На этой неделе в рамках хаотичных рекомендаций к просмотру перенесемся в послевоенную Францию, где великий комедиограф Жак Тати проверял на прочность новые реалии при помощи олдскульной клоунады в предлагаемых (не)обычных обстоятельствах. В чем соль и как юмористические фильмы о господине Юло повлияли на Уэса Андерсона и французскую анимацию, читайте ниже. Поговорим о фильме «Мой дядюшка», где главный герой уморительно борется с урбанизмом и модными девайсами до того, как это стало мейнстримом.
Послевоенный Париж. В немного корявой, но обаятельной высотке на окраине живет молчаливый господин Юло (Жак Тати) — нескладный, но обаятельный обладатель многоэтажного роста, поклонник курительной трубки и апологет размеренной жизни старого города. По соседству, в дизайнерском навороченном доме живет семейство Арпель: сестра Юло с супругом, их сын и такса. Они души не чают в новых технологиях, поэтому всё у них по последнему писку моды: фонтан в форме рыбы, передовая плита, которая сама подбрасывает мясо, гараж с автоматическими дверями и прочее-прочее. Каждый раз, когда Юло заходит в гости, приключается какой-нибудь конфуз: его детская непосредственность несовместима с высокими технологиями. Когда глава семейства Арпель — упитанный и лысеющий мужчина в очках — по просьбе жены пытается устроить Юло на высокотехнологичный завод, эта затея закономерно оборачивается крахом.
«Мой дядюшка» — вторая комедия Жака Тати о господине Юло — старомодном и приметном господине, который сохранился в современном Париже, кажется, со времен немого кино. Впервые его долговязая фигура явилась зрителю в «Каникулах господина Юло» (1953), затем еще дважды — во «Времени развлечений» (1967) и «Трафике» (1971). Эти ленты складываются в сатирическую тетралогию гипертрофированных зарисовок из жизни Франции 50–70-хх: галерея уморительных скетчей с летних пляжей, абсурдистская хроника из мира излишней очарованности индустриальными игрушками, иронический взгляд на урбанизм и жизнь мегаполиса, а также комедия из быта автомобилистов.
Фигура господина Юло родилась еще на подмостках кабаре, где Тати выступал в начале 1940-х, а его мягкий беззлобный юмор и обаятельное добродушие легко объяснить свежей памятью о Второй Мировой. Непродолжительный армейский опыт артиста прекрасно иллюстрируется сценкой в духе его фильмов: на 191-сантиметрового француза не смогли найти подходящую форму, нарядили во что попало из гардероба армейских частей разных стран, поэтому во время проверки его приняли за шпиона (после этой забавной в пересказе истории актер поседел). Вдобавок именно грандиозные исторические трагедии, как правило, рождают выдающиеся комические таланты: взять хотя бы Чарли Чаплина или Бастера Китона, чей успех закрепился не в последнюю очередь благодаря безнадеге Великой Депрессии. Основатель журнала Cahiers du cinema и теоретик кино Андре Базен в эссе «Пятьдесят лет французского кино» (1957) назвал Тати самым радикальным новатором в комедии со времен братьев Маркс.
Однако Чаплин и Китон, пожалуй, более понятные аналогии. «Мой дядюшка» — пестрая версия «Новых времен» (1936), где Тати не циклится на одном лишь заводе, а столь же остроумно сочиняет диковинные приборы, которые должны облегчить гражданам жизнь (но, естественно, её усложняют). Сам же Юло ближе к безэмоциональным и печальным персонажам Китона, для которых переплет — не веселое приключение, а признак инаковости, невозможности вписаться в окружающий мир. Юло в «Дядюшке» столь же чужероден. Пока прогрессивные современники выбирают яркие уэсандерсоновские цвета, причудливые неудобные наряды и симметрию в интерьере, он носит серое и предпочитает самый несимметричный дом Парижа. Пока взрослые французы и француженки играют в высший свет и серьезные разговоры, он вольно или невольно участвует в мальчишеских розыгрышах местных подростков — не столько хулиганов, сколько просто любопытных умов, подметивших закостеневшие патерны в поведении взрослых.
Потому в одиноком и рассеянном Юло души не чает сын Арпелей, что тот не превратился в добропорядочного робота, стремящегося выполнить программу «навороченный дом — семья с открытки — новейшие девайсы». Да и вообще не случайно фигура чудаковатого дядюшки в массовой культуры выписывается с такой нежностью. (К слову, название фильма Mon oncle созвучно с моноклем — старомодным девайсом для компенсации плохого зрения, и эта ироническая метафора комедии Тати максимально подходит.)
Говоря о фигурах, нельзя пройти мимо очевидного наследия актера и режиссера Жака Тати. Так, мистер Бин Роуэна Аткинсона — английский Юло, выписанный чуть грубее и дурашливее (лучше всего это родство раскрывает фильм «Мистер Бин на отдыхе», частично заимствующий фабулу «Каникул господина Юло»). Ну а режиссер Уэс Андерсон с его одержимостью симметрией и яркой палитрой никогда и не скрывал симпатии к работам Тати (и именно в «Дядюшке» — первом цветном фильме про Юло — это родство прекрасно заметно). Наконец, замечательный французский аниматор Сильвен Шомэ («Трио из Бельвилля») в 2010-м выпустил мультфильм «Иллюзионист» по неснятому сценарию Тати, главным героем которого стал практически сам изобретатель Юло — высокий, неловкий и добродушный фокусник, попадающий в забавные ситуации. В одной из сцен он оказывается в кинотеатре — и видит фрагмент как раз из «Моего дядюшки».
Подобные осмысление и пересказ эстетики Жака Тати для зрителей конца XX века говорит о нем гораздо больше, чем описание любого скетча, построенного на неловкости, совпадении цветов или курьезной ситуации, вроде той, когда автоматические двери гаража захлопываются, запирая внутри обоих хозяев дома. Тати — воплощение емкой и содержательной простоты, которая находит отклик среди как зрителей, так и критиков. Многие его ленты участвовали (и не оставались без наград) в международных фестивалях, а «Моя дядюшка» принес ему «Оскар» за лучший иностранный фильм и Приз жюри Каннского кинофестиваля. И хотя «Время развлечений» (похоже на Adventure time, не правда ли?) считается наиболее выдающейся его работой, именно «Дядюшка» стал самым награжденным. Се ля ви.
Отчасти похожее: «Панельная история» Хитиловой, «Я вышла замуж за странную личность» Плимптона, «Вечная семейка» Моримото, «Пинок в сердце» Юасы.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».