Михаил и Иван Морозовы: мировое коллекционное наследие братьев-меценатов.
Порою стоит оглянуться на прошлое, чтобы найти вдохновение в современном мире. Иван и Михаил Морозовы, братья, известные уже на протяжении более ста лет, представляют собой яркий образ ценителей искусства своего времени. Они не только управляли фабриками и строили больницы, но и прославились как коллекционеры. В прошлом веке их амбициозные собрания считались неординарными, однако сегодня их деяния восхищают людей по всему миру.
Могли ли Иван и Михаил быть просто расточителями богатства? Вряд ли. Детство братьев наполнено искусством, они серьезно увлекались живописью и взращивали свою внутреннюю любовь к прекрасному под руководством опытных мастеров – Николая Мартынова, Константина Коровина, Егора Хруслова и т. д. Хотя ни один из них не стал художником, стремление к красоте являлось неотъемлемой частью их сущности на протяжении всей жизни.
Старший брат – Михаил Морозов.
Всегда первым в делах был Михаил Морозов: он первым из братьев вступил в брак, первым приобрел собственный особняк и начал заниматься коллекционированием. Человеком он был неутомимым, восприимчивым, амбициозным, независимым, слишком страстно реагировавшим на любые проявления искусства. Окончив историко-филологический факультет, он из собственных средств издал несколько исследований по истории. Затем он попробовал себя в области художественной критики, но его обзоры художественных выставок и театральные рецензии не получили особого успеха.
Следующим этапом стало его увлечение живописью. Довольно быстро поняв, что ему не дано стать художником, Михаил увлекся коллекционированием.
«Это было настоящее. Он страстно отдался собирательству», — восхищался художник Сергей Виноградов, друг Михаила с университетских лет, который взял на себя роль консультанта.
Страстный театрал и постоянный посетитель всех художественных выставок, Михаил устраивал роскошные обеды в своем особняке на Смоленском бульваре, приглашая художников и обсуждая с ними вопросы современного искусства. Открытость к новым явлениям позволяла ему коллекционировать не только полотна Михаила Врубеля и Валентина Серова, но и иконы, эскизы Василия Сурикова, а также проявлять интерес к современной французской живописи.
Михаил Морозов – это имя, которое ассоциируется с роскошью искусства. В 1890-х годах коллекционер путешествовал по городам Европы, посещая художественные музеи и погружаясь в мир истории через знаменитые полотна. В 1894 году Михаил Абрамович приобрел свои первые картины «Парижский бульвар» и «Северную идиллию» Константина Коровьева и начал свой путь коллекционера. За пять лет он пополнил свою коллекцию 40 произведениями европейских мастеров и около 50 русских художников, в числе которых были Левитан, Нестеров, Васнецов и Врубель.
Из различных городов Михаил Морозов привозил картины таких знаменитых художников, как Моне, Гоген, Ван Гог, Боннар и другие. Им также было приобретено единственное в стране произведение Мунка. В его коллекции можно было увидеть не только произведения европейских мастеров, но и русских художников, что делало его собрание одним из самых оригинальных в Российской империи. Коллекция Морозова насчитывала 83 картины, а также 10 скульптур и более 60 икон к началу 1900-х годов.
Последним произведением, которое приобрел Михаил Морозов, был «Портрет певицы Иветт Гильбер» от Анри Тулуз-Лотрека, но он не успел насладиться этой покупкой, так как скончался в 1903 году в возрасте всего 33 лет. Его супруга, Маргарита Морозова, стала наследницей его состояния, включая ценные произведения искусства. После революции большая часть коллекции была передана в Третьяковскую галерею и оттуда в Пушкинский музей и Эрмитаж, а некоторые работы были позднее конфискованы советским государством.
Младший брат – Иван Морозов.
Заглянем в историю жизни будущего коллекционера Ивана Морозова, родившегося менее чем через год после старшего брата Михаила. Иван выстраивает себя в семейном бизнесе - Тверской мануфактуре бумажных изделий, занимая различные посты, от директора-распорядителя до председателя правления. После ухода из жизни брата Михаила в 1903 году, Иван начинает гораздо активнее увлекаться коллекционированием, будто принимая на себя его инициативу и превращая её в свою собственную миссию. Судьба Ивана, казалось бы, могла бы развиваться совершенно иначе, если бы не ранняя кончина брата - он мог бы остаться скромным коллекционером произведений русских художников без стремлений в сфере искусства и культуры, скорее всего предпочтя управление бизнесом.
В начале своего пути Иван приобретает полотна Левитана и Коровина, русских импрессионистов. В годы Первой мировой войны он становится одним из первых крупных коллекционеров, включивших в свою коллекцию произведения Марка Шагала. Путь к этому был труден.
Капитал для искусства позволял Ивану Абрамовичу делать покупки на своё усмотрение. Хотя, может показаться, что он делал это мгновенно, большинство его решений были обдуманными. В 1901 году братья Морозовы посетили выставку картин журнала "Мир искусства". Брат Ивана Михаил приобрел несколько произведений, включая работы Бернара и Гогена. Сам же Иван остановился на более скромном приобретении: по разным сведениям, этюде Мануила Аладжалова или полотне Исаака Левитана. Это первое полотно стало для него своеобразным стимулом к приобретению многих новых произведений.
Последовательно Иван пополнял свою коллекцию работами русских художников, включая в неё Сомова и Бенуа. Первым иностранным художником, чье полотно попало в коллекцию Ивана Абрамовича, оказался в 1903 году Альфред Сислей со своей работой "Мороз в Лувесьенне". После смерти брата в этом же году Иван наследует часть его коллекции, включая "Портрет актрисы Жанны Самари" авторства Огюста Ренуара. Позднее Иван покупает эскиз этой же картины, заплатив за него несколько тысяч рублей (что равнялось стоимости просторной квартиры в то время). Этим дело не ограничилось. Иван регулярно посещал Европу, выставки и стал постоянным клиентом парижских галерей и аукционов. Во Франции он целыми днями погружался в мир искусства. Из-за усталости он даже избегал театров, несмотря на то что жил напротив одного из них.
В коллекции Морозова появляются произведения Ван Гога, Моне, Сезанна, Гогена и других мастеров - тогдашних новаторов, а сегодня уже классиков. Иван не торговался при приобретении картин, этот стиль был известен всем торговцам искусством. Раз остановившись у Воллара, он в один момент купил 15 произведений Ван Гога, Гогена, Матисса и Сезанна. Эта решительность Ивана пользовалась уважением в Париже.
Последнюю картину - "Ночь с костром у реки" Константина Коровина - он добавил в свою коллекцию в 1918 году. Через четыре месяца наступила Октябрьская революция, новые власти приняли решение, которое оказалось печальным для семьи Морозовых: национализировали Тверскую мануфактуру, дом Ивана и его коллекцию. Судя по интервью, которое Иван дал после эмиграции в 1920 году, можно сказать, что он воспринял национализацию коллекции благородно. Он проводил экскурсии, демонстрировал коллекцию и радовался публике, которая разделяла его восторг по поводу таких художников, как например Сезанн. Однако позади этого благородного фасада наверняка скрывались другие эмоции, оставшееся для нас тайной. Но факт, что утрата коллекции привела к смерти Ивана всего через два года, говорит о глубоких личных конфликтах и переживаниях. Глубоких настолько, что, кажется, они поглотили его живым.
Судьба коллекции.
Коллекция, собранная Иваном Морозовым, послужила основой для Второго музея западного искусства, открывшегося перед его отъездом за границу. Морозов некоторое время был куратором собственной коллекции. Собрание Первого музея сформировалось на базе коллекции Щукина. В 1923 году обе коллекции объединились, образовав Государственный музей западного искусства. Тогда же произошел обмен - западные произведения из собрания Михаила были переданы из Третьяковки в ГМНЗИ, а русские работы, приобретенные Иваном, переместились из ГМНЗИ в Третьяковку.
Более ста работ из собраний Морозовых отправились в региональные музеи по всей стране, в том числе в Казань, Владивосток, Санкт-Петербург и другие города. Распределение произведений было настолько тщательным, что некоторые работы до сих пор не найдены.
В годы восстановления экономики страны, в 1929 году, было принято решение продать шедевры из музеев, чтобы собрать средства на нужды народа. Иностранные покупатели приобретали картины, в том числе такие шедевры Морозовых, как "Мадам Сезанн в оранжерее" Сезанна и "Ночное кафе" Ван Гога, которые в настоящее время находятся в американских музеях.
Во время Второй мировой войны коллекция западного искусства была эвакуирована в Новосибирск. После возвращения работ их не спешили распаковывать, так как в 1948 году началась борьба с космополитизмом. Управление по делам искусств предложило раздать или уничтожить часть работ, но эти планы не осуществились. Тем не менее, коллекция была разделена между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В бывший особняк Ивана Морозова переехала Академия художеств.
В 2019 году главные шедевры из собраний Морозовых были воссоединены на выставке "Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры" в Эрмитаже. Позднее выставка переместилась в Париж ("Коллекция Морозовых. Шедевры нового искусства") и в Пушкинский музей ("Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых"). Сегодня большинство произведений из коллекций Морозовых находятся в Эрмитаже, Пушкинском и Третьяковском музеях.
Кем были братья Морозовы. Итог.
Братья Морозовы выделялись среди российских коллекционеров искусства своей систематизированностью. Они не просто покупали произведения искусства, а были настоящими исследователями в этой области: изучали теорию и практику и, благодаря своему влиянию и поддержке, помогали молодым художникам прославиться.
У братьев были все возможности стать коллекционерами, но они столкнулись с тем, что изучение традиционного искусства было бы проще и понятнее для общества. Однако они с большим энтузиазмом отнеслись к делу, и именно благодаря их собраниям мы сейчас можем изучать развитие искусства на рубеже 19-20 веков.
Коллекции Морозовых — это результат их практического и теоретического труда. Михаил приобретал произведения искусства с воодушевлением и на эмоциях, а его младший брат подходил к коллекционированию как настоящий эксперт. Иван хотел создать идеальный музей, тщательно продуманный, и кажется, ему это удалось.
Список литературы.
1.Книга «Коллекции Ивана и Михаила Морозовых». Наталия Семенова;
2.Книга «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?» Наталия Семенова;
3.https://style.rbc.ru/impressions/62c8408d9a79474fb0e3de69 интервью с куратором выставки «Брат Иван» — о личности и коллекции Ивана Морозова;
4.https://izi.travel/ru/5aac-brat-ivan-kollekcii-mikhaila-i-ivana-morozovykh/ru#/browse/d827ab5b-b1b7-477d-9ec4-e46b43647558/ru аудиотур по выставке "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых"
Предлагаю также ознакомиться с ещё одной статьёй цикла "Вклад меценатов в сохранение культурного наследия Российской империи XIX - начала XX века" - "Вклад меценатов в сохранение культурного наследия Российской империи XIX - начала XX века. Павел и Сергей Третьяковы" Екатерины Овчинниковой.
Автор статьи - Чуб Александра Станиславовна, студентка группы БИВТ-23-11 института компьютерных наук, НИТУ МИСиС.