Найти в Дзене
Проделки Генетика

Генетик о кори и прививках

Встретила недавно знакомую. Рыдает и проклинает современных медиков. Оказывается, у них внучка переболела корью и чуть не умерла. В таких случаях обычно слушают. Я слушала и не утешала. Потом, когда та немного успокоилась, спросила: «Ты же биолог, почему не настояла на прививках? Ты же знаешь, что врачи не умеют лечить вирусные болезни».

Она нахмурилась и призналась, что разругалась вдрызг с дочкой из-за этого, но та ей выкатила какую-то статейку из интернета, что прививки дают побочные эффекты. Добавила, что младший сын после болезни племянницы всех своих непривитых детей, а их трое, сразу привил.

До этого он и разговаривать с матерью о прививках не хотел. Мы потом с семьей сына полчаса болтали по скайпу. Обо всем.

Вот я и решилась написать о прививках и кори, чтобы расставить точки над «i».

Возбудитель кори не имеет природного резервуара, как чума или тиф. Он не может заражать животных и сохраняться в крови насекомых, поэтому способен распространяться только от человека к человеку. Это чисто человеческая болезнь. Пока прививок не существовало, таким резервуаром были люди. Однако для этого большие нужны большие людские скопления.

Было подсчитано, что для распространения возбудителя надо, чтобы в одном месте жило около 250 000 до 500 000 человек.

Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.1
Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.1

Необходимая плотность населения была достигнута в Евразии только в первом тысячелетии до нашей эры. Но затем понадобилось время, чтобы вирус смог занять свою, так сказать, «нишу». Это произошло в третьем-четвертом веке нашей эры. У живших раньше Гиппократа и его преемника Галена эта болезнь не описана.

Корь встречается во всех климатических зонах и у представителей всех рас. Это одно из самых заразных инфекционных заболеваний: оно поражает почти каждого человека в популяции до достижения им зрелого возраста.

Корь не зря называют «детской чумой»: ее вспышки затрагивают в основном детей.

На территории бывшего СССР, как и во многих европейских странах, независимо от климатических условий максимальное число случаев кори регистрируется в январе, минимальное – в августе. В тропиках корь свирепствует в течение сухого сезона. Островные или изолированные населенные пункты могут оставаться свободными от инфекции, пока вирус туда не доберется извне. Если это происходит, там заболевают все – и дети, и взрослые. Например, на островах Фиджи в 1875 году завезенная из Австралии корь выкосила примерно 25% островного населения.

«Детская чума» передается воздушно-капельным путем и при прямом контакте. В зоне риска всегда находятся школьники и студенты. Если школьник не привит и не болел корью, вероятность заразиться после контакта с больным одноклассником для него составляет от 90 до 100%.

Вакцинация против кори признана во всём мире наиболее мощным, безопасным и эффективным методом борьбы с болезнью. Широкомасштабная вакцинация детей в развитых странах оказала огромное влияние на распространение кори и коревых осложнений.

В последнее время ситуация усугубилась. Если раньше считалось, что корь удастся истребить к 2015 году, то сейчас уже никто не уверен в победе. С конца 2013 года в большинстве регионов мира наблюдается рост заболеваемости. В 2013 году в Европейском регионе было зарегистрировано более 30 тыс. случаев кори. Крупная вспышка наблюдалась в Грузии – 7 830 случаев.

Рост заболеваемости наблюдался и в отдельных регионах России. Всего в 2014 году зарегистрировали 4 711 случаев кори, 88,9% из которых приходилось на Москву, Московскую область и субъекты Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

Сдерживать корь становится всё труднее. В Европе количество заболевших в 2018 году с января по июнь перевалило за 40 тыс.

Как и раньше, от кори в основном страдают дети: в 2017 году 64,4% заболевших в России входили в возрастную категорию до 17 лет.

Люди боятся прививок, но ведь и после кори существует масса чудовищных осложнений. Писать обо всех не буду только об одном из последствий.

Уже после перенесения кори могут появиться признаки поражения центральной нервной системы, свидетельствующие о развитии подострого склерозирующего панэнцефалита - SSPE. Это тяжелая дегенеративная болезнь, выражающаяся в поведенческих изменениях, ухудшении интеллектуальных функций, психических и моторных нарушениях, судорогах. Часто болезнь SSPE заканчивается смертью. Самое страшное то, что эта болезнь появляется в среднем лишь через семь лет после того, как пациент перенес корь, и признаки заболевания неспецифичны, поэтому его сложно диагностировать.

Как любой РНК-овый вирус корь – мощный мутаген. Мы теперь знаем, что он вызывает в клетках лимфоцитов поражения, вплоть до аберраций преимущественно во 2-ой хромосоме.

Почему же боятся прививок?

Высказывание известных деятелей! Это первый страх.++

Гипотеза о том, что вакцина MMR против кори, паротита и краснухи может вызывать воспалительные заболевания кишечника и аутизм, была поддержана Эндрю Уэйкфилдом и опубликована в авторитетном медицинском журнале The Lancet. В дальнейшем это не удалось подтвердить ни в одном крупном исследовании, но злополучная статья уже стала причиной снижения охвата вакцинацией населения Великобритании до 83% в 2005 году (при необходимом уровне вакцинации в 95%). Результат оказался плачевным: если в 1998 году в Великобритании было зарегистрировано всего 56 случаев кори, то спустя 10 лет это число возросло до 1 348 случаев, два из которых закончились смертью

Вторая причина этого страха.

Уже давно существует озабоченность, что вакцинный вирус кори может вызывать постоянную инфекцию ЦНС. Корни этого страха следует искать в сообщениях в СМИ об обнаружении SSPE у некоторых вакцинированных людей, ранее корью не болевших. Однако тщательный разбор подобных случаев выявил, что в большинстве своем эти люди ранее переболели кореподобными заболеваниями либо контактировали с вирусом, после чего им ввели пассивные иммуноглобулины.

Более того! Секвенирование геномов вирусов, изолированных из головного мозга пациентов с SSPE, включая тех, что корью ранее не болели, выявило только вирусы дикого типа. Иными словами, вакцина не провоцирует болезнь, а защищает от неё.

Сегодня для профилактики кори применяют живые аттенуированные вакцины. При их изготовлении используют штаммы вируса кори, полученные из диких штаммов пассажами через разные биологические системы: организмы животных, куриные эмбрионы, культуры клеток. Благодаря мутациям, в ходе такой селекции вирусы постепенно теряют свою вирулентность и становятся безопасными для человека, сохраняя при этом способность вызывать иммунный ответ, который защищает привитых людей от вирусов дикого типа.

Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.1
Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.1

Есть ли побочные эффекты от таких прививок? Да, и я перечислю их. Они лёгкие и не дают осложнений. Катаральные явления со стороны носоглотки и умеренная лихорадка наблюдается менее чем у 2% привитых, местные реакции, такие как гиперемия кожи и отек в месте введения вакцины, а также кратковременное увеличение околоушных слюнных желез, беспокойство, вялость, нарушение сна (редко, 1/1000–1/10000).

Хочу напомнить, что до введения в 1963 г. массовой вакцинации против кори, ежегодно во всем мире погибало более 2 млн человек из 30 млн инфицированных лиц.

Болеют ли привитые дети? Да, иногда, но легко!

Причина – мутирование самого вируса, поэтому во всех лабораториях всегда производят генотипирование вируса. Знание генома, позволяет проследить цепочку заражения и остановить эпидемию.

Да, вирус мутирует! Но прививки с использованием генома дикого штамма, всё равно дают набор антител, весьма эффективно сражающихся с ним.

В Россию корь завозят непривитые люди. В 2020 г. по данным национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой (ФГУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора) было выявлено всего 1212 случаев кори.

Отдельное направление разработок – рекомбинантные коревые вакцины, которые представляют собой ДНК- или РНК-последовательности, кодирующие H- или F-белок вируса кори и вводимые экспериментальным животным в составе «сторонних» вирусных или бактериальных геномов. Среди носителей ДНК – вирусы осповакцины, вирус парагриппа, аденовирус и различные энтеробактерии. Интересный пример рекомбинантной коревой вакцины – иммуногенные последовательности ДНК, включенные в геном моркови. Экстракт измельченных листьев такой рекомбинантной моркови при внутрибрюшинном введении способен вызывать у мышей образование антител против кори.

Уверяют, что таких вакцин пока нет. Их проверяют и проверяют.

Итак, можно утверждать, что заболевание корью однозначно вызывают массу физиологических и наследственных нарушений, а вот наши отечественные прививки нет.
Вот и решайте, делать ли прививки. Я бы сделала.