Режиссёрам Владимиру Краснопольскому и Валерию Ускову сейчас уже за 80, но оба полны энергии и замыслов и в интервью говорят, что готовы к новым работам. Между тем, они уже сейчас считаются классиками советского кино, а их фильмы и особенно сериалы регулярно показывают по телевидению. Начинали осваивать профессию они ещё в шестидесятые, и второй их картиной стала задорная история о комсомольской стройке «Таёжный десант» (1966).
Родился фильм из книги писателя Владимира Орлова «Солёный арбуз», вышедшей в 1965 году.
Книгу читатели полюбили сразу, и не в последнюю очередь потому, что повествовала она о событиях, близких молодому поколению (возведению железнодорожной ветки Абакан-Тайшет, куда ехали комсомольцы со всей страны), а действовали в ней не картонные персонажи, а живые люди. Роман «Солёный арбуз» получился достоверным потому, что
Владимир Орлов сам был целинником, а потом стал корреспондентом газеты «Комсомольская правда»
и уже в качестве журналиста ездил по комсомольским стройкам, в том числе на ветку Абакан-Тайшет и строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Орлов знакомился с людьми, узнавал о любопытных история, подмечал интересные черты юношей и девушек, а потом создал роман о новом поколении с горящим сердцем.
Краснопольский и Усков с книгой познакомился по случаю, но загорелись идеей перенести действие на экран. С предложением они отправились прямо к автору, и он замысел одобрил. Сценарий написали втроём. Проблем с его утверждением не было, поскольку тема была актуальной и обществом востребованной.
Героями «Таёжного десанта» должны были стать молодые люди, рядовые комсомольцы, прибывшие в тайгу из разных мест. С разными характерами, воспитанием, опытом, но с одинаково большим желанием делать важное для страны дело.
Режиссёры сразу же решили, что на главные роли они пригласят артистов, у которых нет шлейфа образов, неопытных и таких же молодых, как сами персонажи.
Валентина Теличкина, Антонина Жмакова, Виктор Задубровский в этой картине появились перед зрителями впервые, небольшой опыт съёмок был у Ирина Вавиловой, Константина Худякова, Виктора Филиппова, Владимира Сальникова.
Самым известным из артистов был, пожалуй, Владимир Гусев, у которого была уже внушительная фильмография. В «Таёжном десанте» Владимиру досталась роль отрицательная, хотя режиссёры чаще видели его в образах обаятельных положительных мужчин. А
исполнитель второй главной мужской роли Станислав Бородокин тогда даже не был профессиональным актёром.
Он в 1962 году поступил во ВГИК, но тут же начал сниматься в фильме «Люди и звери» (1962) у Сергея Герасимова, из-за чего его из института отчислили. Станислав ушёл в армию, откуда его и вызвали на съёмки Краснопольский и Усков. Уже после этой работы и окончания службы Бородокин вернулся во ВГИК и диплом получил лишь в 1969 году.
Чтобы зрители всерьёз поверили, что перед ними настоящие комсомольцы-строители, съёмочная группа отправилась в Саяны, где сняли большую часть картины.
Участники разместились в посёлке под Красноярском, для этого им выделили рабочие вагончики с примитивными условиями, но ни артистам, ни техническому персоналу не приходило в голову жаловаться. Некоторые эпизоды потом доснимали в Кемеровской области. И природа, попавшая в кадр, это не имитация и не подражание, а подлинная сибирская тайга, красотой которой наслаждались и сами киношники во время съёмок.
Когда второй фильм Краснопольского и Ускова вышел на экраны, многие тут же начали сравнивать его с фантастически популярной комедией «Девчата» (1961). И параллели действительно были:
в обоих фильмах речь идёт о молодежи, которая трудится далеко от обжитых мест, в обоих фильмах были и образцовые персонажи, и малосимпатичные.
Но и разница между лентами была ощутимой:
«Девчата» — история всё-таки комедийная, в ней драмы совсем мало, а вот «Таёжный десант» показал героев куда более глубоких и неоднозначных.
Мало того, режиссёры решились представить публике девушку с неоднозначным моральным обликом (в «Девчатах» тоже была Анфиса, но она находилась в полушаге от исправления). Да и в общем «Таёжный десант» оказался более жизненным, здесь были не только радости, но и разочарования. А демонстрировать в кино, что
передовая комсомольская бригада далеко не всегда команда единомышленников, что в ней могут царит распри и чуть ли не предательство,
было серьёзным риском, на который умышленно пошли режиссёры. Но цензоры ленту всё равно пропустили, и зрители увидели на экране живых людей, а не шаблонных персонажей с доски почёта.
Несмотря на то, что в целом «Таёжный десант» был принят хорошо, популярным он не стал, и в отличие от «Девчат» с годами оказался в числе полузабытых. Возможно, случилось это ещё и потому, что
большая часть исполнителей центральных ролей тоже не вышла в число первых звёзд.
Любопытно, что некоторые и вовсе ушли из кино. Так, Константин Худяков пересел в режиссёрское кресло. Антонина Жмакова ушла в ВИА «Поющие сердца» в качестве солистки (у неё, кстати, было музыкальное образование) и стала известной именно как певица. Ирина Вавилова, которой прочили славу одной из главных кинокрасавиц советского кино, в девяностые переехала в Европу. Виктор Задубровский поначалу отдавал предпочтение театру, а потом связал жизнь с эстрадой, а Станислав Бородокин в восьмидесятые-девяностые отошёл от съёмок и занялся организацией культурных мероприятий.
А как вам кажется, у «Таёжного десанта» и «Девчат» действительно много общего или эти ленты даже не стоит сравнивать?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):