Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Драма, где девушка заплатила честью за вступление в комсомол

Если 1967 год для советских кинематографистов прошёл под эгидой празднования полувекового юбилея революции, то в следующем отдавали дань 50-летней истории комсомола. В числе фильмов, запущенных тогда в производство, был фильм «Первая девушка», в котором

главная героиня, вступив в организацию без особой цели, только для того, чтобы не отставать от деревенских ребят, позже впитала в себя идеологию и стала местным вожаком и грозой кулаков.

Картина не стала популярной, а сегодня по понятным причинам её совсем не вспоминают, однако примечательна эта работа там, что одну из первых ролей тут сыграла Валентина Теличкина, а Глеб Стриженов, которого называли одним из главных интеллигентов советского экрана, предстал в образе белогвардейца-насильника. Поэтому поклонникам этих актёров забытую сейчас «Первую девушку» рекомендую особо.

Фото из журнала «Советский экран». Валентина Теличкина здесь в образе героини фильма «Первая девушка». Сам фильм чёрно-белый
Фото из журнала «Советский экран». Валентина Теличкина здесь в образе героини фильма «Первая девушка». Сам фильм чёрно-белый

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

В основе фильма — одноимённая повесть Николая Богданова. Писатель и сам стоял у истоков комсомола, был молодым активистом и одним из тех, чьими руками и писалась история комсомола. Повесть «Первая девушка» он опубликовал ещё в тридцатые, и тогда же повесть впервые экранизировали, это был фильм «Повесть о первой девушке» (он не сохранился). Правда, там соратники главной героини, той самой первой девушки Сани Ермаковой, повели себя по отношению к ней некрасиво и даже подло, в новой киноверсии, вышедшей спустя почти 40 лет, товарищи Сани оказались благороднее.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Лента по сценарию Алексея Сахарова снимал режиссёр Борис Яшин (он же был соавтором сценария). Оба уже были довольно опытными кинематографистами, хотя для Бориса Яшина, прежде снимавшего короткометражки и работавшего в тандемах с другими режиссёрами, «Первая девушка» были лишь второй самостоятельной полнометражной лентой. В центре сюжета — обычная деревенская девушка Саня Ермакова.

Действие происходит в 1919 году, и жители деревни фактически разделены на две группировки: одни стоят за старый строй. другие, большей часть молодёжь, — за советскую власть.

Приверженцы прежней жизни уходят в лес и начинают партизанскую войну, а передовая молодёжь, создавшая комсомольскую ячейку, им противостоит.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Комсомолкой становится и Саня, и очень скоро девушка выдвигается в лидеры. Ненавистники советской власти ей этого не прощают и как-то, застав Саню врасплох, подвергают насилию.

Давно влюблённый в Саню Ваня предлагает скрыть позор (ведь это деревня!) и выйти за него замуж, но Саня отказывается, хотя чудовищное происшествие и меняет её.

В финале виновники трагедии Сани, которую к тому моменту уже выбрали делегаткой на уездный комсомольский съезд, будут наказаны, но заплатить за это придётся слишком дорого.

Кадр из фильма. Валентина Теличкина в роли Сани Ермаковой и Алексей Крыченков в роли Вани
Кадр из фильма. Валентина Теличкина в роли Сани Ермаковой и Алексей Крыченков в роли Вани

Режиссёр Борис Яшин в ходе съёмок дал интервью журналу «Советский экран», где рассказал о новой работе:

«Это должен быть фильм не только о первых комсомольцах, о первой девушке-комсомолке. Его можно было бы определить как рассказ о времени. И не вообще, а о русской деревне в 1919 году. Наши герои типичны именно как люди своего времени. Достоверность героев и времени для нас самое важное, и, если произойдёт это «узнавание», можно будет считать задачу фильма выполненной».
Кадр из фильма. Валентина Теличкина
Кадр из фильма. Валентина Теличкина

Главную роль режиссёр сразу предложил Валентине Теличкиной, которая снималась у него в предыдущей картине. Актрису уже знали: чуть раньше вышел фильм Сергея Герасимова «Журналист» (1967), который и проложил ей дорогу на экране. Не могу не отметить, что Валентине Теличкиной, обладательнице внешности лиричной и женственной, сильные героини удавались ничуть не хуже, чем томные красотки и мягкие современницы.

Кадр из фильма. Валентина Теличкина
Кадр из фильма. Валентина Теличкина

Кстати, похожую роль (героиню двадцатых, которая борется за Советскую власть, она сыграет ещё через несколько лет в драме «Счастье Анны»). Исполнительнице героиня оказалась близка: по возрасту они были почти ровесницами, хотя и жили в совсем разные эпохи. Позднее Валентина Теличкина говорила, что вместе с режиссёром они

пытались воссоздать на экране накалённую атмосферу двадцатых, показать энтузиазм, горячность энергичность молодых людей тех лет, которые искренне стремились изменить мир.
Кадр из фильма. Алексей Крыченков
Кадр из фильма. Алексей Крыченков

На роль комсомольца Вани, влюблённого в Саню, утвердили актёра Алексея Крыченкова, других комсомольцев сыграли Анатолий Линьков, Павел Васильев, братья Михаил и Николай Сильвановские.

Фото со съёмок. Глеб Стриженов и Борис Руднев
Фото со съёмок. Глеб Стриженов и Борис Руднев

Противоборствующую сторону представили актёры более взрослые: Глеб Стриженов (коварный белогвардеец, маскирующийся под безобидного гармониста), Борис Руднев, Лев Дуров.

Кадр из фильма. Лев Дуров
Кадр из фильма. Лев Дуров

Довольно необычный образ достался актёру Константину Сорокину, которого более привычно видеть в комических историях. Борис Яшин, неоднократно снимавший актёра, увидел его в роли деревенского батюшки, который в разговоре с комсомольцами высказал очевидную, хоть и не для всех, мысль. Когда парни спросили, есть ли Бог, батюшка разумно ответил: «Если верите есть, если не верите — нет».

Кадр из фильма Константин Сорокин
Кадр из фильма Константин Сорокин

Поскольку у авторов стояла цель не просто показать сложную и жестокую жизнь двадцатых, а именно жизнь деревенскую, пришлось искать нетронутую цивилизацией натуру. Колоритные места нашлись в Калининской области (сейчас — Тверской), а в съёмочную площадку превратился городок Старица и его окрестности. Кстати, снимал картину оператор Анатолий Мукасей, и по его требованию в солнечные дни актёры почти никогда не работали: согласно задумке режиссера и оператора всё должно было происходить в дни пасмурные, что символизировало непроходящую напряжённость атмосферы.

Кадр из фильма. Глеб Стриженов
Кадр из фильма. Глеб Стриженов

В прокат «Первая девушка» вышла уже в начале 1969 года. По словам Валентины Теличкиной, перед премьерой она сильно волновалась:

актриса родилась в деревне, в многодетной семье, её родители и односельчане были свидетелями тех событий, о которых рассказывал фильм, а некоторые — и участниками. Конечно же, для Валентины были важны оценки людей, среди которых она выросла.

И оценки эти оказались положительными: зрители оценили достоверность ситуаций и почувствовали дух тех непростых лет.

И ещё один интересный факт, найденный в интервью Валентины Теличкиной. Актриса отмечала, что сын довольно равнодушно относился к её киноработам. Но сцена с насилием из «Первой девушки» произвела на парня тяжёлое впечатление.

Фото со съёмок. Валентина Теличкина и Юрий Соснин в роли молодого приспешника белогвардейцев
Фото со съёмок. Валентина Теличкина и Юрий Соснин в роли молодого приспешника белогвардейцев

(Замечу, что это 1968 год, и, разумеется, ничего вызывающего в кадре нет, всё показано намёками, и лишь благодаря игре Валентине Теличкиной и нехарактерной для Глеба Стриженова злобности и агрессивности зритель понимает, что сейчас будет). После этого Валентина Теличкина решила, что больше в подобных эпизодах сниматься никогда не будет. И слово своё сдержала: мы ни разу не видели артистку ни в криминальных образах, ни в пошлых низкопробных киноподелках. И это достойная уважения позиция.

А как вы думаете, время идеологических фильмов вроде «Первой девушки» безвозвратно прошло или о них всё же когда-то вспомнят?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

уд