Наверное, самое главное, чего ждали многие продавцы, потерявшие товар при пожаре в Шушарах, - это первое решение суда о взыскании с Вайлдберриз в пользу селлера компенсации за сгоревший товар.
Было много вопросов, главный из которых - будет ли взыскана компенсация по рыночной цене (то есть, по цене реализации товара продавцом на ВБ с учетом согласованной скидки продавца, но без учета СПП) и без вычета комиссии ВБ, платы за логистику и хранение? - то есть, на наиболее правильных и выгодных для продавцов условиях.
Какого решения суда ждали продавцы, не согласившиеся на предложенный Вайлдберриз вариант компенсации?
Это решение ожидалось многими продавцами, у которых сгорел товар в Шушарах и которые не согласились с предложенным Вайлдберриз вариантом компенсации.
Как известно, предлагаемый Вайлдберриз вариант, как правило, имеет следующие минусы:
- предусматривает уменьшение суммы компенсации на комиссию ВБ, стоимость логистики и хранения (в основном, рассчитанных по завышенным тарифам);
- уменьшение (дисконт) самой стоимости товара по отношению к рыночной стоимости;
- длительный график выплат (на 5-6 месяцев).
При этом судебная практика по вопросу взыскания с Вайлдберриз компенсаций за потерянные товары (а утрата товара при пожаре - это только один из вариантов утраты товара маркетплейсом) до Шушар складывалась вполне однозначно и положительно для продавцов.
Суд взыскивал компенсации, рассчитанные по рыночным ценам (рыночная цена - это розничная цена реализации товара продавцом на ВБ с учетом согласованной продавом скидки, но без вычета СПП) и без вычета комиссии ВБ, а также платы за логистику и хранение.
Соответственно, такая практика, по идее, должна была распространиться и на судебные дела о взыскании компенсаций за потерянный в Шушарах товар. "Должна была", но, как известно, ожидания не всегда совпадают с реальностью. Поскольку пожар в Шушарах произошел сравнительно недавно, то и решений суда по компенсациям за товары в Шушарах не было до 03.05.2024.
И вот оно появилось - первое решение по Шушарам. И суд в нем предерживается ранее сложившейся положительной для продавцов практики взыскания компенсаций за утраченные маркетплейсом товары.
Суд подтвердил, что расчет и взыскание компенсации за сгоревший в Шушарах товар должны производиться по рыночной цене товара без вычета комиссии ВБ, стоимости логистики, хранения и т.п.
Первое решение по иску продавца к Вайлдберриз о взыскании компенсации за сгоревший в Шушарах товар было принято Арбитражным судом Московской области 03.05.2024.
Что важного установил суд в этом решении?
- Суд установил сам факт пожара (не думаю, конечно, что Вайлдберриз оспаривал этот факт, но всё же). Суд указал в решении:
"13 января 2024 года произошел пожар на складе «Шушары», весь склад уничтожен согласно официальным новостям в СМИ, что подтверждается справкой Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу." - Суд принял Отчет по остаткам на складе в качестве надлежащего доказательства наличия товара на складе на момент пожара и последующего уничтожения товара в результате пожара. В качестве доказательств передачи товара суд также принял акты приемки. При определении цены на товар, по которой производилась компенсация, суд руководствовался, в том числе, данными раздела "Цены и скидки" личного кабинета продавца.
- А вот как суд обосновал, почему сумма компенсации не подлежит уменьшению на комиссию Вайлдберриз, логистику и хранение, а также почему определенный Вайлдберриз в оферте порядок компенсации за товар в Шушарах не должен применяться, если с ним не согласен продавец:
"В отчете о компенсации в формате.xls, Ответчик учитывает «вознаграждение», «Расчет стоимости хранения», «расчет стоимости логистики», процент выкупа товара, коэффициент оборачиваемости.
Однако ни условия оферты (действующей на момент пожара), ни нормы законодательства не содержат такого порядка расчета убытков. Согласно пункту 6.2. Продавец обязуется уплатить Вайлдберриз Вознаграждение за реализацию Товара от имени Продавца. Расчет Вознаграждения осуществляется в соответствии с Правилами расчета Вознаграждения.
То есть расчетная сумма Вознаграждения выплачивается Продавцом за реализованный товар.
13 января 2024 года произошел пожар на складе «Шушары», весь склад уничтожен согласно официальным новостям в СМИ, что подтверждается справкой Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу.
Следовательно, товар не был реализован конечному потребителю, а был уничтожен. ООО Вайлдберриз не понес дополнительных расходов по логистики (к Покупателю), хранению и тем самым не должен был учитывать данные расчеты при компенсации – они не относятся к конечной стоимости товара."
"ООО Вайлдберриз не исполнило свои обязательства по сохранности товара, которые предусмотрены офертой."
"В связи с утратой спорного товара подлежащая возмещению рыночная стоимость утраченных товаров, вопреки доводам ответчика, не подлежит уменьшению на причитающееся ему вознаграждение, поскольку договоры в данной части фактически ответчиком не исполнены, а также на скидки, которые не формируют рыночную стоимость товара, а направлены на получение конкурентных преимуществ, стимулирование продаж и формирование лояльного отношения потребителя к рассматриваемому товару, кроме того, указанные доводы ответчика противоречат положениям статей 15, 998 Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду чего не могут быть приняты судом."
В приведенных цитатах из решения суда сформулирован как раз тот принцип, на котором и раньше основывались решения суда по делам о компенсации за утраченные ВБ товары.
Его суть в том, что если Вайлдберриз утратил товар (сгорел ли он, утонул или просто потерян), то маркетплейс не оказал услуги по продаже товара, по его хранению и по его доставке покупателю (логистике). Поэтому нет оснований снижать размер компенсации на эти суммы.
Ранее я уже писал об этом в статье Как селлеру посчитать размер компенсации за сгоревший в Шушарах товар и подготовиться к суду против Вайлдберриз? и здорово, что именно такой подход применяет суд при определении размера взыскиваемой компенсации.
Знаю, что до сих пор некоторые продавцы не приняли предложение Вайлдберриз о компенсации за сгоревший в Шушарах товар. Многих, прежде всего, не устраивает размер предлагаемой компенсации. Первое решение суда по данной теме (пусть и не вступившее в силу, но положительное дла продавцов) может подтолкнуть продавцов к судебному решению проблемы.
Если Вы хотите взыскать необоснованно удержанные Вайлдберриз деньги (штрафы, плату за логистику/хранение и т.п.), компенсацию за утраченный ВБ товар, получить юридическую консультацию по вопросам Ваших отношений с ВБ, напишите мне в Вотсап, напишите мне в Телеграм или позвоните +7 926 589 86 80, и мы Вам поможем!
Читайте также материалы подборки: Товар потерян Wildberries - Как селлеру взыскать с WB компенсацию?
Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе последних новостей по делам против Вайлдберриз и не только!