Как представить красиво пишущего автора? Вот сидит писатель в симпатично обставленной комнате в стиле модерн, с дизайнерской кружкой ароматного кофе, за новеньким компьютером, его золотые кудри развеваются от ветерка из открытого окна, мечтательно затуманенный взгляд устремлен в глубину белого листа...
Но это же не про ту красоту! Это совсем не о продуктивности, а скорее о винтажности процесса... А красота писательских текстов в чем, на самом деле? Красота - это про то, что показывают в произведениях, в первую очередь, а не описывают затертыми до глянца словами. Согласны?
Писать - это значит искать, всматриваться в краски происходящего момента, чтобы дать читателю-зрителю ощущения, шеоховатости, подробности, цветА, запахи, упругости. Как автору сделать этот поиск интересней?
Ну хотя бы, для начала, не убеждать, например, в том, что "она влюблена", "он негодует", "они испугались". А попробовать продемонстировать, например, что она "от волнения заикалась в его присутствии", "он рвал в мельчайшие клочья ее письмо", "они скучковались в одном углу комнаты, крепко схватившись за руки".
Не убеждайте - демонстрируйте!
Мы сейчас больше встречаем, да и сами пишем тексты не только постов, но и статей, рассказов, этюдов в некоем инфостиле, где будто отвечаем лишь на главные вопросы: кто, с кем, когда, где, что делал, и что из этого получилось, то есть выводы. Ведем повествование в лоб, без погружения, без заботы о читателе - интересно ли ему будет, без экспрессии, лишь свидетельство предмета текста .
Он был одинок, его стало все раздражать, она устала, меня бесило, мы страдали и тд. без картинок - лишь констатация фактов, как в полиции при написании заявления - перечисление фактов, состояний, событий...
Абстракции в текстах типа любил, страдал, ненавидел, красивая женщина, добрый человек, проливной дождь - они ни о чем не говорят конкретно, а лишь мешают интересному повествованию. Тексты с абстракциями проигрывают. Когда мы пишем в лобешник - это не то, что мы ждем от хорошей литературы.
Когда приходим на балет - мы ждем грации, изящества и силы движений в музыке. На концерте рок группы мы ждем экспрессию и крутой вокал. То есть мы ждем того, чего нет в обыденной жизни! В литературе то же самое.
Мы читаем книги, чтобы даже в обыденном увидеть нечто, что заставляет нас рыдать, видеть себя со стороны, подниматься над своими жизненными мелочами, вдруг прозревать, духовно развиваться! Ведь многие авторы прожили невероятную жизнь - и жаль, что она мимо проскальзывает в его произведениях, состоящих сплошь из шаблонных фраз и лозунговых рассуждений!
Высокохудожественная литература против абстракций!
А что же делать? Рассказывать истории вместо того, чтобы лепить ярлыки на состояния, действия, которые ничего не рассказывают читателю, не погружают, а лишь констатируют, перечисляя детали. Ну мы же не каталоги пишем с предметами, деталями, эмоциональными состояниями!
Пробовать найти нужный нерв через метафору, сравнение, искать эпитеты. Работать с нейтральной лексикой, заменять блеклое на яркое, эмоционально окрашенное.
Описание - активное действие повествования, когда:
- Когда герой, наблюдатель, рассказчик перемещаются по локации, видят новое.
- Взгляд скользит по предметам, от этой непосредственности видения и создается читательский интерес.
- Когда прогрессия чувств, например от безразличия к аффектному вовлечению.
- Конечно, комбинация всего вышеперчисленного.
Но невозможно же находиться в постоянной привязанности к реальности, пристально всматриваясь в детали, которые помогли бы понять в характерных мелочах картину происходящего, когда ежемоментно ее осознаете. От этого устает и сам автор и читатель. Но кто говорил, что писательство - это легко?
Мы или стремимся к звездам или плаваем планктоном на поверхности литературного, глубокого, бархатистого бытия...
Посмотрите простейший пример из рассказа Чехова, где выделенные слова подсказывают, как можно было бы обойтись без большого описания, погружающего нас в ситуацию глубже.
Уходим из состояния слепоты, автоматики и дремания наяву - на поиски реальности в незаметных обычному глазу деталей, смыслов, лиц, возможностей вовлечь гостей в свою событийность, подвижность, интересность.
Немного о том, как придумывать метафоры, делится писательница Эльвира Барякина
Благодарю, что читаете и дочитываете, ставите комментарии, лайки и подписываетесь - это здорово заряжает меня как автора и продвигает канал!