Найти тему

Эффект масштаба. Интерлюдия 2. Лига (не)выдающихся джентльменов.

Оглавление

Немного важных прошлых частей

Обещанная гильдия приключенцев здорового человека. На номерную часть не тянет просто в силу того, что на практике такой подход встречается редко - и в тех играх, которые я и так по многу раз приводил в пример качественного подхода к масштабу. Стоит обратить внимание, что в литературе, где нет игровых ограничений, многие вещи делаются грамотнее - и имеет смысл временами смотреть туда в поисках разумной линии поведения.

Вводные данные.

Рассматриваем некую организацию, занимающуюся спасением мира в локальных масштабах. Условия членства и степень локальности - рассмотрим уже на месте. Основной фокус - ограничение в ударные отряды до 10-15 голов. Говорить о жёстком ограничении не стану, но конструкции типа Чёрного Отряда - это как-то не наши сегодняшние пациенты.

Ключевые вопросы, по которым мы группируем поведение нашей организации звучат так - "должны ли мы делать эту работу" и "можем ли мы её выполнить без перенапряжения сил". Понятно, что ответы во многом наложат ограничения не только на нас, но и на стоящие перд нами задачи. Но без этого невозможно выстроить корректную логику реагирования. Рассматривая ответы по отдельности, тоже можно выяснить немало интересного.

Что значит, скажем, что мы обязаны выполнять работу? Это значит, что вопросы конкуренции перед нами не стоят. По какой причине - вопрос десятый. С другой стороны, мы не можем и задирать цену за свою работу (в частных случаях - вообще должны делать её бесплатно). И если работа до сих пор не выполнена - это претензия только к нам самим. Если сюзерен не защищает своих вассалов, то они очень быстро становятся не его вассалами.

Если же это не наша обязанность, то у нас есть повод задать вопрос в духе "а что, других желающих не нашлось?", а то и даже что-то типа "а нам ничего не сделают ваши законные защитники?". Последнее, кстати - обширное поле для игровых механик, которое почти никогда не используется (разве что в МнБ можно словить штраф в отношениях с лордом за самовольную тренировку его ополчения).

Точно так же решение проблем в рабочем графике говорит, что основной челлендж должен быть не в отдельном задании, а в распределении ресурсов вдолгую. И что мы работаем на солидную и значительную организацию, а противостоят нам какие-то маргиналы. А вот другой ответ может означать много всего разного.

Должны и сделаем.

Самый простой случай этой ситуации - крупная государственная контора. Или надгосударственная. Или феодальная дружина. Чуть сложнее - специализированное самостоятельное объединение, типа ведьмаков (с выполнением собственно ведьмачьих заданий у них обычно нет проблем и в одну голову, даже отряды не нужны, проблемы начинаются с получения награды - это больше похоже на часть ниже). Выглядит это как-то так:

- Почтенный Вульфгер, с чем вы явились ко двору?
- Сэр Кэй, беда, третьего дня дракон пожрал наш скот, а пятого напал на саму деревню, сжёг церковь и перебил десяток народу. Теперь нам нечем пахать поля - а ведь без этого нам не заплатить подати...
- Ни слова больше, завтра же к вам отправятся сэр Тристан и сэр Саграмор.
- Но смогут ли они одолеть чудище? Оно пышет огнём, летает, а когтями порвало кузнеца Джона с одного удара, а он был человек крупный.
- Хм, тогда ещё сэр Хью. Сэр Тристан - известный драконоборец, он одолел их больше десятка, я в нём уверен, сэр Хью сразил всего троих, но всех - в полёте. А сэр Саграмор - опытный боец, которому давно стоило бы начать охотиться на драконов, он не позволит зверю легко себя одолеть. Можете не беспокоиться, почтенный Вульфгер, на землях Камелота драконы не будут безнаказанно поедать крестьян.

Как мы видим, всё вполне понятно. На задание отправляются те, кто его с запасом выполнят. Никаких дилетантов и сторонних людей. Или первоуровневых неофитов. Дракон - противник опасный, негоже жадничать. А последствия его атак слишком серьёзны, чтоб можно было их долго игнорировать - так можно и совсем без податей остаться.

Почему это возможно в принципе? Потому что в нашем примере "Сэр Тристан - известный драконоборец, он одолел их больше десятка". Отсюда одно из двух - или наши рыцари изначально на качественно ином уровне относительно обычных людей, или драконы тут не очень большие (и условные 10-15 неофитов его таки смогли бы одолеть, чай, не крестьяне). Когда деревенский староста прийдёт жаловаться на бандитов, против них пошлют одного опытного рыцаря и пару новичков. Против демона выйдет штатный экзорцист, против нежити - штатный некромант.

Да, на первый взгляд этот подход кажется простым, если не примитивным. Но при хорошем дизайне это будет далеко не так. Что вы будете делать, скажем, если второй дракон прилетит, когда основной драконоборец после первого ещё не вылез из ожогового отделения? Или если бандиты были хитрее обычного - и показали старосте только треть отряда? Или угрозы сыплются так часто, что отправлять троих опытных бойцов на одну миссию - непозволительное расточительство? И ведь ещё надо как-то держать экономику в плюсе...

Не должны, но сделаем.

– А как же отцы-инквизиторы, сиречь экзекуторы?
Н.Перумов, "Рождение мага"

Случай гораздо более частый, чем предыдущий. Даже, можно сказать, типовой. При этом совершенно забывается структура феодального общества, лежащая в основе большинства фентези-миров. Один из фундаментальных камней того социального договора - обязанность (и право) сюзерена защищать своих вассалов.

Поэтому обратиться к нейтральной Гильдии местные власти могут в двух случаях - и оба означают, что их законный защитник их, как бы сказать помягче, кинул. Либо он самоустранился, осознав (на практике или в теории) опасность противника (вариант 1). Либо он (точнее, его войско) решило, что дело того не стоит (вариант 2). Первый случай означает, что враг просто опасен, второй - что враг опасен в большей степени, чем за него заплатят. Ах да, третий вариант - к нам обратились через голову феодала. И это грозит проблемами. Не обязательно большими, но точно - неприятными.

Второй вариант, к слову, может означать и то, что к нам обращается сам феодал (или его эквивалент - и эту ремарку далее я повторять не стану, но она имеется в виду везде). С заниженным, ясное дело, ценником (иначе его не поймут свои же), но это таки абсолютно безопасный (почти, про лазейку чуть ниже) для нас вариант. При этом для нас вполне может выйти, что цена и адекватна.

- Что? Дракон? Сколько вы за него дадите, лорд Этельред?
- Пятьсот монет.
- Семьсот.
- Это невозможно, мои люди отказались драться с ним за шестьсот - я не могу предлагать вам больше. Они же поймут, что у меня были эти семь сотен, а мне ведь с ними работать дальше.
- Ладно, четыреста. И вся добыча в логове. Включая скелет и кожу.
- По рукам.
- В течение недели наш человек доставит вам голову монстра. Если хотите выставить её на стене гостиной, а не просто продемонстрировать дружине - отдадите ему 30 золотых. Это большой дисконт - в столице нам за неё заплатили бы 50. Но в знак успешного сотрудничества...
- Я... я понимаю... Всё будет в лучшем виде.

Как видим, тут всё хорошо и все довольны друг другом. А задание выполнено с минимальным риском (смотреть часть выше). Но есть угроза (помянутая лазейка в безопасности) - местный правитель может посчитать, что Гильдия - более финансово привлекательный оппонент - и вообще, что исполнять обещания ему попросту невыгодно (исторический Рожер де Флор не даст соврать). Так что на дракона надо отправить сил не просто в избытке, а в заметном избытке (не из-за дракона, а из-за более сильной княжеской дружины).

Впрочем, в третьем случае подобной реакции следует ждать с куда большим шансом. Там и вовсе, прийдя за наградой, вполне реально обнаружить выжженое дотла пепелище.

- Они, похоже, решили, что за сто монет вы их защитите, а я - нет. Что ж, они ошибались - за эту сумму вы тоже не смогли их спасти... И не смогли бы за любую сумму, меньшую назначенной мной. И, разумеется, уплаченную не мне.

Вот тут - вообще непаханое поле дизайна. Но достаточно узкое. Зато здесь мы имеем едва ли не единственное место, где нет вопроса с прокачкой нижних уровней (поскольку мы не должны быть сильнее большого отряда, даже ситуативно). Вопрос разве что в том, как после выполнения миссии спасти свои шкуры. И да, откуда брать финансы.

А вот в первом случае всё куда сложнее. Суть проблем при этом - не в драконе. Проблема - в том, что наши возможности радикально выше оных у местных властей (при существенно более компактных отрядах). Что, в свою очередь, если речь не идёт о узкой специализации, создаёт немало вопросов к социальной структуре сеттинга. А также с тем, почему у нас даже на старте такое преимущество. И вот тут угрозы точно нет - потому что феодалу просто не к кому будет больше обратиться (во втором же случае он может-таки погнать на дракона дружину) в следующий раз. Соответственно, по праву сильного мы можем ободрать его за эту работу вчистую.

Ты просишь меня, но делаешь это без уважения

Но эту схему в рамках ограничений численности не загнать в нулевую избранность (в отличие от сходно устроенного пункта выше). То есть никакого "карьерного роста", никаких "вчера от сохи", никаких миссий с крысами... В качестве литературного эталона можно рассмотреть тот же Храм Мечей у помянутого Перумова - оба признака там в наличии: и неофиты (даже оруженосцы) на две головы превосходят любого обычного дружинника, и договариваются они в духе "мы сделали вам одолжение уже тем, что назвали цену". Вы можете себе представить, что такая организация будет заниматься какой-нибудь мелкой часто возникающей рутиной?

Должны, но не сделаем (по крайней мере, не часто).

Что же делать кастеляну Камелота сэру Кэю (и, скорее всего, королю Артуру) из первого пункта, если из доступных рыцарей половина видела дракона только на картинке в книжке, а вторая половина и там не видела - ибо не умеет читать? Отказаться-то он не может. То же, что делают все вменяемые руководители в случае отсутствия нужного числа профессионалов - давить числом. Приём порочный, но, в целом, рабочий.

Вспомним, как охотились на дракона в Ведьмаке. Огромная толпа народу, наёмники, маги, добровольцы, дружинники... Всё верно - ведьмаки-то отказались, по факту. А раз так - дракона надо убирать а) самим, б) любой ценой. И уже не вина организаторов, что не получилось (и вообще - постановка задачи была неверной). Или какими силами охотилась за Разрушителем эвиальская Инквизиция (и это у неё ещё и "спецназ" есть для этого). Никому в голову не приходит сказать "мне нужно ровно пять добровольцев на смертельно опасное дело". Если пятеро (вдруг) могут одержать победу, то отправлять именно столько на задание - глупость. Потому что мы не можем эту задачу выполнить - мы должны. Поэтому отправятся два десятка. И плевать, что вернутся двое - потому что приоритет у "выполнить задачу" выше, чем у "минимизировать потери". Потери - это всего лишь показатель того, сколько это будет стоить нам (поскольку возможности отказаться у нас нет). Если мы - феодал, то насколько вырастут подати или что-то ещё подобное (единственный инструмент компенсации убытков). Правда, если мы - феодал, то такая ситуация - лишний повод напомнить сюзерену уже о его обязательствах по защите. Хуже, если мы - на самой верхушке иерархии. И не надо забывать, что мы, в общем случае, можем и делегировать задачу профессионалам (хотя игра предложит подобный путь раз в сто лет).

В одной из прошлых статей я писал, что если мы не заботимся о потерях - нас много. Конкретно тут это не совсем так, поскольку это разовая акция, а сразу после победы мы окажемся на дружественной территории. Но нас всё равно много - поскольку этого требует сила противника. А вот если нас мало - то потери нам нежелательны в принципе. И это значит, что малыми силами мы в этой ситуации стараемся не делать вообще ничего опасного (поскольку эти потери будут бессмысленными). Единственное исключение - если нас активно вынуждают (а отступить невозможно). Если пятёрку разведчиков окружили - то им придётся сражаться. Но и в этом случае основной целью должно быть не уничтожение угрозы, а прорыв к основным силам. Но общее правило - если нас реально мало (а в случае обычных людей "мало" примерно тождественно "меньше оппонента", поскольку все факторы усиления могут работать в обе стороны, от силы - разброс в пределах двукратного), то больше просто нет и взять неоткуда (ситуация нормальная, если речь о внезапном нападении на переходе, и ненормальная, если это происходит на основной базе). Если больше есть, то дизайнеру нужно отрывать руки (или же у игрока что-то пошло сильно не так, но этот момент я не вижу смысла рассматривать, он не имеет отношения к дизайну).

Кстати, про разведку... Вот, допустим, прислали к нам саксы посла с известием, дескать, заняли они наш городок, поворовали и наубивались вволю, но вот для опытов по межвидовому скрещиванию им не хватает гусей - посему мы должны им этих гусей прислать, а то они сами придут за ними. А у нас, как назло, после последнего нашествия пиктов с гусями острая нехватка (всех пустили на стрелы и пироги для победного пира). Так что вместо гусей саксам придётся послать полную эрадикацию. Вопрос, сколько наших рыцарей Круглого Стола должны отжимать костюмы гусей у камелотовских детсадовских аниматоров с целью скрытного проникновения?

Зависит от относительной силы рыцарей и саксов? Неа. Зависит от того, сколько саксов. Ибо уровень угрозы будет кардинально различен. А вот этого-то количества мы и не знаем. Вот тут-то можно и малым отрядом обойтись - всё равно от него победа не требуется. Нет времени для разведки - исходим из максимальной степени угрозы. Ситуации, в которой на ликвидацию неизвестной угрозы отправятся пять человек, просто не существует (привет, ремейк икскома)! Ну, разве что у нас есть пять уже-не-человек, которые могут вместе уничтожить мир и собрать его заново. Вот скажите, игроки (как настольщики, так и пользователи компьютера), часто вашу пати отправляли именно на разведку? Не помните? Знайте - ваши ГМы и дизайнеры вас ненавидят и пытались целенаправленно убить.

Не должны и не сделаем.

Мало нам было проблем в прошлом пункте... А, собственно, что поменялось? Появилась конкуренция (ну, как сказать... появились те, кто тоже не сделал). Правда, если по уму, то появилась возможность и не делать (ага, ЩАЗ). Кстати, случай внезапного столкновения тут аналогичен пункту выше, поэтому рассматриваем только ситуацию работы по плану.

Если же ум отключить - то тут, как раз, самое время поискать команду смертников. У нас же куча лиших людей ("не вернутся - не жалко") и нет института репутации ("нихрена не сделали - всё равно к ним пойдём"). Но даже в этом случае награда тем, кто каким-то чудом с заданием справился, должна быть такой, что они сразу после выйдут на пенсию и купят себе небольшое герцогство каждый. Но иногда ведь хочется и побыть частью той силы, которая ум не отключает...

О, здравствуй, Гаррет. Докладывай, что выяснили. Так, говоришь, в кургане у графа Левеллина завёлся лич? А граф в курсе? Нет? Чего ж так? А, магическая печать, неплохо. А что этот лич там делает, как обычно поднимает зомбей? А почему именно там, что в том кургане было до него, вы узнали? Ясно, пересечение магических линий. И никакого золота? Вы там ничего не трогали, надеюсь? А печать на место вернули? Это хорошо, пусть Левеллин сам с ним разбирается, когда они подготовятся - нам там ловить нечего. Пусть все мертвяки вылезут под графским замком - пока дружина с ними воевать будет, мы полным составом обчистим лёжку дракона неподалёку, давно на неё зарился - да вот не дал бы нам граф спокойно вывезти все артефакты. А лича пусть инвизиторы изгоняют - надо будет передать им слух, что Левеллин занялся алхимией - чтоб они далеко не отходили. Ну и поможем им, так и быть, если сильно попросят и предложат что-нибудь интересное.

Что мы видим? Первое - разведку. Второе - целеполагание и использование соразмерных цели средств. Третье - избегание опасной конкуренции. Четвёртое - прагматизм (в кургане нет ничего ценного, значит лезть в него смысла никак нет). Пятое - работа на перспективу, поскольку эта миссия, очевидно, была убыточна.

О, добрый день, Ваше Величество. Всегда рад вас видеть в добром здравии. С чем вы к нам в этот раз? Дракон прилетел и пожрал пейзан? Мои соболезнования, а пришли-то вы зачем? Одну минуту. Слуга! Сходи на улицу и посмотри, нет ли перед нашим домом таблички "Убиваем драконов за еду". О, вернулся? Что, не нашёл? Фух, хорошо, всё в порядке, никто не нахулиганил. А знаете, Ваше Величество, почему её там нет? Потому что мы не убиваем драконов за еду. Нет-нет, не унижайте себя ложью - ничего больше вы бы нам не предложили. У нас нет легендарных героев, которые повергают драконов толпами или, что там у них, стада? Мне пришлось бы задать работу алхимикам и трапперам, лучники бы опустошили все запасы зачарованных колчанов, а магов, умеющих исцелять ожоги, пришлось бы даже выписывать из-за Пролива. Даже если бы вы отдали одно графство - на каждого участника этой охоты вышло бы лишь чуть больше земли, чем нужно для могилы. А ведь ингредиенты тоже стоят денег. Больше? Ваша дружина сильнее моих людей, а служат в ней далеко не святые. Как это связано с драконом? Предложите это "больше" им. А то, боюсь, оно им и так достанется - так что я предпочту избавить ваших людей от искушения. Вы боитесь, что ваших сил не хватит? Тогда я вряд ли смог бы вам помочь - у меня их ещё меньше. Впрочем, могу предложить услуги разведчиков и следопытов. Или книжкиков со специалистами по магическим животным. Даже, знаете, рыцарей - по одному на каждую пятёрку ваших. Зато по стандартной наёмничьей оплате, без чего-то исключительного.

А что тут? Прежде всего, понимание собственных возможностей и отказ конкурировать с более сильным соперником. Во вторых - адекватная оценка стоимости работы.

Генрих, мальчик мой, что у тебя для меня? Местоположение легендарной сокровищницы короля эльфов? Надо же, где? Хм... Но ведь это место - на территории султана. Что значит, какая разница? У султана множество слуг - он уже наверняка раскопал её сам. Нет? Точно? Сам видел? Хм... Как же это прошло мимо жирного многожёнца... Нет, это я так. Хотя, всё-таки, почему? Об этом месте нет никаких местных слухов? Ни в каких древних манускриптах оно не отмечено? А, ну да, прадед султана их все сжёг. Но всё равно, думаешь, султан пропустит здоровый военный лагерь у себя под носом? Как зачем? А есть, спать, запаковывать добычу ты как предлагаешь? Загнать всех под землю за ночь? А еда? И вообще, что там с охраной? Кобольды, призраки, дракон? Как это никого? Ты ослеп, похоже. Ладно, дракона даже слепой бы заметил - значит, призраки. Итого, надо загнать внутрь пятёрку священников, столько же магов, десяток воинов - на всякий случай, да и не забыть пару специалистов по ловушкам. На эту прорву народу - еды и припасов на неделю минимум. Если надо будет копать - на месяц. На одних факелах разоримся. Что говоришь, послать пару магов-новичков светить? Тоже вариант. В худшем случае, их можно будет съесть. Шутка, ха-ха. Сможем за ночь всё это незаметно забросить внутрь? С учётом того, что всех разом от ближайшей деревни не поведём - не больше пятерых вместе, чтоб не прознали. Говоришь, можно не за раз? Это ещё больше еды. А вот через порталы - идея толковая, но засекут ведь... Разве что снаружи открывать, в несколько этапов - чтоб не отследили выход, но тогда надо сначала отправить ещё кого-то, кто геройствовать не станет, с кристаллом для записи магических координат. Да и про охрану получше разузнать - вдруг придётся нанимать ещё кого. А лагерь устроим на одном из островов - пусть думают, что контрабандисты. Вот то-то же, учитесь у старика планированию, пока я жив - у меня провалов ещё не было.

Ключевые слова - кто геройствовать не станет.

О, кого я вижу, граф Левеллин. Чем обязан? Что вы говорите, настоящий лич? А что вы от меня хотите, чтоб мои барды написали ему особое приглашение ко двору? Нет? Чтооо? А как же ваши воины, у вас же огромная дружина. Не скромничайте, вам нужны только хвалебные песни про их подвиги. Как полегли? А, вам нужны эпитафии им. Нет-нет-нет, я вас не понимаю. Граф, вы держите меня за идиота? Или себя? С чего вы взяли, что я достигну большего успеха? Вы набирали в дружину инвалидов? Так с чего вы взяли, что моих сил хватит? Если б мои силы были больше ваших, графом был бы я, а не вы. Обратитесь к инквизиторам - у них есть опыт. А, они требуют ваше графство де-факто? А я требую два ваших графства! Де-факто и де-юре - и без гарантий результата. Что, у вас только одно? Ваши проблемы. До-сви-да-ни-я. Понадобится эпитафия - приходите, напишем со скидкой.

Перед штурмом? Неа, возвращение на базу в полном составе.
Перед штурмом? Неа, возвращение на базу в полном составе.