Представляю вашему вниманию довольно редкий в наше время советский подростковый велосипед модели ВП-2, изготовленный Свердловский Велосипедным Заводом в 1953 году. Велосипед предназначен для девочек среднего школьного возраста и имеет классическую открытую раму с прямой нижней и изогнутой верхней трубами. Свердловский велозавод в начале 1950-х параллельно выпускал детскую модель Д-1 и две подростковых модели: мужскую ВП-1 и женскую ВП-2. В то время в Советском Союзе подростковые велосипеды производились только на Свердловском и Шяуляйском велозаводах.
Модели ВП-1 и ВП-2 были довольно оригинальны по конструкции и до сих пор нет точных данных, где и кем конкретно они были разработаны. Самой вероятной следует принять версию, что они были разработаны специалистами Центрального Конструкторского Бюро Мотостроения (ЦКБМ) в Москве в 1945-47 годах. Напомню, что ЦКБМ было создано в 1940 году и занималось разработкой конструкций и технологий производства мотоциклов и велосипедов. После войны оно было переведено в город Серпухов Московской области и со временем было преобразовано в Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт мотоциклостроения (ВНИИ Мотопром). Из его состава во второй половине 1940-х было выделено КБ по велостроению, переведенное на Харьковский Велозавод.
В конструкции моделей ВП-1 и ВП-2, особенно в ранних их модификациях конца 1940-х, сильно заметна преемственность от довоенных конструкций Московского Велозавода, особенно это касается рулевой колонки, подшипников и гаек передней вилки, а также каретки и системы шатунов. Конструкция седла очень схожа с седлами велосипедов ЗИЧ-1, выпускавшихся на авиационном Заводе имени Чкалова в Новосибирске в 1946-1949 годах.
Модели ВП-1 и ВП-2 с небольшими изменениями выпускались в Свердловске с 1948 по 1959 год, а когда велозавод был переведен в город Атиг Свердловской области, производились некоторое время и там.
«Девчачья» модель ВП-2, (впрочем, как и «пацанская» ВП-1), считалась современниками очень надежным и качественной и велосипеды и, как правило, верой и правдой служили нескольким поколениям подростков, передаваясь от старших к младшим. Велосипеды СВЗ обычно распределялись в южных и восточных регионах СССР, а центральные и западные снабжались подростковыми машинами Шяуляйского Велозавода. Тиражи свердловских велосипедов были сравнительно небольшими – выпускалось от 20 до 85 тысяч машин в год. До нашего времени сохранилось немного «вэ-пэшек» в аутентичном состоянии, так как любые детские и подростковые велосипеды в СССР эксплуатировались обычно «и в хвост и в гриву», вплоть до полной негодности.
Обе модели ВП, что расшифровывается без затей как «Велосипед Подростковый», имели колеса диаметром 24 дюйма и паяные трубчатые рамы и передние вилки. В целом их конструкция была классической и отличалась от велосипедов для взрослых только габаритными размерами. Велосипеды ВП-2, в отличие от модели ВП-1, комплектовались щитком цепи и защитными сеточками на заднее крыло, чтобы подол платья не попадал в спицы. Интересной особенностью комплектации всех подростковых моделей СВЗ вплоть до 1955 года было наличие «настоящей» немецкой тормозной задней втулки Torpedo. Втулки поставлялись из Германии по репарации. Примечательно, что никаких других немецких комплектующих в СССР не поступало. С 1955 года завод перешел на комплектацию втулками отечественного производства.
Степень, как сейчас говорят, «локализации производства», на СВЗ была очень высокой – по кооперации с других предприятий завод получал только шины с камерами, ручки руля, подшипники, покрышки для седел и аксессуары - насосы, сумки для инструмента и сетки.
Велосипед ВП-2 весил около 14 кг, что для машин такого типа было нормой.
Расскажу об истории Свердловского Велосипедного Завода… Давным-давно, в 1846 году московский купец по фамилии Чеканов основал на Урале, в Екатеринбурге, гончарную фабрику, где начал производство фаянсовой посуды (тарелки, миски, горшки и пр.). В 1860 году изделия фабрики были отмечены похвальным листом Императорского вольного экономического общества, а на проходившей в1887 г. в Екатеринбурге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке купцы братья А.К. и М.К. Чекановы, унаследовавшие предприятие от отца, получили Почётный отзыв Уральского общества любителей естествознания "за приготовление фаянсовой посуды". В то время при наличии 10 рабочих здесь производили 67500 изделий на 1325 руб. в год. На рубеже XIX - нач. XX вв. предприятие считалось одним из старейших и крупнейших на Урале. Посуда с успехом продавалась на крупнейших ярмарках и в магазинах Урала, Южной России и Сибири.
Советская власть национализировала предприятие и всю недвижимость, а в 1924 году в его производственных корпусах была организована кроватно-мебельная фабрика «Прогресс». В годы Великой Отечественной войны фабрика была перепрофилирована на выпуск продукции военного назначения, превратившись в Завод боеприпасов № 646, подчинявшийся соответствующему наркомату. После окончания войны произошла реорганизация и предприятие передано в управление Министерства Местной Промышленности с присвоением № 20. В 1948 году было принято решение организовать там производство велосипедов. Короткое время предприятие сохраняло свое название «Завод № 20 ММП РСФСР», но позднее получило официальное название «Свердловский Велосипедный Завод», подчиненный все тому же ММП РСФСР.
Первой собственно велосипедной продукцией Завода № 20 стали детские двухколесные велосипеды модели Д-1. Модель была спроектирована на основе одноименной модели, производимой с 1945 года на Харьковском Велозаводе. Обзор модели Д-1 из коллекции Веломузея вы можете посмотреть здесь:
Чуть позже к детскому «Д-1» прибавились подростковые модели «ВП-1» с мужской рамой и «ВП-2» - с дамской. Подростковые машины имели 24-дюймовые колеса и были «одноклассниками» моделей В-72 «Орленок» и В-82 «Ласточка», разработанных в Харькове и производившихся сначала в Минске, а потом – в Шяуляе.
В 1959 году произошла очередная реорганизация завода и началось освоение производства радиоаппаратуры для военной связи, а велопроизводство было передано в город Атиг Свердловской области. Предприятие в Свердловске стало радиотехническим - «Свердловский завод радиоаппаратуры» производил аппаратуру дальней радиосвязи для Вооруженных Сил СССР, а также для геологов и строителей. Кроме того, выпускались бытовые радиоприемники «Свердловск», «Кристалл», «Альт». Продукция радиозавода также поступала на экспорт. Предприятие в виде ОАО «Завод радиоаппаратуры» существует по сей день.
Посмотрите обзоры советских подростковых велосипедов из коллекции Веломузея: