— Не родился еще такой взломщик, который вскроет этот сейф!
— К сожалению, такой взломщик уже родился…
В советское время явных миллионеров просто и быть не могло. Зато были миллионеры подпольные, которые скрывали нетрудовые доходы от государства всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Например, прятали наличку в надежных сейфах, производители которых утверждали, что их творения нельзя вскрыть.
Сейфы “Сан-Гали” имели толщину стенок в 130 мм. Их вес составлял полторы тонны. С 1920 года такие “ящики” были популярны среди нэпманов. И долгое время считалось, что вскрыть это изделие невозможно, не родился такой взломщик. Жаль, что производители надежных сейфов ничего не знали о медвежатнике Жоржике Черненьком…
Миллион и в Финляндию
У каждого человека должна быть большая мечта. Она как путеводная звезда ведет по жизни и помогает преодолевать трудности. Вот и Жоржик Черненький имел такую большую мечту.
Он жаждал собрать всего-то миллион золотом и переехать с этим миллионом в Финляндию. Может, легендарный медвежатник и осуществил бы свою мечту, если бы на его нелегком криминальном пути не повстречался невероятный сыщик Иван Бодунов.
Это Бодунов стал охотиться на Короля медвежатников, чем сильно усложнил тому жизнь.
Во времена НЭПа работали артели и частные магазины. Обогащаться на заре Советского Союза еще было не запрещено. В один из вольных вечеров в кабаке “Донон” гуляла разудалая компания.
Владелец ювелирного Оркин отмечал именины. В 1914 году он нажил немало на контрабанде, а потом преуспел в ювелирном деле. Свои несметные богатства Оркин хранил в английском сейфе.
Помощники богача всерьез полагали, что сейфу их начальника не страшны ни преступная фомка, ни даже пожар. Но в тот вечер, когда все в ресторане поднимали за Оркина рюмки и бокалы, в его квартире уже орудовали преступные элементы.
На следующий день Оркин обнаружил сейф взломанным и упал в обморок. Исчезли огромные для 24-го года деньжищи: 4 тысячи рублей. К примеру, в те годы рядовой сотрудник угрозыска получал в месяц 39 рублей. Кило риса тогда стоило 40 копеек, а пачка масла обходилась в 90 копеек.
Чтобы воры смогли добраться до сейфа, им пришлось разобрать часть потолка. Сначала стражи порядка подумали, что столь мудреное дело провернул известный вор Ястремжимский. Он предпочитал подбирать к сейфам ключи. Этот поляк ездил в Россию на дело, а потом исчезал с ценностями из страны. Сейф Оркина был взломан очень грубо. Было очевидно, что его взломал другой “медвежатник”.
“Медвежатник” — опытный и уважаемый в определенных кругах взломщик сейфов. Раньше на жаргоне сейфы называли “медведями”. Отсюда и название воровской “специализации”.
Через три недели после первого случая кто-то взломал сейф в редакции “Известий”. Еще через пару недель неизвестный разобрался с сейфом магазина ленинградского текстиля.
Перебрав картотеку преступников, сыщики поняли, что в Ленинграде появился новый “медвежатник”, с которым ранее ленинградские сыщики не сталкивались.
Милиционер Иван Бодунов, который нередко появлялся в злачных местах в модном прикиде и знал все жаргонные словечки, всерьез взялся за дело взломщика сейфов, отринув все другие дела.
На воровских “малинах” Бодунов выглядел как свой, поэтому легко добывал нужную ему информацию. Однажды Бодунов даже внедрился в банду Ваньки-Белки, на счету которого было множество загубленных жизней. Легендарный сыщик не боялся ходить по темным притонам в одиночку.
Разыскивая нового взломщика, Бодунов ходил по самым дорогим ленинградским ресторанам, где изображал из себя буржуя под градусом, но следа сорящего деньгами взломщика так и не обнаружил.
Облавы по городским притонам тоже не дали результата. Бандит затаился. Или злоумышленников было несколько?
И тут преступник снова совершает налет. Под его умелыми руками пали три сейфа судостроительного предприятия. Сторож этого места был связан. Преступник ушел с добычей в 131 тысячу рублей. Фантастическая сумма!
Сотрудники милиции изучили место преступления и неожиданно обнаружили довольно четкие отпечатки пальцев. Эти отпечатки были проверены по всем картотекам, но данных о них не было. Тогда Бодунов заподозрил, что в милиции есть “крот”, тот, кто передает преступникам информацию о расследовании.
Еще было решено искать “крота” в судостроительной компании. Ведь редкие воры работали без наводчиков.
Бодунов затребовал списки всех работников компании. Одна фамилия привлекла его внимание. Сотрудница Елена была дальней родственницей скупщика краденого.
За этим скупщиком и установили наблюдение. Наружка выяснила, что на даче у скупщика Ильи проживал неизвестный. Предположительно им был вор-гастролер Григорий Краузе. Следить за ним Бодунов доверил своему лучшему подчиненному Назарову. Вор был очень осторожным человеком. Но однажды все же покинул свое дачное убежище.
Григорий отправился в пивную. Назаров, который был переодет под моряка, пошел следом. На выходе из пивной Назаров изобразил человека под градусом и устроил потасовку с Краузе. В итоге обоих задержала милиция.
Новые обстоятельства
Отпечатки пальцев с сейфа совпали с отпечатками Краузе. Арест этого человека всполошил воровское сообщество. На допросах опытный медвежатник играл в молчанку. Но совершил огромнейшую ошибку, когда попытался передать из камеры на волю записку следующего содержания:
“Сижу у хозяина. Моя квартира на четвертом этаже. Портной шьет мне костюм, но примерка не подходит. Скажи, пусть окажут помощь!”.
С жаргона этот текст можно было бы перевести следующим образом:
“Нахожусь под арестом. Моя камера на четвертом этаже. Меня обвиняют, но прямых улик у них нет!”.
Записка предназначалась дружку Краузе Леве Губе, который имел интересную биографию с 12 судимостями. Леву быстро арестовали и посадили к Краузе в кабинет, где провели очную встречу двух “товарищей”.
После этого Краузе покаялся и рассказал, что у банды медвежатников был главарь — Жоржик Черненький.
Лишь раз этот ловкий вор, подлинное имя которого было Григорий Александров, попадал в руки к милиции. Но в ходе следствия он так вразумительно и четко изображал буйнопомешанного, что его отправили в специализированное учреждение. Оттуда он совершил дерзкий побег.
Поговаривали, что старый вор-взломщик передал молодому Жоржику свое ремесло. После первого и единственного ареста Жоржик вел тихую жизнь. Детство и юность Жоржик провел в таборе. А потом 18 лет о нем не было ничего слышно.
Еще Краузе рассказал, что в их банду входило десять человек. Да и вообще, между прочим, Жоржик умудрился открыть в одном полуподвальном помещении настоящую школу для начинающих взломщиков. Передавал ремесло, так сказать, подрастающему поколению. Тренировал их на сейфах, которые по заказу доставляли к нему прямо в подвал.
Воровскую школу попытались накрыть, но Жоржик успел уйти от милиции и затаился. Но Якова Биндера, одного из участников банды, удалось задержать в кинотеатре.
На этом аресты до поры закончились. Следователь Бодунов был уверен, что Жоржик теперь не объявится в Ленинграде еще очень долго. А опытный медвежатник смог его удивить.
Неожиданное продолжение
После побега Жоржика от милиционеров был вскрыт сейф магазина колониальных товаров, где согласно дворовым пересудам, хранили помимо прочего 5 кг золота. Но золота медвежатникам не досталось. Их добычей стали 3 тысячи рублей, костюм управляющего, да несколько дорогих платьев.
И снова сыщики взяли под наблюдение всех городских скупщиков краденого. Вскоре к одному из скупщиков пришла группа мужчин. Они хотели обменять облигации госзайма. Скупщик подсказал им нужный банк, где все пройдет гладко.
Когда мужчины приехали к банку, на входе красовалась надпись, что заходить нужно со двора. Мужчины занервничали. Хотели уйти, но тут к ним подбежали милиционеры. Так Бодунов с товарищами взял еще четверых участников банды взломщиков. Но Жоржика среди них не было.
Ловушка для Черненького
Бодунов долго думал, как поймать главаря банды и придумал довольно интересный план. В ресторане на Невском мужичок под градусом громко делился важной информацией с приятелем. Он рассказывал о сейфе, в который местная компания чуть ли не ежедневно загружает по мешку денег. Эта информация дошла до нужных ушей.
Вскоре на пороге компании возник босяк. Он внимательно наблюдал, как двое мужиков с трудом затаскивали на крыльцо мешок денег. Босяк понаблюдал и ушел. Одним из мужичков с мешком был сыщик Бодунов. Его план начал реализовываться.
Через пару дней ночью в компанию, где был набитый деньгами сейф, проникли трое взломщиков. И их сразу повязали. Жоржик Черненький на допросе симулировал припадок. Но больше обмануть следствие у него не вышло.
После этого Бодунов нашел и того “крота”, что был в милиции. Этот человек и один из участников банды Жоржика были женаты на женщинах, приходившихся друг другу сестрами.
Черненького за его преступления поставили к стенке. Во время обыска в его квартире нашли чемодан с золотом. Украденное Жоржик оборачивал в драгоценные слитки. Его мечта о Финляндии не сбылась. А потом прошли и нэповские времена. Обогащаться, как и ездить в Финляндию, стало крайне сложно. Но это совсем иная история….