Как и положено человеку разумному, не люблю мемасики и рилсы, которые ловят людей в эндорфиновое кольцо, бессмысленное и беспощадное.
Тем не менее ответ на этот мем надо написать.
Но, поскольку десяток лонгов, посвященных теме Французской кампании 1940 года читать никто не будет, то ограничусь своим кратеньким текстом:
1. Английскую армию спас «Стоп-приказ» Гитлера.
24 мая 1940 года немецкие танковые дивизии, охватывающие с запада «северную» группировку войск союзников, получили приказ остановить свое наступление на линии каналов, проходившей с севера на юг, к западу от Дюнкерка. В массовом сознании этот «стоп-приказ», утвержденный лично Адольфом Гитлером, стал единственным фактором, помешавшим стальной лавине немецких танков захватить последний крупный порт на северном побережье Франции, доступный для эвакуации войск союзников.
На самом деле «стоп приказ» танковым дивизиям корпусов Гота, Гудериана и Рейнгарда был отдан штабом группы армий «А» еще накануне, в 20-00 23 мая 1940 года. Правда, на момент получения приказа подавляющая часть этих немецких соединений была еще довольно далеко от указанной Рундштедтом линии остановки. Фактически этот приказ влиял только на действия дивизий корпуса генерала Гудериана, а если быть точным, то только на небольшую его часть. К вечеру 23 мая дивизии 19-го танкового корпуса были разбросаны на огромном пространстве северной Франции. 2-я танковая дивизия штурмовала порт Булонь, 10-я танковая дивизия занимала исходные позиции для штурма главного порта снабжения англичан – Кале. Непосредственно приказ коснулся только 1-й танковой дивизии с частями усиления.
Впрочем, Гудериан весьма вольно относился к приказам сверху, если они, по его мнению, не соответствовали оперативной обстановке.
«Стремительный Гейнц» буквально только что, 16 мая волевым решением нарушил аналогичный приказ, и это привело к стратегическому успеху. Разумеется, в ситуации, когда последний крупный порт, доступный противнику, находился на расстоянии вытянутой руки, он не мог остановиться просто так.
24 мая 1940 года, вопреки требованиям «стоп-приказа», части 19-го танкового корпуса форсировали канал Аа в двух местах. Полк «Великая Германия», оперативно подчиненный 1-й танковой дивизии, захватил плацдарм на восточном берегу канала в городе Сен-Жорж, создав предпосылку для рывка на Дюнкерк, до которого оставалось менее 20 километров по прямой. Немного южнее, полк СС «Лейбштандарт АГ» захватил городок Ваттан, расположенный на одноименном холме, с которого невооруженным взглядом были видны портовые сооружения Дюнкерка. Поскольку эти действия создавали прямую угрозу Дюнкерку, союзники не могли оставить их без внимания и уже на следующий день, 25 мая 1940 года, боевые группы, сформированные из остатков 21-й пехотной дивизии французов, контратаками вышибли немцев на западный берег, причем в Ваттане французы захватили серьезные трофеи. Решающим фактором, определившим неудачу немцев, стало тотальное превосходство артиллерии противника – у французов случились под рукой мобильные батареи тяжелых орудий береговой обороны Дюнкерка, в то время как вся артиллерия Гудериана была занята у Кале и Булони.
Ключевым моментом, для понимания значения «стоп-приказа» в деле содействия спасению английской армии является то, что во время его действия речь об эвакуации боевых частей союзников еще не шла. Телеграмма военного министра Энтони Идена, предписывающая войскам БЭК прорываться на север и эвакуироваться в Великобританию была доставлена в штаб главнокомандующего англичан лорда Горта в 10-30 утра 26 мая 1940 года. Военный совет союзников, на котором обсуждались детали отхода и эвакуации состоялся следующим утром в городке Кассель, расположенном на половине пути между английскими войсками и Дюнкерком, в 20 километрах восточнее «стоп-линии». Через час после окончания совета, город был окружен немцами – накануне вечером «стоп – приказ» Гитлера был отменен, и утром 27 мая шесть немецких танковых дивизий перешли линию каналов. То, что они не успели перерезать дорогу, по которой англичане вывели свои войска в Дюнкерк, объясняется исключительно упорным сопротивлением небольших сил союзников, вставших на пути немецких танков.
2. Гитлер сознательно позволил англичанам уйти, чтобы заключить с Великобританией почетный мир.
Поскольку Адольф Гитлер не был телепатом, ему приходилось управлять своими подчиненными путем отдачи приказов, которые сохранила для нас история. 24 мая 1940 года, сразу же после утверждения «стоп-приказа», Гитлер подписал директиву ОКВ номер 13. Первым пункт директивы поставил войскам группы армий «В» прямую задачу: «уничтожить концентрическим ударом окруженные в Артуа и Фландрии франко-англо-бельгийские силы».
Никаких оговорок про необходимость отпустить англичан на остров по «политическим мотивам» в директиве не было.
Операция по уничтожению отрезанной группировки союзников началась в этот же день – в полдень в наступление перешли двенадцать пехотных дивизий 6-й и 18-й армий фон Бока, удар которых прорвал фронт бельгийской армии и отсек бельгийцев от англо-французских сил. После прорыва три левофланговые дивизии немцев повернули на запад, для того чтобы замкнуть кольцо окружения вокруг главных сил союзников. По замыслу немцев, до эвакуации противника из Дюнкерка дело попросту не должно было дойти – удар фон Бока должен был отрезать пути отступления англо-французским войскам. Впоследствии немецкое командование неоднократно осуществляло похожие маневры на окружение противника. План немцев оказался не реализован в полной мере по чистой случайности:
Утром 25 мая 1940 года английская разведгруппа из состава 3-й пехотной дивизии генерал-майора Монтгомери, действуя в оперативном немецком тылу, устроила засаду, в которую попал немецкий штабной автомобиль офицера связи подполковника Кинцеля. В машине были захвачены важные документы, включая план наступления 6-й армии немцев, который немедленно был доставлен в штаб командующего БЭК генерала Горта. Оценив замысел немцев, лорд Горт принял личное полководческое решение – 5-я и 50-я пехотные дивизии, которые должны были принять участие в наступлении союзников на юг, немедленно перебрасывались для прикрытия стыка с бельгийской армией. Официальная британская история так озвучивает этот судьбоносный момент кампании:
«В 18.00 25-го мая 1940 года лорд Горт уже принял свое самое важное за всю кампанию решение. Не ожидая санкции французского командующего, он приказал 5-й и 50-й дивизиям прекратить подготовку к наступлению в южном направлении, назначенному на 26-е, и немедленно двинуться к угрожающему разрыву между английской и бельгийской армиями. Тем самым он спас английские экспедиционные силы».
Английские дивизии заняли оборону по рубежу реки Ипр, удержав горловину создающегося мешка, что позволило основным силам БЭК начать отход к Дюнкерку, ускользнув из немецких лап.
Очень характерный эпизод, наглядно иллюстрирующий отношение немцев к противнику, произошел 2 июня, когда эвакуация англичан была уже практически завершена. В Дюнкерке скопилось большое количество лежачих раненых. Английские власти решили обратиться с призывом непосредственно к немецкому командованию. Обращение по радио, сделанное открытым текстом в 10-30 утра, гласило:
«Положение с ранеными очень тяжелое. В течение дня должны курсировать госпитальные суда. Ждем, что противник будет соблюдать Женевскую конвенцию и воздержится от нападения».
Важная деталь, в отличии от "условно" госпитальных "Армении" и "Вильгельма Густлова" для проведения эвакуации раненных в Дюнкерке англичанами были использованы госпитальные суда «Уортинг» и «Париж», полностью соответствующие требованиям конвенций: они были зарегистрированы как госпитальные суда, несли соответствующую окраску, не были вооружены, использовались исключительно по прямому предназначению и действовали без эскорта и прикрытия с воздуха. Несмотря на это, оба госпитальных судна были атакованы немецкими самолетами, причем повреждения «Парижа» привели к тому, что судно затонуло.
3.Англичане спасали только свои войска, оставив французов на произвол судьбы.
Всего, в ходе проведения эвакуации в Великобританию было доставлено 338 662 человека, из них 143 620 человек были французскими военнослужащими. Из общего числа эвакуированных только 20 250 человек было перевезено французскими кораблями и судами, соответственно подавляющее число французов было вывезено англичанами. 30 мая 1940 года премьер-министр Черчилль отдал специальное распоряжение, требовавшее проводить эвакуацию французских войск наравне с английскими.
Уже после того, как все британские солдаты были вывезены из Дюнкерка, английский флот продолжал эвакуационные мероприятия в полном масштабе.
3 июня 1940 года должно было стать последним днем эвакуации. В Дюнкерке оставались лишь французские войска, численность которых французское командование оценило в 25 000 человек. Исходя из этих данных английским флотом был сформирован наряд сил, способный поднять до 30 000 солдат и офицеров. В 22-30 французские войска по обводу оборонительного периметра начали отход к порту, скрытно оставляя свои позиции. Однако отходившие по приказу бойцы оказались оттеснены от спасения дезорганизованными толпами дезертиров, беглецов, тыловиков, которые до этого момента укрывались в городе. В последний день эвакуации из Дюнкерка было вывезено 26 175 человек, по немецким данным, после падения города в плен попало до 40 000 солдат и офицеров, включая практически весь арьергард союзников. Таким образом, французская оценка остававшихся в Дюнкерке людей оказалась занижена втрое, что явилось причиной фиаско последнего дня эвакуации.
4. Сухопутные войска немцев не пытались захватить Дюнкерк.
Еще до того, как в Дюнкерк успели отойти основные силы союзников, немцы предприняли две попытки овладеть портом.
1-я танковая дивизия корпуса Гудериана пыталась прорваться к Дюнкерку с запада, наступая вдоль побережья Ла-Манша. 24 мая в районе будущего наступления прошли сильные дожди, и местность в низинах между каналов превратилась в непролазную грязь. Наступать там большой массой танков было невозможно, поэтому Гудериан сосредоточил в районе наступления всю имевшуюся в 19-м корпусе артиллерию. Мощный огневой кулак прокладывал путь пехоте «Великой Германии» и 1-й танковой дивизии. Французские части береговой обороны и сводные группы боевых частей оказали немцам настолько серьезное сопротивление, что Гудериан был вынужден отказаться от дальнейшего продвижения. Стоит отметить, что если в своих мемуарах «стремительный Гейнц» сокрушался об упущенной возможности взять Дюнкерк, то в ЖБД 19-го корпуса он пишет совсем иное: «Дальнейшее продолжение наступления приведет к бессмысленным потерям в наших лучших войсках».
Еще одна, менее известная, попытка была предпринята войсками группы армий «В» фон Бока. Вечером 27 мая командование бельгийской армии приняло немецкие условия капитуляции, согласно которым сопротивление бельгийцев прекращалось в четыре часа утра следующего дня. Капитуляция бельгийской армии означала то, что перед войсками группы армий «В» была открыта прямая дорога на Дюнкерк. Союзникам надо было как то закрыть дыру в своих боевых порядках, а командующему группой армий «В» фон Боку хотелось успеть залезть в эту дыру и потрогать союзников за мягкое вымя. Началась гонка к городу Ньюпорт, где находился мост через реку Изер, по которой должен был пройти оборонительный периметр эвакуации. Задача фон Бока осложнялась тем, что к 28-му мая в составе его группы армий «В» не осталось ни одного подвижного соединения. Получив сообщение от бельгийцев о принятии условий капитуляции, он приказал сформировать в 208-й и 256-й пехотных дивизиях подвижные отряды на имевшемся под рукой транспорте и немедленно, после прекращения огня бросить их на Ньюпорт. Надо отдать фон Боку должное, передовой отряд 256-й пехотной дивизии прибыл в Ньюпорт уже в 11 часов утра 28 мая, с ходу захватив мост. Буквально через несколько минут в город с запада ворвались английские бронемашины 12-го уланского полка, отправленные туда командующим английскими войсками лордом Гортом, после того, как бельгийцы сообщили союзникам о своем решении. Силы противников были примерно равны и исход боя зависел от того, кто первым получит подкрепление. Внезапно, у англичан оказался рояль в кустах – в разгар сражения немцев с тыла атаковала… французская пехота. Это были части 60-й пехотной дивизии, которые успели повоевать в Нидерландах, а после разгрома голландской армии отошли в Бельгию. Непосредственно перед принятием немецких условий капитуляции, главнокомандующий бельгийской армией, Леопольд III приказал передать французам автотранспорт, чтобы они могли быстро покинуть территорию страны. Немцы были выбиты из Ньюпорта, союзники подорвали мост и заняли оборону по берегу реки, сформировав восточный рубеж оборонительного периметра, куда уже отходили главные силы британского экспедиционного корпуса.
5. Немцы легко могли предотвратить эвакуацию англичан.
ВМФ Германии понес тяжелые потери в ходе Норвежской кампании, поэтому к атакам на армаду судов и кораблей союзников, задействованных в эвакуации, могли быть привлечены мизерные силы: 3 подводные лодки и 9 торпедных катеров. Это были все наличные силы немцев, и хотя действовали они очень успешно, их попросту было слишком мало, для нанесения серьезного ущерба англичанам. За время проведения операции «Динамо» немецкие торпедные катера потопили и вывели из строя 3 эскадренных миноносца, транспорт и два траулера союзников, еще один эсминец был потоплен подводной лодкой немцев.
Наибольшей угрозой для прижатых к Дюнкерку войск союзников были сухопутные немецкие войска. Немцы так и не смогли организовать решительный штурм, что воспринимается многими как доказательство того, что англичан просто сознательно отпустили.
Чтобы разобраться с этим мифом, надо взглянуть на сложившуюся к концу мая ситуацию на стратегическом уровне. Над немецким командованием довлел призрак повторения ситуации 1914 года, когда казалось бы разбитая в приграничном сражении французская армия, смогла собраться и перевести войну в позиционную фазу. Авторы мемов про загорелые подмышки и белые флаги еще не родились, а как умеют драться французы Гитлер и его генералы знали на собственном опыте.Поэтому, уже 25 мая 1940 года Гитлер отдал приказ о проведении операции «Рот», целью которой был окончательный разгром Франции. Операцию требовалось провести в сжатые сроки, она должна была начаться не позднее 5 июня 1940 года.
За десять дней немецкие войска должны были сосредоточиться в исходных районах для наступления, восполнить потери и подвезти необходимые запасы топлива и боеприпасов, попутно разгромив северную группировку противника.
Поэтому головы командующих группами армий немцев были заняты подготовкой будущего наступления. Предполагалось, что наступление, начатое 25 мая 1940 года, приведет к окружению англо-французских сил, однако в котел попали только 7 французских дивизий – англичане успели ускользнуть из немецкого котла. Погоня и уничтожение БЭК не вписывалась в график проведения операции «Рот».
В результате сложилась такая ситуация, при которой «казалось, никому нет дела до Дюнкерка» - задача на штурм города попросту не стояла не перед Рундштедтом, ни перед фон Боком. В конечном итоге 31 мая 1940 года, ответственным за захват порта и разгром прижатой к морю группировки противника, был назначен командующий 18-й армией генерал Кюхлер. Однако к моменту его назначения больше половины союзников уже было вывезено в Великобританию и оставшиеся войска были эвакуированы быстрее, чем немцы смогли подготовить операцию.
Автор: Алексей Котов