Найти тему

Дворец для казнокрада. Богатейший частный дом Москвы при Петре I?

Оглавление

Поглядим на этот симпатичный двор на улице Тверская!

Фотография автора
Фотография автора

А вот как было триста лет назад, с того же ракурса:

Гравюра Алексея Зубова, 1707 год
Гравюра Алексея Зубова, 1707 год

Самый роскошный в городе частный дворец возвел «птенец гнезда Петрова»

Аквариум на потолке, Венеция в Москве

Триста лет назад Сибирью управлял великолепный князь Гагарин. Матвей Петрович ел на серебре и золоте, колеса экипажа оковал благородным металлом. У князя даже кони были с золотыми подковами… Вы, вероятно, уже поняли, что князь Гагарин,как положено наместнику, был еще и ворюгой? Однако вору изменило чувство меры, и Петр I велел начать следствие. Как губернатор ни вертелся, его жизнь окончилась в петле (1721 год).

Чарка, которую Петр I выточил собственными руками из орехового капа и подарил Гагарину. Князь заказал для нее богатую оправу. Фотография shakko, Wikimedia
Чарка, которую Петр I выточил собственными руками из орехового капа и подарил Гагарину. Князь заказал для нее богатую оправу. Фотография shakko, Wikimedia

Дворец Гагарина на улице Тверской возвели в 1700-х годах. В то время князь еще не выехал в Сибирь и пользовался доверием Петра: служил комендантом Москвы, начальником Сибирского приказа, успешно строил шлюзы, укрепления, курировал работу типографии. Скорее всего, автором княжеского особняка был итальянский зодчий Франческо Фонтана (он же возвел Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге). То, что построили здесь, на Тверской, сравнивали с венецианскими палаццо.

Великий казнокрад устроился с захватывающей дух роскошью – вплоть до аквариумов-потолков (!) с экзотическими рыбами.

«Разного рода дерево, мрамор, хрусталь, бронза, серебро и золото употреблены были на украшение покоев, где зеркальные потолки отражали в себе блеск люстр, канделябр, в висячих стеклянных прудках плавали живые рыбы, разноцветные наборные полы представляли узорчатые ковры».

Эта история так хорошо запомнилась народу, что и сто с лишним лет спустя в подмосковных селах пели:

«Заедает князь Гагарин наше жалованье (…)
Он на эти-то на денежки построил себе дом,
Он построил себе дом на Неглинной, на Тверской (…)
За мучным большим рядóм, потолочек хрустальнóй,
А парадное крылечко белокаменное,
Белокаменное, стены мраморные,
Стены мраморные, пол-ат лаком наведен,
Как на этом-то полóчке москварецкая вода,
Москварецкая вода — по фонтану ведена,
По фонтану ведена, живá рыба пущенá»

Впрочем, народные певцы были уверены, что князя сгубило не лихоимство, а чрезмерная заносчивость: хотел-де перещеголять по части роскоши царя, и именно за эту «похвальбу» лишился жизни.

Среди прочих диковин во дворце жил Дэмбэй — единственный японец на Руси. Его корабль унесло бурей на Камчатку, мореплаватель попал в плен к ительменам, был отбит русскими землепроходцами и увезен в Москву, общался с Петром I, крестился… и определен к преподаванию японского!

Двор Гагарина на Гориховстовском плане Москвы, 1768 год
Двор Гагарина на Гориховстовском плане Москвы, 1768 год

Эпоха процветания, как часто бывает с дворцами, пролетела вмиг. В 1711 году князь укатил в Сибирь, и через десять лет в опустевших палатах нашли «гнилой» чай, сломанные часы. Ковер персидский «мыши пополам переели».

Барочные красоты. От князей к купцам

Княжеские пожитки были конфискованы, но дом каким-то образом вернулся в семью и еще в 1760-х принадлежал внуку-Гагарину. А в 1805 году особняком владела Елизавета Зубова — мать знаменитого фаворита Екатерины II.

Барочные красоты долго оставались неприкосновенными. Известно, что Баженов, произнося речь на закладке Большого Кремлевского дворца, сказал:

«…а всех домов прекраснее дом князя Гагарина на Тверской».

Мы пока видели палаты со двора. А как они выглядели с Тверской? Редчайшая удача — есть еще одна гравюра времен Петра I,где показан уличный фасад.

Фрагмент панорамы Москвы, ок. 1707
Фрагмент панорамы Москвы, ок. 1707

А вот фрагмент акварели, которую 90 лет спустя создал архитектор Джакомо Кваренги:

Фрагмент акварели Кваренги, 1797 год
Фрагмент акварели Кваренги, 1797 год

На чертеже рубежа XVIII — XIX веков из Альбомов Казакова мы вместо балюстрады уже видим скатную крышу (больше подходит к нашему климату):

Фасадный чертеж из альбомов Казакова
Фасадный чертеж из альбомов Казакова

Проездную арку венчала княжеская корона с надписью:

«Боже, во имя Твое спаси».

А вот внутренняя планировка.

План второго этажа из альбомов Казакова
План второго этажа из альбомов Казакова

В 1737, 1773, 1812 годах дом горел, к 1820 году — перешел в купеческие руки и со временем стал доходным, с квартирами и магазинами. Пробили окна антресольного этажа.

Рисунок 1849 года:

-9

В 1852 году дом особенно сильно перестроили. Вот как все это выглядело к началу XX века:

-10

«Олсуфьевская крепость»: от дворца к трущобе

В 1878 году домовладение принадлежало аристократу Дмитрию Олсуфьеву. Именно этот дом «против Брюсовского переулка» описал Гиляровский в главе «Олсуфьевская крепость» (почти все рассказы из «Москвы и москвичей» относятся к 1870-м или 80-м).

В то время на бельэтаже дворца располагались три «барских» квартиры, наверху находились меблированные комнаты Чернышевой («Черныши»), дворовые же корпуса заняла собственно Олсуфьевская крепость. В московской живой речи «крепостями» называли неблагополучные дома.

Домовладение. Фрагмент Хотевского плана Москвы 1852 года
Домовладение. Фрагмент Хотевского плана Москвы 1852 года

Но я не буду пересказывать очерк Гиляровского о пьяницах-портных, которые пропили всю одежду и потому не могли выйти на улицу. Это отдельная статья!

Как погиб дом Гагарина

Место Олсуфьевской крепости теперь занимают два дома 1927-30 годов, созданные известным архитектором Ладовским (Тверская, 6с3 и с5), место барочного дворца — часть фасадного дома 1930-х (Тверская, 6с1). Однако сам дворец исчез не в 1930-е, а раньше.

Его снесли в начале 1910-х, когда на смену особнячкам всюду приходили многоэтажные громады. Но… парадокс! Здание 1910-х было меньше, чем воздвигнутое при Петре. Зачем же старое разрушили?

Фотография 1933 года
Фотография 1933 года

Пишут, что стены обветшали, и после смерти старика Олсуфьева новому владельцу (это был торговец сельдью Ларионов) не хватило денег ни на ремонт, ни на строительство большого дома.