Найти в Дзене

Жак Тати — комедийный новатор и Франции. «Мой дядюшка» — это как Чарли Чаплин + Уэс Андерсон

На этой неделе в рамках хаотичных рекомендаций к просмотру перенесемся в послевоенную Францию, где великий комедиограф Жак Тати проверял на прочность новые реалии при помощи олдскульной клоунады в предлагаемых (не)обычных обстоятельствах. В чем соль и как юмористические фильмы о господине Юло повлияли на Уэса Андерсона и французскую анимацию, читайте ниже. Поговорим о фильме «Мой дядюшка», где главный герой уморительно борется с урбанизмом и модными девайсами до того, как это стало мейнстримом. Послевоенный Париж. В немного корявой, но обаятельной высотке на окраине живет молчаливый господин Юло (Жак Тати) — нескладный, но обаятельный обладатель многоэтажного роста, поклонник курительной трубки и апологет размеренной жизни старого города. По соседству, в дизайнерском навороченном доме живет семейство Арпель: сестра Юло с супругом, их сын и такса. Они души не чают в новых технологиях, поэтому всё у них по последнему писку моды: фонтан в форме рыбы, передовая плита, которая сама подбрасы
«Мой дядюшка» (1958)
«Мой дядюшка» (1958)

На этой неделе в рамках хаотичных рекомендаций к просмотру перенесемся в послевоенную Францию, где великий комедиограф Жак Тати проверял на прочность новые реалии при помощи олдскульной клоунады в предлагаемых (не)обычных обстоятельствах. В чем соль и как юмористические фильмы о господине Юло повлияли на Уэса Андерсона и французскую анимацию, читайте ниже. Поговорим о фильме «Мой дядюшка», где главный герой уморительно борется с урбанизмом и модными девайсами до того, как это стало мейнстримом.

«Мой дядюшка» (1958)
«Мой дядюшка» (1958)

Послевоенный Париж. В немного корявой, но обаятельной высотке на окраине живет молчаливый господин Юло (Жак Тати) — нескладный, но обаятельный обладатель многоэтажного роста, поклонник курительной трубки и апологет размеренной жизни старого города. По соседству, в дизайнерском навороченном доме живет семейство Арпель: сестра Юло с супругом, их сын и такса. Они души не чают в новых технологиях, поэтому всё у них по последнему писку моды: фонтан в форме рыбы, передовая плита, которая сама подбрасывает мясо, гараж с автоматическими дверями и прочее-прочее. Каждый раз, когда Юло заходит в гости, приключается какой-нибудь конфуз: его детская непосредственность несовместима с высокими технологиями. Когда глава семейства Арпель — упитанный и лысеющий мужчина в очках — по просьбе жены пытается устроить Юло на высокотехнологичный завод, эта затея закономерно оборачивается крахом.

«Мой дядюшка» — вторая комедия Жака Тати о господине Юло — старомодном и приметном господине, который сохранился в современном Париже, кажется, со времен немого кино. Впервые его долговязая фигура явилась зрителю в «Каникулах господина Юло» (1953), затем еще дважды — во «Времени развлечений» (1967) и «Трафике» (1971). Эти ленты складываются в сатирическую тетралогию гипертрофированных зарисовок из жизни Франции 50–70-хх: галерея уморительных скетчей с летних пляжей, абсурдистская хроника из мира излишней очарованности индустриальными игрушками, иронический взгляд на урбанизм и жизнь мегаполиса, а также комедия из быта автомобилистов.

«Мой дядюшка» (1958)
«Мой дядюшка» (1958)

Фигура господина Юло родилась еще на подмостках кабаре, где Тати выступал в начале 1940-х, а его мягкий беззлобный юмор и обаятельное добродушие легко объяснить свежей памятью о Второй Мировой. Непродолжительный армейский опыт артиста прекрасно иллюстрируется сценкой в духе его фильмов: на 191-сантиметрового француза не смогли найти подходящую форму, нарядили во что попало из гардероба армейских частей разных стран, поэтому во время проверки его приняли за шпиона (после этой забавной в пересказе истории актер поседел). Вдобавок именно грандиозные исторические трагедии, как правило, рождают выдающиеся комические таланты: взять хотя бы Чарли Чаплина или Бастера Китона, чей успех закрепился не в последнюю очередь благодаря безнадеге Великой Депрессии. Основатель журнала Cahiers du cinema и теоретик кино Андре Базен в эссе «Пятьдесят лет французского кино» (1957) назвал Тати самым радикальным новатором в комедии со времен братьев Маркс.

Однако Чаплин и Китон, пожалуй, более понятные аналогии. «Мой дядюшка» — пестрая версия «Новых времен» (1936), где Тати не циклится на одном лишь заводе, а столь же остроумно сочиняет диковинные приборы, которые должны облегчить гражданам жизнь (но, естественно, её усложняют). Сам же Юло ближе к безэмоциональным и печальным персонажам Китона, для которых переплет — не веселое приключение, а признак инаковости, невозможности вписаться в окружающий мир. Юло в «Дядюшке» столь же чужероден. Пока прогрессивные современники выбирают яркие уэсандерсоновские цвета, причудливые неудобные наряды и симметрию в интерьере, он носит серое и предпочитает самый несимметричный дом Парижа. Пока взрослые французы и француженки играют в высший свет и серьезные разговоры, он вольно или невольно участвует в мальчишеских розыгрышах местных подростков — не столько хулиганов, сколько просто любопытных умов, подметивших закостеневшие патерны в поведении взрослых.

«Мой дядюшка» (1958)
«Мой дядюшка» (1958)

Потому в одиноком и рассеянном Юло души не чает сын Арпелей, что тот не превратился в добропорядочного робота, стремящегося выполнить программу «навороченный дом — семья с открытки — новейшие девайсы». Да и вообще не случайно фигура чудаковатого дядюшки в массовой культуры выписывается с такой нежностью. (К слову, название фильма Mon oncle созвучно с моноклем — старомодным девайсом для компенсации плохого зрения, и эта ироническая метафора комедии Тати максимально подходит.)

Говоря о фигурах, нельзя пройти мимо очевидного наследия актера и режиссера Жака Тати. Так, мистер Бин Роуэна Аткинсона — английский Юло, выписанный чуть грубее и дурашливее (лучше всего это родство раскрывает фильм «Мистер Бин на отдыхе», частично заимствующий фабулу «Каникул господина Юло»). Ну а режиссер Уэс Андерсон с его одержимостью симметрией и яркой палитрой никогда и не скрывал симпатии к работам Тати (и именно в «Дядюшке» — первом цветном фильме про Юло — это родство прекрасно заметно). Наконец, замечательный французский аниматор Сильвен Шомэ («Трио из Бельвилля») в 2010-м выпустил мультфильм «Иллюзионист» по неснятому сценарию Тати, главным героем которого стал практически сам изобретатель Юло — высокий, неловкий и добродушный фокусник, попадающий в забавные ситуации. В одной из сцен он оказывается в кинотеатре — и видит фрагмент как раз из «Моего дядюшки».

«Мой дядюшка» (1958)
«Мой дядюшка» (1958)

Подобные осмысление и пересказ эстетики Жака Тати для зрителей конца XX века говорит о нем гораздо больше, чем описание любого скетча, построенного на неловкости, совпадении цветов или курьезной ситуации, вроде той, когда автоматические двери гаража захлопываются, запирая внутри обоих хозяев дома. Тати — воплощение емкой и содержательной простоты, которая находит отклик среди как зрителей, так и критиков. Многие его ленты участвовали (и не оставались без наград) в международных фестивалях, а «Моя дядюшка» принес ему «Оскар» за лучший иностранный фильм и Приз жюри Каннского кинофестиваля. И хотя «Время развлечений» (похоже на Adventure time, не правда ли?) считается наиболее выдающейся его работой, именно «Дядюшка» стал самым награжденным. Се ля ви.

«Мой дядюшка» (1958)
«Мой дядюшка» (1958)

Отчасти похожее: «Панельная история» Хитиловой, «Я вышла замуж за странную личность» Плимптона, «Вечная семейка» Моримото, «Пинок в сердце» Юасы.

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».