «Монте Кристо» отличительны тем, что в них есть темнокожие персонажи, но вот ни в одном театре Перми нет темнокожего актера.

Темная краска превращает лицо и тело актера за считанные минуты. Образ становится живым, убедительным, даже до неузнаваемости.

В пошивочном цехе бурлит жизнь и творчество. Здесь каждый костюм, каждая деталь разрабатывается и создается с особым вниманием. Художник воплощает свои идеи на бумаге, добавляя кусочки ткани для полного понимания визуального образа. Мастера цеха аккуратно сшивают, примеряют и доводят каждый костюм до совершенства. И в конечном итоге художник вновь вмешивается, чтобы убедиться, что все выглядит идеально. В результате каждый наряд становится впечатляющим, придавая актерам особый облик на сцене.

Познакомимся с механикой монтировочного цеха. Многочисленные опоры служат верными помощниками, позволяя сцене плавно вращаться и оживать перед глазами зрителей. Однако стоит отметить, что в Пермском академическом театре механика сцены уникальна – она полностью плунжерная, что делает ее единственной в России. Этот высокотехнологичный проект был создан специально для театра по заказу художественного руководителя Бориса Леонидовича Мильграма, который увидел похожую сцену в Германии и решил воплотить свою мечту в жизнь.

-8

Немецкие инженеры создали этот проект, оснащенный системой канадских подъемников. По словам Веры Салеевой, в девятнадцатом году, когда спектакль «Винил» впервые показали на новой сцене, механизмы заработали, и подъёмники начали двигаться вверх и вниз. Зрители были настолько впечатлены демонстрацией "Винила", что, когда началось первое выступление и площадки впервые в истории театра разъехались, зал встал и аплодировал стоя. В течение семи минут никто не садился, зрители были полны энтузиазма и восторга от происходящего на сцене.

Таким образом, экскурсия по закулисью Пермского академического театра влюбит в себя и взрослых и детей, потому как она покажет создание спектаклей изнутри, познакомит с работой тех, кто верно служит театру. И хотя этот таинственный и манящий мир обычно закрыт для посторонних, данная экскурсия проведет своих посетителей по всем его закоулкам.

*Авторская версия. Текст и фото Полины Слобцовой.