В первой части статьи мы с вами весьма подробно рассмотрели историю развития торговли опционами. А теперь давайте поговорим о том как наши предшественники оценивали (прайсили) опционы. Башелье тогда еще наслаждался жизнью во всех ее проявлениях на виноградниках отца, а Блека, Шоулза, Мертона не то что еще в проекте не было - в проекте не былой их пап и мам…
И тут бесценным источником информации для нас является книга «The PUT-and-CALL» некоего лондонского трейдера Леонарда Р. Хиггинса.
Кстати, к моему удивлению книга была переиздана в 2018 году.
Итак что интересного для нас пронесла через столетие книга Хиггинса? Как трейдеры тогдашнего лондонского Сити использовали опционы?
Хиггинс похоже был скромнягой и манией опционного величия не страдал, еще в предисловии к книге Леонард пишет: "Автор следующих страниц чувствует, что, публикуя эту небольшую книгу об опционах, он может рассказать многим своим профессиональным друзьям то, что они уже знают, возможно, лучше, чем автор". Поэтому можно с уверенностью заключить, что методы, описанные в книге Хиггинса, были общеизвестны среди профессиональных опционных трейдеров в Лондоне.
Хиггинс не удержался и от экскурса в тогдашнюю опционную географию и именно благодаря этому мы узнали что в конце XIX века в Париже, Лондоне, Берлине и Нью-Йорке существовал активный опционный рынок и сеть искушенных опционных трейдеров как в Европе, так и в США, которые, вероятно, использовали одни и те же методики и способы ценообразования.
Из книги Хиггинса следует, что опционные трейдеры конца XIX века прекрасно понимали соотношение паритета пут и колл, использовали методы статической репликации, понимали, что ожидаемая доходность базового актива не влияет на цену опциона.
Кстати, предположения о форвардной цене акций тогда уже делали. Фондовый рынок был еще весьма наивен, эпоха была прекрасна. К сожалению промышленный индекс DJ окончательно оформился как раз в 1896 году, у нас не получиться заглянуть глубже этой даты в историю фондового рынка, Но, предположу что мы в праве предположить, что до 1896 года рынок акций вел себя примерно так же, как и некоторое время после.
Вот такое вот благолепие. Кому интересно гляньте на кризис 20 сквозь призму DJ, и сравните с тем что мы имеем сегодня, но сейчас не об этом.
Из скрина выше любой разумный человек, не употреблявший в детстве Пепси, а хуже того Коку, может сделать вывод о том что рыночек в целом растет, но при этом склонен колебаться в неких, вполне прогнозируемых пределах.
Вот именно так опционеры прошлых лет и прогнозировали цены на акции, «на глазок», хотя некоторые может и считали чего.
Ну а если мы можем оценить, примерно, движение базового актива в ближайшем будущем (из написанного Хиггинсом мы узнали что сроки исполнения опционов тогда варьировались от 30 до 90 дней) - то не представить особого труда прикинуть сколько примерно будет стоить акция к сроку экспирации опциона, добавить к своей прикидке немноШко денег на следующие факторы:
- рассмотреть, не существует ли какого-либо особого влияния, способного изменить этот средний результат в ближайшем будущем (например, особая нехватка запасов для поставки, финансовые затруднения или вероятность политических осложнений);
- добавить к "средней стоимости" опционов сумму, которая обеспечит справедливую маржу прибыли и компенсацию рабочих расходов (это главное, я считаю);
- предусмотреть возможное невыполнение обязательств со стороны продавца (поскольку деньги по опциону подлежат выплате только в конце опционного периода);
- предусмотреть также особые непредвиденные обстоятельства, такие как большие разницы или безнадежные долги по опционным акциям.
Кроме этого из книги Леонардо мы узнали что тогдашние опционеры вполне себе представляли и пользовались правилом паритета опционов Пут и Колл (а мне в XXI веке попадаются персонажи у которых в Tg статусе написано: дата сатанист, инвестор, инженер, но при этом этого правили не знающие).
Волатильности, в сегодняшнем понимании не было, ну и понятно почему ни абсолютного среднего отклонения, ни «среднеквадратично-логарифмичного» еще никто применительно к ценам акций не высчитывал, но как - то обходились.
Некой эрзац мерой волатильности была стоимость купленного стредла относительно текущей цены акции.
Но самым поразительным для меня откровением вынесенным из изучения книги Леонардо стало то, что наши предки знали и использовали динамическое хеджирование своих опционных позиций, и мало этого, в Хиггинс упомянул еще динамическую репликацию…
Ребята, мы с вами «стоим на плечах» Титанов…
Торгуйте опционами на индексы пяти криптовалют на бирже АЕ.