Важный для истории советской велопромышленности экспонат – дамский подростковый велосипед модели В-82 «Ласточка», изготовленный на Шяуляйском Велосипедном Заводе (ШВЗ) в 1958 году. «Ласточка» была самым популярным «девчачим великом» в СССР на протяжении более чем 30 лет – модификации и модели менялись, а преемственность названия сохранялась.
У модели В-82 долгая и интересная история. Разработана она была в Конструкторском Бюро Харьковского велозавода в далеком 1949 году, в паре с мужской подростковой моделью В-72, имевшей название «Орлёнок». Обе модели имели большую степень унификации по узлам и комплектующим. На ХВЗ разработали технологию на обе модели и даже изготовили небольшую опытную партию, но в Министерстве Авто-Тракторной Промышленности решили иначе и постановили передать производство подростковых велосипедов на Минский велозавод - это было в 1950 году. Минчане только освоили серийный выпуск, как последовало новое указание - весь задел частей, документацию и оснастку передать в Литву, на вновь создаваемый Шяуляйский велозавод, которому присваивался профиль производителя подростковых велосипедов. С весны 1951 года началось производство велосипедов «Орленок» и «Ласточка» в Шяуляе. Первое время велосипеды собирали из задела частей, полученных из Минска, но уже через год все основные комплектующие, кроме получаемых по кооперации из Ленинграда передних втулок и педалей, а также репарационных немецких задних тормозных ступиц Torpedo, изготавливались в Шяуляе. Модель В-82 претерпела ряд конструктивных и технологических усовершенствований и была снята с производства лишь в 1968 году, став самым популярным подростковым велосипедом с открытой рамой в СССР. «Ласточка» адресовалась девочкам-школьницам возрастом от 10 до 14 лет.
Представленный в этом обзоре велосипед 1958 года относится ко второй серийной модификации модели, отличающейся от первой рулем, седлом, ведущей звездочкой, формой грязевых щитков, защитным кожухом цепи и иными комплектующими, поставляемыми сторонними заводами по кооперации – так, к примеру, педали поставлял Ленинградский Карбюраторный Завод, а задние втулки – Харьковский Велозавод. С 1957 года в связи с коренной перестройкой системы хозяйственного управления СССР изменилось подчинение завода; если до 57-го завод был в ведении Главмотовелопрома Министерства Машиностроения, то со второй половины года он перешел под управление территориального Совета Народного Хозяйства Литовской ССР, что отразилось на головной марке на раме (иначе называемой эмблемой или шильдиком). Примечательно, что на эмблеме все надписи стали наноситься на литовском языке. С 1957 года шяуляйские велосипеды стали поступать на экспорт во многие страны, как социалистические, так и капиталистические, где пользовались значительным спросом. В 1958-м велосипеды демонстрировались на международных выставках в Дамаске и Брюсселе, где были отмечены дипломами.
Эта «Ласточка» 1958 года, хранящаяся в коллекции Веломузея, интересна своим практически новым состоянием – велосипед прекрасно сохранился и не имеет следов эксплуатации. В фондах Веломузея имеются также велосипеды В-82 ранних и более поздних модификаций.
Обзор мужской подростковой модели Шяуляйского Велозавода В-72 "Орлёнок" из коллекции Веломузея:
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!