Покажу вам сегодня интересный и редкий детский двухколесный велосипед послевоенного времени. Достался он мне в изрядно попорченном прежними владельцами и временем состоянии, но все же удалось его привести во вполне экспозиционный вид.
Велосипед мне попался довольно давно и, посмотрев на сохранившийся шильдик, я очень обрадовался, поскольку к тому времени уже встречал такую табличку и знал, какое именно предприятие скрывалось за номером «20». А теперь расскажу поподробнее…
Давным-давно, в 1846 году московский купец по фамилии Чеканов основал на Урале, в Екатеринбурге гончарную фабрику, где начал производство фаянсовой посуды (тарелки, миски, банки и пр.). В 1860 году изделия фабрики были отмечены похвальным листом Императорского вольного экономического общества, а на проходившей в1887 г. в Екатеринбурге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке купцы братья А.К. и М.К. Чекановы, унаследовавшие предприятие от отца, получили Почётный отзыв Уральского общества любителей естествознания "за приготовление фаянсовой посуды" . В то время при наличии 10 рабочих здесь производили 67500 изделий на 1325 руб. в год. На рубеже XIX - нач. XX вв. предприятие считалось одним из старейших и крупнейших на Урале. Посуда с успехом продавалась на крупнейших ярмарках и в магазинах Урала, Южной России и Сибири.
Советская власть национализировала предприятие и всю недвижимость, а в 1924 году в его производственных корпусах была организована кроватно-мебельная фабрика «Прогресс». В годы Великой Отечественной войны фабрика была перепрофилирована на выпуск продукции военного назначения, превратившись в Завод боеприпасов № 646, подчинявшийся соответствующему наркомату. После окончания войны произошла реорганизация и предприятие передано в управление Министерства Местной Промышленности с присвоением № 20. В 1948 году было принято решение организовать там производство велосипедов. Короткое время предприятие сохраняло свое название «Завод № 20 ММП РСФСР», но позднее получило официальное название «Свердловский Велосипедный Завод», подчиненный все тому же ММП РСФСР.
Первой собственно велосипедной продукцией Завода № 20 стали детские двухколесные велосипеды модели Д-1. Модель была спроектирована на основе одноименной модели, производимой с 1945 года на Харьковском Велозаводе. Велосипедик, представленный в этом обзоре, как раз и является образцом первой свердловской модели.
Посмотрите обзор отдаленного прототипа свердловского велосипедика - харьковской модели Д-1:
Чуть позже к детскому «Д-1» прибавились подростковые модели «ВП-1» с мужской рамой и «ВП-2» - с дамской. Подростковые машины имели 24-дюймовые колеса и были «одноклассниками» моделей В-72 «Орленок» и В-82 «Ласточка», разработанных в Харькове и производившихся сначала в Минске, а потом – в Шяуляе.
В 1959 году произошла очередная реорганизация завода и началось освоение производства радиоаппаратуры для военной связи, а велопроизводство было передано в город Атиг Свердловской области. Предприятие в Свердловске стало радиотехническим - «Свердловский завод радиоаппаратуры» производил аппаратуру дальней радиосвязи для Вооруженных Сил СССР, а также для геологов и строителей. Кроме того, выпускались бытовые радиоприемники «Свердловск», «Кристалл», «Альт». Продукция радиозавода также поступала на экспорт. Предприятие в виде ОАО «Завод радиоаппаратуры» существует по сей день.
Вернемся к описанию велосипеда Д-1, изготовленного на Заводе № 20 в 1948 году. Машина имеет паяные латунью раму и переднюю вилку, спицованные колеса диаметром 360 мм со сплошными резиновыми шинами, кожаное сиденье, цепную передачу без свободного хода. Шатуны закреплены на клинках. В целом, велосипед по основным элементам конструкции повторяет полноценные «взрослые» конструкции. По отзывам современников, свердловские велосипеды славились достаточно хорошим качеством и служили нескольким поколениям детей верой и правдой.
Посмотрите обзоры советских детских велосипедов 1930-60-х годов: