Найти в Дзене

Неудачи русской армии в 1915 году: факторы и последствия

Планы сторон.

В 1915 году обе стороны выдвинули грандиозные стратегические цели. Россия планировала разгромить немецкие войска в Восточной Пруссии и, при удачном раскладе, даже продвинуться до Берлина. Кроме того, на юге стремилась одержать победу над Австро-Венгрией и заставить её выйти из войны. С другой стороны, командование Германии задумало мощный удар по русским войскам, атакуя их с двух флангов для того, чтобы выбить Россию из конфликта. На всей линии фронта 99 русских пехотных дивизий противостояли 83 дивизиям противника: 41 немецкой и 42 австро-венгерским. Что касается численности пехоты, то силы были более-менее равные. В кавалерии у наших войск было двукратное превосходство. Однако в артиллерийских подразделениях превосходство оставалось за противником.

русская пехота на марше
русская пехота на марше
австрийское орудие на позиции
австрийское орудие на позиции

Изъяны Русской армии

Войска Русской императорской армии имели ряд серьёзных изъянов, что сказалось на компании 1915 года. В первый год конфликта стала очевидна серьезная проблема это случаи добровольной сдачи в плен среди нижних чинов. В начале 1915 года командующий Северо-Западным фронтом генерал Рузский Н. В. писал начальнику штаба, что одной из основных причин массовой сдачи нижних чинов является отсутствие офицерского надзора, являющегося средством крайнего недостатка на фронтах офицеров. К этой причине можно добавить плохое обучение наших войск, недостаточное обеспечение вооружением и боеприпасами. Для борьбы с этим явлением по всем армиям и корпусам издавались различные приказы:

  • прекращать выдачу пособий родным сдавшихся в плен.
  • Офицерам, усмотрев сдачу наших войск, не ожидая никаких указаний, сверху, немедленно открывать по сдающимся огонь орудийный, пулеметный и оружейный огонь.
  • о предании бывших пленных, по вступлению на родную землю, военно-полевым судам,
  • сообщать на родину, чтобы родные люди знали о позорном их поступке,

Как видно с этим явлением боролись. Но искоренить его в полной мере не смогли.

К зиме 14–15 годов у нас начал проявляться снарядный голод.

И к весне положение должно было только ухудшиться. Родная экономика так еще и не смогла перейти на военные рельсы по целому ряду причин, которые в этой статье не будем рассматривать. Достаточно остро, но не катастрофически, обстоял вопрос с пехотным оружием. Примерно третья часть наших бойцов не имела оружия. Кризис начал возникать еще в осенью в 1914 году, Чтобы восполнить потери пехотного оружия и всякого военного снаряжения, были предприняты ряд мер:

  • осуществлялись сборы на полях сражений ,
  • организовывался выкуп у местного населения военного имущества и винтовок,
  • за неплохие деньги, к примеру на Юго-Западном фронте за нашу винтовку выплачивалось-6 ₽уб, за австрийскую 5 ₽уб,
  • вводились наказания за утерю винтовок нижними чинами, находившихся в тыловых подразделениях,
  • вводились положения чтобы легкораненые бойцы отправлялись в перевязочные пункты со своими винтовками, а винтовки тяжелораненых бойцов должны были выносить санитары.
трофейные германские винтовки
трофейные германские винтовки

С начала второго года войны нашу армию стали вооружать

японскими винтовками. Инженерные войска и ополченцы уже в ноябре 1914 года начали получать винтовки Бердана, а свои трёхлинейные винтовки передавали в пехоту. Также во многих частях началось перевооружение на трофейные неприятельские винтовки. Трофеи, которых в начале войны у нас было гораздо больше, но их не берегли. К примеру, были случаи в сентябре 1914-го года в Галиции, солдаты сжигали гигантские костры из австрийских винтовок.

Карпатская битва

Начало 1915 года знаменовалось битвами при Карпатах, которое началось 17 января упорными сражениями., итогом которой стало преодоление нашими войсками юго-западного фронта Карпат и закрепление их на западном склоне. Потери неприятеля были очень огромными и доходили до четырехсот тысяч человек. Одними пленными в Карпатскую операцию было захвачено с января по конец марта около двух тысяч офицеров и сто сорок восемь тысяч нижних чинов. Однако и наши потери превысили 200 тысяч человек, наши дивизии равнялись по силе полкам, артиллерийские бригады расстрелявшие почти все свои запасы, по огневой мощи равнялись в лучшем случае батарее. Преодоление Карпат поглотило столько сил, что для нового похода на Венгрию, собственно, ничего уже не оставалось.

10-я армия Северо-Западного фронта

На северо-западном фронте 28 января германские войска начали проводить свои наступательные операции. Итогом которых стал разгром 20-й армейского корпуса 10-й русской императорской армии Но обвала фронтов удалось избежать и германская армия так и не сумела нанести поражение нашим войскам. В первых числах марта бои на северо-западном фронте стали замирать. План Гинденбурга уничтожить нашу 10-ю армию не удался. Мы восстановили фронт и смогли нанести врагу поражение ,тактические размеры которого превышали варшавское. Общий урон германцев составил свыше 80 тысяч человек. Но опять же наши потери были гораздо значительнее, благодаря поражению 10-й армии,они доходили до 200 тысяч, из них до 70 тысяч оказались пленными. В своих трудах Генерал Хольмсен И. А., попавший в плен при разгроме 20-го корпуса в Августовских лесах, говорил о составе 10-й армии. Из 126 000 человек при 516 орудиях она вывела из- под удара около 70 000 человек при 331 орудии.

Переправа гусарского эскадрона через реку Виндаву
Переправа гусарского эскадрона через реку Виндаву

13 марта генерал Рузский Н. В. снялся с командования фронтом передав свои обязанности генералу Алексееву М. В.

Стабилизация фронта на западе диктовала новые требования, и привела германское руководство к мнению о переносе основного удара на Восточный фронт.

Это диктовалось также и политической обстановкой. На западе фронт стабилизировался, положение Австро-Венгрии было критическим. Её армия, разгромленная в Карпатах, не смогла бы выдержать нового генерального сражения. Надо было спасать коалицию, и выводить Россию из игры . Для этого с Французского фронта было снято 14 дивизий, составивших 11-ю армию генерала Макензена. Переброска которых была произведена под грифом секретности. Об этом не знали даже союзники германцев по блоку,но за несколько недель лорд Китченер на тот момент военный министр Великобритании отправил в нашу ставку телеграмму о готовящемся германском ударе на линии Горлицы -Тарново, но Ставка этим предупреждением, как видно из её будущих действий, пренебрегла.

Третья Галицийская битва

19 апреля 1915 года началась с того, что 6 ослабленных наших дивизий 3-й армии Юго- Западного фронта, которые были растянуты по реке Дунаец и Карпатским предгорьям, враг атаковал 16 свежими дивизиями. Имея превосходство в пехоте в три раза их почти в пять раз в артиллерии. С целью зайти в тыл и всем русским армиям Юго-Западного фронта и уничтожить их. У нас здесь было всего 4 тяжелых орудия против 160 неприятельских, у Горлицы 10-й армейский корпус имел всего 130 орудий против артиллерии 11-й германской армии, имевшей 572 орудия. В то же время, как наши батареи расходуют только максимум по 10 снарядов в день, боевой комплект германцев был неограничен. Удар противника по нашим корпусам был чудовищной силы, к 28 апреля обескровленная третья армия оставила Западную Галицию. В её рядах осталось чуть более 30 процентов личного состава, генерал Макензен выходил в тыл всей нашей Карпатской группировке и в первую очередь 8-й армии. Горлицкий прорыв был прелюдией к катастрофе Юго-Западного фронта, далее последовали сражение за Перемышль и немаловажные события в Заднестровье и в Буковине. Не желая своевременно отходить, сохраняя живую силу армий наша Ставка отступала по воле врага с разгромом и громадными потерями в 500 000 человек и 344 орудия, обнажавшими фланг уже войскам Северо -Западного фронта. По указанию ставки войска фронта оставались на месте, имея все шансы погибнуть в Варшавском котле.

11 мая Италия объявила войну Австро-Венгрии. На новый фронт была переведена 3-я австро-венгерская армия и 4 дивизии. Отбывшие австрийские дивизии были немедленно заменены германскими из Франции. На русском фронте вступление Италии совершенно не отразилось.

Союзники

В России общественное мнение раздражалось на бездействие

союзников, которых мы в 1914 выручили ценой потерь в Восточной Пруссии и которые сейчас не желали нам помочь, 9 мая союзники на западном фронте для облегчения положения русского фронта предприняли наступление. Вторая битва при Артуа стоила союзникам до 200 тысяч человек, убитыми и ранеными, восточный фронт не почуял облегчения, также и кровавая жертва союзников осталась неизвестной для русской публики, т. к. наши газетчики и государственные органы отвечающие за их работу, если не вдаваясь в конкретику занимались неизвестно чем.

Относительное спокойствие

Апрель и май на северо-западном фронте прошли относительно

спокойно., за исключением газовых атак со стороны германских войск. Первая атака была зафиксирована 18 (31) мая 1915 года на Варшавском направлении на фронте 5-ого Сибирского корпуса 2−й армии, смертельно отравлено по словам Керсновского А. А. было более 10 000 человек, 14-я Сибирская дивизия погибла почти целиком.

русские бойцы пропитывают защитные противогазные повязки
русские бойцы пропитывают защитные противогазные повязки

Великое отступление

Лето 1915 года выдалось для России крайне тяжелым. Противник атаковал фланги Варшавского выступа, пользуясь преимуществом в артиллерии и лучшем снабжении боеприпасами. Показательным примером преимущества в германском артиллерийском огне служит бой, произошедший 30 июня.12-я германская армия ураганным огнём 1400 орудий обрушилась на позиции нашей первой армии, прикрывающей линию Нарева, выпустив за этот день ( по разным источникам) около 2000000 снарядов, (логически мысля , это маловероятно ,ведь в течение суток каждое орудие должно было стрелять без перерыва, что в свою очередь могло привести к преждевременному износу стволов, возможно такое количество снарядов было израсходовано за несколько дней боёв.) , ответный огонь достиг не более 50000 снарядов., можно только догадываться. что за кровавая баня была уготовлена нашим армиям. Июнь и июль это были месяцы кровавых потерь, а август массовых сдач территорий. За лето Русская армия потеряла Польшу , Литву и Галицию.

По причине вывода наших войск из Польши, начала производиться эвакуация ценностей и населения из западных областей вглубь России, организация которой была произведена не на самом высоком уровне. Четырёхмиллионная масса детей, женщин, стариков, сорванных с насиженных мест потянулась по дорогам Литвы и Полесья. Доведённые до отчаяния люди забивали редкие здесь дороги, смешивались с войсками, деморализуя их и внося беспорядок. Организации Красного Креста и земско-городские союзы спасали от верной голодной смерти сотни тысяч этих несчастных. Множество людей. особенно детей погибало от тифа и холеры. Уцелевших, превращенных деклассированный пролетариат, везли вглубь России, один из источников пополнения Красной Гвардии был готов. Это было сильнейшее народное бедствие. На первое октября 1915 года под жилье для беженцев было занято 120 тысяч товарных вагонов. На каждой, сколько-нибудь значительной станции, стояли неделями порожние товарные составы. И в это время крупные города, не исключая Петрограда и Москвы, не могли добиться стабильного подвоза продуктов, а армия страдала снарядным голодом. Русское общество, и тем более народ, с каждым днем все острее и острее считал полную дезорганизацию ведомства путей сообщения. К этому добавлялись и серьезные экономические проблемы внутри государства.

дети . беженцы покинувшие Брест-Литовск
дети . беженцы покинувшие Брест-Литовск
Встреча войск с беженцами. Рис И .Владимирова..
Встреча войск с беженцами. Рис И .Владимирова..
Привал беженцев .Рис И .Владимирова
Привал беженцев .Рис И .Владимирова

23 августа в самый разгар катастрофы император Николай II принял решение стать во главе армии.

В середине сентября русская армия была обескровлена. В ней осталось только 870 тысяч бойцов, в полтора раза меньше состава мирного времени

Весна и лето 1915 года обошлись нам в 2,5 миллиона человек.

Было потеряно 2600 орудий, 900 в полевых боях, 1700 в крепостях. Утрачена была Польша, Литва и Курляндия, потеряна вся стратегическая железнодорожная сеть. Отход был более чем на 500 верст на восток с разгромом всей вооруженной силы. В кампанию 15-го года были уничтожены кадры регулярной русской армии. Добито всё то ценное, что не было перебито в 1914 году. Ныне армия превратилась в ополчение. Потери этой кампании можно было пополнить, но их нельзя было заменить.