InVoice Media, 07.05.2024
Переговоры между Израилем и ХАМАСом в очередной раз зашли в тупик. Израильская делегация так и не прибыла в Каир, а представители ХАМАСа, не дождавшись израильтян, отбыли из столицы Египта. 5 мая боевики обстреляли из сектора Газа кибуц Керем Шалом: погибли четверо израильских солдат. Глава Минобороны Израиля Галант позвонил американскому коллеге Остину и заявил, что ХАМАС отказывается от сделки, и Израиль начинает операцию по захвату Рафаха. Утром 6 мая Армия обороны Израиля объявила о начале эвакуации жителей Рафаха и беженцев из других районов сектора. Жители Рафаха и беженцы должны перебраться в гуманитарную зону в районе Хан-Юниса.
При этом ни Израиль, ни ХАМАС не заявляют о прекращении переговоров. Израильские предложения об обмене заложников на палестинских заключённых, разрешении возвращения беженцев в центр и на север сектора, и расширении гуманитарной помощи были положительно восприняты руководством ХАМАСа. Что неудивительно: прекращение огня должно было продолжаться чуть не полгода, и израильские войска должны были покинуть сектор. Более того: судя по всему, Израиль соглашался на выезд лидеров ХАМАСа Яхьи Синвара и Мохаммеда Дейфа из сектора.
Подробности переговоров держатся в секрете, но утечки говорят о том, что всё упёрлось буквально в один термин. ХАМАС согласен только на прекращение войны, а Израиль – лишь на прекращение огня. Хотя после полугодового перемирия и возвращения беженцев возобновить войну было бы крайне трудно. Но ХАМАС фактически требует официальной капитуляции Израиля. А Израиль, ради освобождения заложников и обеспечения свободы рук на севере, где предстоит решить проблему «Хезболлы», согласен смириться с проигрышем войны только де-факто.
Те же утечки говорят, что зарубежные лидеры ХАМАСа (Исмаил Хания и его окружение) согласны на израильские предложения. А вот Синвар, фактический лидер организации, на условия Израиля не согласен: он хочет полной победы. Каковой и будет соглашение, в котором, помимо всего прочего, будет вместо «прекращения огня» будет написано «прекращение войны». На Ближнем Востоке ходят слухи, что Синвар ради этого готов стать шахидом. Обстрел Керем Шалома на фоне переговоров (пусть приостановленных, но не прекращённых) подтверждает, что всё дело – в неуступчивости Синвара.
Синвар уверен в победе. Палестинская проблема, давно ушедшая на задний план мировой политики, вновь стала доминировать в новостях. Отношение к Израилю в мире ухудшилось до крайних пределов, и давление на Израиль с целью заставить его прекратить войну постоянно усиливается. А израильская армия за всю войну не смогла ни освободить заложников, ни уничтожить самого Синвара. И, наконец, Израиль согласился с унизительными условиями, выдвигаемыми ХАМАСом – освобождением палестинских заключённых, включая осуждённых за убийства, выводом войск и возвращением беженцев без досмотра (т.е. возвращением боевиков на север и в центр сектора). Отсюда и уверенность Синвара в победе.
Не факт, что анонсированный штурм Рафаха действительно состоится: только вывод беженцев и горожан займёт много дней. И давление мирового сообщества на Израиль с тем, чтобы он отказался от операции будет только нарастать. 5 мая, впервые с начала войны в секторе Газа, США приостановили поставки боеприпасов Израилю: хотя причины этого объявлены не были, никто не сомневается, что это было сделано с целю недопущения операции в Рафахе. Да и в самом Израиле очень сильны позиции тех, кто настаивает на мире любой ценой – лишь бы освободить заложников.
Однако Нетаньяху, постоянно повторявший, что операция в Рафахе будет проведена в любом случае, будет очень трудно, если не невозможно, отказаться от её проведения. Отказ чреват для него не только политическим поражением, и даже не крахом правительства, правые члены которого немедленно выйдут из его состава. Дело в утрате личного авторитета: для большинства израильтян он станет предателем. Включая и тех, кто требует мира любой ценой: не секрет, что из заложников мало кто остаётся в живых. И передача тел не станет в глазах родных и близких заслугой Нетаньяху. Зато клеймо виновника трагедии 7 октября ему смыть не удастся никакими силами, и только успех в Рафахе способен немного уменьшить его позор.
В любом случае мир столкнулся с уникальной ситуацией: исход войны зависит от воли одного человека. И на решение этого человека не в состоянии повлиять ни соратники, ни великие державы.
*Статья сдана до согласия ХАМАСа на сделку с Израилем.