Не очень редкий, но важный для коллекции Веломузея Андрея Мятиева экспонат - велосипед "Орленок" модели В-72, выпущенный Шяуляйским велосипедным заводом (ШВЗ) в 1955 году.
В коллекции Веломузея имеется несколько образцов этого известнейшего в СССР подросткового велосипеда - более ранних и более поздних, в разных комплектациях и разных модификаций.
У модели В-72 долгая и интересная история, о которой осведомлены немногие... Разработана она была в Конструкторском Бюро Харьковского велозавода в далеком 1949 году, в паре с дамской подростковой моделью В-82, которая получила название "Ласточка".
На ХВЗ разработали технологию на обе модели и даже изготовили небольшую опытную партию, но в Министерстве Авто-Тракторной Промышленности решили иначе и постановили передать производство подростковых велосипедов на Минский велозавод - это было в 1950 году. Минчане только освоили серийный выпуск, как последовало новое указание - весь задел частей, документацию и оснастку передать в Литву, на Шяуляйский велозавод. С весны 1951 года началось производство велосипедов "Орленок" в Шяуляе. Первое время велосипеды собирали из задела частей, полученных из Минска, но уже через год все основные комплектующие, кроме получаемых по кооперации из Ленинграда передних втулок и педалей, а также репарационных немецких задних тормозных ступиц Torpedo, изготавливались в Шяуляе.
Модель В-72 претерпела ряд конструктивных и технологических усовершенствований и была снята с производства лишь в 1961 году, став самым популярным подростковым велосипедом в СССР. При этом модель В-72 стала родоначальником целой плеяды моделей подростковых велосипедов с тем же названием.
Обзоры некоторых советских подростковых велосипедов из коллекции Веломузея можно посмотреть здесь: