Изучите социальный круг интересующего вас предпринимателя, найдите общих знакомых и попросите их устроить вам хорошее представление, советует сооснователь компании Mr. Doors Максим Валецкий. И помните важное правило — никогда не пишите людям ночью.
Утомило бесконечное пролистывание постов о том, как кто-то поступил в университет или методах лечения шизофрении с помощью карт Таро. В конце концов, дети рано или поздно идут учиться, а попадание ребенка в исправительное учреждение было бы куда более интересной новостью, хотя никто об этом публично не сообщит. Лечение же шизофрении я бы предоставил профессиональным психиатрам. Но эти строки — лишь подготовка к моей следующей колонке о том, как человек разумный уходит из социальных сетей. А сейчас давайте обсудим, как нельзя начинать общение с уважаемым, и даже не очень, человеком, если вам что-то от него нужно. Можете считать это деловым этикетом, хотя мне не нравится придавать всему общие названия.
Не пишите по ночам
Вот я размещаю свой редкий пост с мартовской колонкой «Прощай, global Russian!», и мне приходит личное сообщение от читателя, интересующегося наличием моих франшиз в Средней Азии и возможностями для франшиз там, где их еще нет. Я ценю своих читателей — зачем писать, если тебя не читают? Франшизы в Средней Азии меня действительно интересуют, но часы показывают полночь, и это сообщение всплывает на моем айпаде, когда я смотрю финал «Джентльменов» Гая Ричи. Гай Ричи всегда в приоритете перед созданием мебельной империи в Средней Азии, и, кажется, наше сотрудничество с уважаемым читателем не состоится.
Правило №1. Нормальные люди ведут бизнес в будние дни и рабочее время.
Даже если бы я не смотрел фильм Гая Ричи, а просто бездельничал, любая попытка занять меня делами вечером или на выходных обречена на провал. Отправлять сообщения незнакомому или едва знакомому человеку в неподходящее время — это одна из серьезнейших ошибок. Видимо, у людей сложилось совершенно неверное представление о успешном предпринимателе-трудоголике, который ночами не спит и ищет новые возможности для заработка. Нет, успешный человек достаточно обеспечен и мудр, чтобы соблюдать баланс между работой и отдыхом. «И совершил Бог в седьмой день дела Свои, которые Он создал, и почил в седьмой день от всех дел Своих, которые сделал». Не читайте учебники по бизнесу, читайте Библию — в ней корни мудрости человечества.
Если я терпеть не могу и вместо того чтобы просто заблокировать ночного писателя, провожу ему нотацию, то в ответ он пытается оправдаться, что я мог бы ответить позже. Дружище, у тебя и так было мало шансов на ответ, но написав мне поздно вечером, ты их окончательно лишил. Во-первых, я уже раздражен, что должен читать тебя в свое личное время, а к утру к твоему малоинтересному сообщению добавятся важные заметки от моей команды и партнеров, и мне точно будет не до тебя. Хочешь увеличить свои шансы — напиши во второй половине дня, когда я уже освобожусь от срочных дел, но мозг еще в рабочем режиме.
И, кстати, человек, работающий ночью, уже вызывает сомнения в своей успешности и серьезности. Зачем мне встречаться с неудачниками? И зачем вообще встречаться? Если кто-то настаивает на встрече, это для меня повод прекратить общение. Встреча — это дорогостоящее и неэффективное занятие.
Правило №2. Если у тебя действительно есть что сказать, достаточно 10 минут разговора по Zoom.
Если мне что-то покажется интересным, я могу привлечь свою команду, и возможно, позже мы сможем встретиться. Любая встреча должна иметь четкую цель и подготовленный порядок дня, иначе это пустая трата времени. Если ты этого не понимаешь, то зачем мне с тобой работать?
Правило №3. Не будь навязчивым.
Любой человек, которому ты написал, имеет полное право не отвечать тебе, ответить или нет — это его личное дело. Любое обращение к незнакомому человеку — это потенциальное нарушение его личных границ, но если ты еще и обижаешься на отсутствие ответа, это уже явный casus belli. Если твое предложение не было принято сейчас, возможно, оно будет воспринято позже или в других обстоятельствах, но обида на отказ точно лишает тебя шансов в будущем.
Назойливость и навязчивость не украшают человека. Успешный человек может позволить себе общаться только с теми, кто ему приятен и интересен. Иначе зачем ему этот успех? Пробиться к успешному предпринимателю сложно, но возможно, и я могу подсказать, как это сделать. Однако, прежде чем приступать к этому, стоит задуматься, стоит ли тратить на это время.
Как определить, кто вам действительно нужен? Существует ряд заблуждений, которые укоренились в сознании многих продавцов и начинающих предпринимателей.
Продавцы зачастую уверены, что продать свою услугу можно только через владельца или генерального директора компании, начинающие предприниматели ищут советы и поддержку, а стартаперы постоянно находятся в поисках инвестиций. Все они склонны думать, что успешный бизнесмен не спит ночами, постоянно стремится увеличить свой капитал и помочь всем вокруг.
Однако это не так! Новых поставщиков ищут профессиональные менеджеры, за инвестициями следят венчурные инвесторы, а бесплатная помощь — это область благотворительности, где вашим конкурентами будут такие организации, как фонд Хабенского и мой приют для бездомных в Кирове. Моей помощи нуждаются в них больше, чем вам.
Я могу выступить на публике или написать колонку, но заниматься с кем-то индивидуально я не буду. Для этого существуют консультанты, которые за достойное вознаграждение предоставляют качественные услуги. Обращаясь не туда, вы нарушаете деловой этикет, и это касается не только меня, но и моих коллег.
Говоря «я», я имею в виду также своих друзей и коллег, которые разделяют мои взгляды. Успешный предприниматель занят тем, что ему интересно, а не тем, что интересно вам. Именно поэтому он успешен. У него также есть семья, хобби и желание просто отдохнуть и посмотреть сериал.
Что мне часто пишут?
Конечно, пытаются что-то продать. Самые назойливые — рекламщики и маркетологи. Когда вы говорите: «Давайте обсудим, как повысить ваши продажи», вы уже проиграли. Мне, конечно, интересно увеличить продажи и заработать больше, но почему вы думаете, что я буду это обсуждать с вами, а не со своей командой? У меня есть отличные топ-менеджеры, которым я доверяю и которым плачу хорошие деньги.
Хотите продать что-то моей компании — обращайтесь к моим специалистам. И если вы пытаетесь у меня узнать их телефоны, вы обречены на провал, ведь если вы действительно хороший продавец, то найти номер правильного менеджера для вас не составит труда. Большинство компаний не являются секретными оборонными заводами или масонскими ложами.
Если вы пытались продать что-то и у вас это не получилось, не жалуйтесь мне, что вас не поняли или, что еще хуже, не намекайте на то, что конкуренты дали откат. Если вас не поняли, значит, вы плохо справились с задачей, а намеки на коррупцию — это серьезное нарушение делового этикета. У вас есть доказательства — предъявите их, или умейте признавать поражение. Еще одна категория — мелкие предприниматели: «У меня маленькая мебельная фабрика — помогите со стратегией развития». Почему вы думаете, что я смогу помочь? Если вам нужна стратегия — обратитесь к консультантам. Тратя время на вас, я отнимаю его у своей компании и команды. Это несправедливо.
И последняя сложная категория — мечтатели: «Я придумал такой проект, вам наверняка будет интересно». Нет, не будет. У меня и так достаточно собственных идей, которые нужно реализовать! Если у вас есть идея, доведите ее до стадии MVP (минимально жизнеспособного продукта) и обратитесь к венчурным инвесторам. Не знаете, что такое MVP? Тогда вам стоит найти обычную работу. Сейчас везде нужны работники.
Если все же вы не отказались от идеи связаться с успешными людьми, вот несколько советов:
- Найдите посредника. Изучите круг общения целевого человека, найдите общего знакомого, который сможет вас хорошо представить. В этом помогут как социальные сети, так и бизнес-клубы.
- Изучите интересы вашего объекта. Узнайте, что его действительно привлекает, в чем его увлечения, где у вас могут быть точки пересечения: спорт, хобби, любимые страны.
- Благотворительность — отличный способ наладить контакт. Успешные люди часто занимаются благотворительностью. Узнайте, какие проекты поддерживает ваш объект, и сделайте пожертвование в его фонд. Если нет денег — заработайте их. И возможно, когда вы это сделаете, встреча уже не будет нужна: вы сами станете успешными и совершите доброе дело.