Найти тему
ВЕДОМОСТИ

ЕС утвердил использование доходов от российских активов на нужды ВСУ

Страны Евросоюза утвердили 21 мая план использования прибыли от замороженных активов Центробанка России на военные нужды Украины, сообщил в соцсети X министр иностранных дел Чехии Ян Липавский. При этом, вероятнее всего, решение пока принято на уровне министров иностранных дел, которые проводили в этот день заседание. По словам чешского главы ведомства, этот шаг позволит Киеву получить около 3 млрд евро в 2024 г. (в этом году речь идет о чистой прибыли, полученной после 15 февраля). Известно, что на данный момент с начала 2024 г. депозитарий Euroclear, где хранятся активы, заработал 1,6 млрд евро.

Согласно подсчетам Bloomberg, в дальнейшем замороженные российские активы могут приносить около 5 млрд евро в год. И если 90% от прибыли подразумевается тратить непосредственно на военные потребности Украины через Европейский фонд мира, то остальные 10% могут пойти на поддержку Киева «другими способами», пишет Reuters. Как пояснили в Совете Евросоюза, депозитарии будут раз в два года переводить прибыль от активов на военную помощь Украине и первый такой перевод может быть осуществлен до июля 2024 г. Но при этом они имеют право удерживать около 10% полученной прибыли «для соблюдения требования к уставному капиталу и управлению рисками» возможных последствий конфликта на Украине.

Власти России неоднократно говорили, что считают саму заморозку российских активов нарушением международного права и планируют зеркально ответить на возможную конфискацию средств, в том числе на использование прибыли от замороженных активов. «Европейцы прекрасно отдают себе отчет в том, какой ущерб подобные решения могут принести и для их экономики, и для их имиджа, и для их реноме как надежных гарантов неприкосновенности собственности. Ущерб будет неизбежен, лица, которые будут иметь отношение к принятию таких решений, государства, которые это будут решать, естественно, станут объектами судебного преследования на многие десятилетия», – заявил в марте пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о планах ЕС в отношении российских активов.

Одновременно Bloomberg и Financial Times сообщили о намечающемся согласии среди стран G7 по плану США о другой схеме использования активов – выдать Украине кредит в размере $50 млрд с его обеспечением будущими доходами от замороженных резервов России. Среди вопросов, которые предстоит решить перед согласованием плана, – кто будет выпускать долговые обязательства и гарантирует их выплату. Обсуждение американского плана может стать главным пунктом повестки встречи министров финансов и руководителей центробанков стран G7 в Италии, которая начнется 23 мая. При этом имевших ранее опасения о негативных последствиях такого шага Францию, Германию, Италию и Японию помог переубедить «дипломатический нажим» со стороны США. Но в ЕС для утверждения такой схемы выдачи кредита еще нужно будет добиться консенсуса, в том числе со стороны Венгрии.

Отмечается, что администрация президента США Джо Байдена, с одной стороны, стремится провести подобное решение до возможного прихода к власти в этой стране Дональда Трампа, а с другой – обеспокоена способностью правительства Украины поддерживать финансовую стабильность. При этом финальное соглашение о выдаче кредита может быть принято не раньше саммита лидеров G7 13–15 июня, а его реализация и вовсе отложена как минимум до 2025 г.

Страны G7, Евросоюз и Австралия в ответ на начало Россией спецоперации на Украине заморозили более 260 млрд евро активов российского ЦБ. Из них большая часть средств (192 млрд евро) хранится в европейском депозитарии Euroclear в Бельгии.

Вопрос использования российских активов принадлежит к числу важных, так как речь идет, во-первых, о том, чтобы «поставить Россию на место», а во-вторых – о необходимости изыскать средства на дальнейшую военную поддержку Украины при дефиците собственных, считает научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов. Сейчас возможно говорить о технической рассинхронизации при выработке решений в ЕС и G7. Конкретное решение о том, как именно использовать доходы с российских активов, будет определяться Брюсселем, считает заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. Германия, мнение которой, безусловно, будет учтено при принятии итоговых решений, хочет сейчас демонстрировать в первую очередь не солидарность с США, а свое стремление оказывать масштабную помощь Украине, добавляет эксперт.