Найти в Дзене
Этноmix

Этногенез таджиков и разделение с узбеками

Оглавление

Многие таджики считают себя один из древнейших народов центральной Азии, которые существовали чуть ли не раньше вторжения Александра Македонского. В этой статье рассмотрим насколько обоснованно это мение, а также как появился этноним «таджик», возникновение не только Таджикистана, но и Узбекистана, так как территории и исторические пути этих стран очень тесно переплетены друг с другом.

Таджикистан — наименьшее по площади государство Средней Азии, при этом Таджикистан - единственное персоязычное государство в бывшей советской Средней Азии.

Арии

Далекие предки таджиков называли свою страну «Aryānam Vaeja». Это название происходит от древнеиранского “aryanam” и означает «страна Ариев». Арийские племена (от “ariya” — «благородный», «чистый») — название древних индоиранских племён, которые в II тысячелетии до н. э. отделились от индоевропейских племён и переселились в Центральную Азию. Частично потомки этих древних ариев сохранились на Памире, не смешиваясь с более поздним тюркским компонентом.

В исторических источниках арийцы упоминаются как предки народов государств Ариана, Туран, Бактрия, Согд, Хорезм, Персия, Мидия и Хорасан. Со времён Ахеменидов название «Иран» (на таджикском - “Ирон”) закрепилось за государствами западно-иранских народов, создавших мощные централизованные империи.

Восточно-иранские народы, предки таджиков, называли свою землю «Туран» (на таджикском — “Турон”). Она была раздроблена на 4 отдельных государства: Согд, Бактрия, Хорезм, Маргиана. Условной границей между Ираном и Тураном в древние времена считалась сначала Сырдарья, а в более поздние времена - Амударья.

Раскопки в Хорезме
Раскопки в Хорезме

Предки таджиков и узбеков — бактрийцы, согдийцы, саки, массагеты, занимали территорию Средней Азии, а также Хорасана и район Гиндукуша. Недалеко от них обитали арии-мидийцы со столицей в городе Экбатана (ныне город Хамадан).

-3

Первые столетия арийской истории в Иране правил царь Мидий. В 553 году до н.э. началось восстание персов против господства Мидии, которое закончилось победой персов. Образовалась Персидская империя, которая со временем консолидировалась и расширилась.

-4

Но в IV веке до н.э. она стала частью государства Александра Македонского, а в III веке до н.э. вошла в государство его преемников – Селевкидов. Позже в результате распада империи Селевкидов возникло Греко-Бактрийское царство.

-5

Во II веке до н.э. бактрийцы и согдийцы вместе с массагетскими кочевыми племенами свергли греческих правителей. В Бактрии образовалось государство Тохаристан. Своё название Тохаристан получил от иранского племени тохаров-юэчжей, которые являлись древнейшей ветвью отделившейся от индоевропейцев. Таким образом потомки индоевропейцей в встретились вновь в лице греков, тохаров, иранцев и саков на землях Согдианы. "Шёлковый путь”, начинающийся в Китае и Индии, проходил через запад Тохаристана и вёл в Грецию и Рим.

-6

Впоследствии Тохаристан вместе с Согдианой вошел в состав огромного Кушанского царства, основанного юэджами, которые были вытесненны гуннами.

Миграция юэджей
Миграция юэджей

Кушаны образовали империю на территориях Центральной Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Один из кушанских царей, Канишка, правивший с 103 по 125 год, принял буддизм, благодаря чему впоследствии с территори кушан буддизм проник в Согд, Хорезм и Китай. До сих пор на территории Таджикистана можно найти остатки древних буддийских монастырей и статуи Будды. Одна из таких статуй лежачего Будды сейчас находится в музее в Душанбе, а остатки кушанских крепостей можно найти на Памире.

-8

ПАРФИЯ — АРШАКИДЫ (250 до н э. – 224 н.э.)

В это же время усилилось могущество Парфии, связанное с правлением Митридата I (171—138 гг. до н. э.). На западе к парфянским владениям были присоединены Мидия, а также Фарс и Вавилон. На востоке Митридат I, пользуясь ослаблением Бактрии, присоединил к своим владениям Маргиану и некоторые другие провинции. Между тем движение кочевников захватило и территорию Парфии, куда направилась значительная группа сакских племён. В тяжёлой борьбе с ним погибли два парфянских царя. Лишь Митридату II (123— 88 года до н. э.) удалось оттеснить саков на юго-запад Афганистана, где была образована новая провинция Сакастена (современный Сеистан).

Основное внимание аршакидские правители с этого времени перенесли на запад, где постепенно втянулись в тяжёлую борьбу с Римом. Восточные владения Парфии приобрели со временем большую самостоятельность.

В I веке от Парфии отделились окончательно Гиркания и Маргиана.

-10

САСАНИДЫ (224 – 651)

Позже другая персидская династия Сасанидов воцаряется на огромном пространстве от Северной Африки до реки Инд в современном Пакистане. В 4-5 веках в Согд и Тохаристан хлынули кочевые племена, основную массу которых составляли эфталиты (“белые хунны”).

-11

Тут стоит отметить, что на территории империи Сасанидов возникла новая религия — манихейство, которое вскоре распространилось и на территорию римской империи. К VI веку манихейство на Западе пришло в упадок. В этот же период в государстве Сасанидов началась борьба со всеми незороастрийскими религиозными организациями, из-за чего большинство манихеев осели в Средней Азии, центр религиозной организации был перенесён в Самарканд. В VII—VIII веках манихейство проникло в Китай. В 762 году в манихейство обратился Бегю-каган — глава уйгурского государства.

Позже, в 488 г, когда шахиншах Кавад I занял трон, в империи Сасанидов появилось новое учение на основе манихейства — маздакизм. Однако, ответ на вопрос о том, что следует делать с земными богатствами и женщинами, был иным, чем у манихеев. Маздак считал и богатства, и плотские наслаждения благом. Каждый имел право на них, хотя и не мог ничего присваивать себе, поэтому был отменен институт брака и объявлена общность жен.

Казнь Маздака
Казнь Маздака

К 510 году оформилось Эфталитское государство, куда вошли и Согд с Тохаристаном. У Эталитов тоже были интересные отношения с женами, которые носили рогатые шапки, а число рогов соответствовало числу мужей. Бэй-ши, описывая обычаи государства хуннов-эфталитов, в V и первой половине VI века н. э. господствовавших в Средней Азии, рассказывает: «Братья имеют одну жену. Жена мужа, не имеющего братьев, т. е. одномужняя, носит шляпу с одним углом; многомужняя же умножает число углов по числу братьев; на одеянии нашивает такое же число кистей».

В 6 веке предки таджиков подверглись нашествию тюркских племён. Аристократия земледельческих оазисов, враждовавшая с эфталитами, перешла на сторону тюрок и стала их союзницей. Решающая битва между тюрками и эфталитами произошла между 563 и 567 годами и закончилась победой тюрок.

-13

Но к 651 году новые завоеватели с Омейядского халифата, а с ними и новая религия, пришли в регион. Впоследствии арабы вступили в борьбу с тюркскими племенами и Китаем, который также к этому времени предпринял попытки экспансии в регион. В 751 году произошла битва между китайцами и арабами в долине Талас. Исход этой битвы решил переход ряда тюркских племён на сторону арабских войск. Нынешняя территория Таджикистана стала частью Аббасидского халифата.

-14

В последующие годы то в Согде, то в Фергане вспыхивали восстания. Наместники халифа не могли держать Мавераннахр в повиновении одной только силой оружия. Управление этой страной становилось возможным для них только тогда, когда арабы привлекали к власти местную аристократию. Именно поэтому Мавераннахром управляли везиры из местной знати, главным образом, из династии Бармакидов (705 - 807 года).

Однако это не привело к усилению власти халифата, а, наоборот, дало толчок для развития условий, способствовавших освобождению от арабского владычества.

-15

ТАХИРИДЫ (821 – 873)

После разгрома халифом династии Бармакидов на политическую арену выходят представители другой таджикской династии - Тахириды. Хорасан в это время являлся центром, где прочно утвердился ислам, практически вытеснивший зороастризм. Именно здесь сложилось первое полусамостоятельное политическое объединение - государство Тахиридов.

Тахириды, формально признавая власть аббасидских халифов, проводили достаточно независимую политику.

-16

САФФАРИДЫ (873 – 1003 гг.)

Тахириды были свергнуты Саффаридами. Им удалось захватить Южный и Восточный Иран, часть территории современного Афганистана, однако попытка занять Багдад в 875 году провалилась. Это вынудило их всё-таки признать власть халифов. Начиная с 911 года часть земель Саффаридов перешла во владения Саманидов, другая - под власть Газневидов.

-17

САМАНИДЫ (892 – 999)

Исмаил Самани — считается ключевой фигурой для истории таджиков, которая стояла у истоков формирования стран персоязычного мира: Ирана, Афганистана, Таджикистана и крупных городов Узбекистана. Национальная валюта Таджикистана «сом» названа в честь Сомани, а в центре столицы, там где раньше стоял памятник Ленину, теперь возвышается монумент Сомани.

Таджикский сом с Сомани, портрет Самани специально сделали похожим на Рахмона.
Таджикский сом с Сомани, портрет Самани специально сделали похожим на Рахмона.

В 892 году Исмаил Самани становится основателем Саманидского государства, объединив некоторые части Мавераннахра и Хорасана в единое централизованное государство и пренес столицу из Самарканда в Бухару. Вскоре Саманидам удалось установить полную независимость от Багдада, одновременно на словах признавая верховную власть халифа.

Время Саманидов — подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидской поэзии Рудаки, создатель бессмертной поэмы "Шахнаме" Фирдоуси и всемирно известные ученые Абу-Али Ибн-Сина, аль-Хорезми, аль-Бируни, теоретик музыки Фараби. Культурное наследие Саманидов велико. Но ещё примечательнее был при них синтез исламской веры и персидского языка и культуры. Через персидский язык ислам быстро распространился по региону, превратив Бухару в центр исламской цивилизации.

Мавзолей саманидов в Бухаре, 2024, фото автора
Мавзолей саманидов в Бухаре, 2024, фото автора

Исламские мистики-суфии (исмаилиты) активно продвигали ислам среди кочевников. В дальнейшем исмаилиты были вытеснены в горы Памира, где и существуют до сих пор под присмотром таджикской полиции.

Государство Саманидов перестало существовать в 999/1005 годах в результате междоусобиц и нашествия тюркских племён.

В 977 году в результате отделения от государства Саманидов тюркский полководец Алп-Тегином основал государство с центром в афганском городе Газни, государство Газневидов, которое просуществовало вплоть до 1186 года, когда было поглощено султанатом Гуридов.

-21

На смену Саманидам на севере пришло государство Караханидов. Ко времени вторжения Караханидов, держава Саманидов пришла в полное расстройство, а к югу от Амударьи хозяйничали всевластные наместники и военачальники, соперничавшие друг с другом. Этими неурядицами и воспользовался Караханид Бугра-хан Харун, заняв в 990 году Испиджаб — пограничную область на северо-востоке Саманидской державы, а в 992 году саманидскую столицу Бухару. Второй поход на Бухару состоялся в 999 г.

-22

Это вторжение стало узловым историческим моментом, который предшествовал появлению узбеков, для которых государство Караханидов XI—XII вв.,являлось ядром формирования тюркоязычной народности, сосуществовавшей с персоязычной народностью, из которой впоследствии выделились таджики. Таким образом, тюркоязычное население междуречья, сложившееся к XI—XII вв., составило основу узбекской народности.

-23

Караханиды — первая тюркская мусульманская династия, царствовавшая в Караханидском государстве. В основе — титул хана, принявшего ислам: «Кара-хан». Cами Караханиды причисляли себя к потомкам легендарного царя Турана — Афрасиаба и свою династию именовали «ал-Афрасиаб» — род Афрасиаба, в то время как в рукописных источниках их называют Ханидами или Хаканидами.

Таким образом, на развалинах старой империи Саманидов возникли государство Караханидов на севере и Газневидов на юге.

-24

ГУРИДЫ (879—1215)

На смену Газневидам на юге в 1186 году пришел Гуридский султанат — средневековое таджикское государство существовавшее на территории современного Афганистана, Ирана, Пакистана, Таджикистана и Индии с 1148 по 1206 год. Центром государства была область Гур (отсюда и название). Столицами были города Фирузкух и Газни.

-25

Империя Гуридов охватывала Хорасан на западе и достигала северной Индии до Бенгалии на востоке. В это же время сельджуки - кочевые тюркские племена - в поисках мест для зимовок выступили также против Газневидов и, разгромив их войска, установили своё господство в регионе. Но и они правили недолго. В 1141 году с востока пришли новые завоеватели - каракитаи.

-26

С 1038 по 1055 гг. сельджуки овладели Хорасаном, Хорезмом, Западным Ираном (включая Азербайджан) и Ираком, продолжив тюркизацию региона. Аббасидский халиф аль-Каим Биамриллах вынужден был признать Тогрул-бека (1038—1063) султаном и «царем Востока и Запада», а Караханиды оказались в зависимости от Сельджукидов.

Сельджукский султанат (1038 — 1157)
Сельджукский султанат (1038 — 1157)

Именно в этом государстве Сельджуков и жил всемирно известный математик и поэт Омар Хайям (1048–1141), которого теперь таджики причисляют к своему народу.

Омар Хайям (1048–1141)
Омар Хайям (1048–1141)

Каракитайское ханство

Уже в 1141 г, в год смерти Омара Хайяма, Караханиды оказались в новой зависимости, теперь уже от каракитаев. В битве при Катване в 1141 году Елюй Даши в союзе с карлуками наносит сокрушительное поражение войскам сельджуков султана Санджара и караханидов. Вскоре Елюй Даши подчинил Мавераннахр и Хорезм.

-29

Хорезмшахи

Господство каракитев в Средней Азии было недолгим и с политической арены Караханидов, находившихся от них в вассальной зависимости, окончательно сместил хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II в 1212 году.

До вторжения монголов, на территории Средней Азии возникло величественна держава Хорезмшахов. При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172—1200) Хорезм превращается в огромную среднеазиатскую империю. В 1194 году войско хорезмшаха разбивают войско последнего иранского сельджукида, западно-сельджукского султана Рукн ад-Дина Тогрула III, а в 1196 — аббасидского халифа Насира. и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.

Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200—1220 годах завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далёкую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан.

Последний хорезмшах, Ала ад-Дин Мухаммед II
Последний хорезмшах, Ала ад-Дин Мухаммед II

Суфийский святой Наджм ад-дин Кубра (1145—1221) основал в Ургенче ханагах и братство Кубравия. Из многочисленных учеников ал-Кубра вышли знаменитые теоретики мистицизма и авторы классических трудов по суфизму. Среди них: поэт-мистик Наджм ад-дин Дайа Рази (ум. в 1256 г.), Са’д ад-дин Хаммуйа (ум. в 1252 г.), Сайф ад-дин Бахарзи (ум. в 1261 г.) и др.

Также интересно отметить, что на территории современного Таджикистана, а в те времена в государстве Хорезмшахов в городе Вахш в 1207 г. родился всемирно известный поэт-суфий Джалаладдин Руми. Из-за угрозы монгольского нашествия они вместе с отцом переехали в конийский султанат, где до наших дней существует суфийский центр Мевляны.

Мевляна Руми (1027 – 1273)
Мевляна Руми (1027 – 1273)

Завоевания Хорезма могли бы продолжаться, если бы не появление монголов. В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с „неверными“ и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов.

Монголы

Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячное войско в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив своё войско разбросанным отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено.

Хорезмийцы
Хорезмийцы

В 1221 году Хорезм вошёл в состав Монгольской империи, затем в улус Джучи (Золотая Орда). Во второй половине XIII века Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии. при этом Самарканд и Ташкент оказались в улусе Чагатая, что впоследствии привело к борьбе этих улусов за территорию Средней Азии.

В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: найман, хытай, барласы, каучины, кунграт, мангыты и др. В состав узбеков вошёл монгольский компонент, в то время как у персоязычных предков таджиков монголоидность отсутствует.

-34

КУРТИДЫ (1245—1381)

В это время на исторической арене появляются Куртиды. Это династия таджикского происхождения, правившая на территории Хорасана в XIII - XIV веках. Куртиды изначально были подвластны султану династии Гуридов, а затем стали вассалами Монгольской империи. При распаде государства Хулагуидов в 1335 году правитель-куртид Муиз уд-Дин Хусайн ибн Гийас пытался расширить свои владения. Смерть Хусайна в 1370 году и вторжение войск Тамерлана в 1381 году поставили крест на амбициях Куртидов.

-35

Тимуриды

В 1340-е годы Чагатайский улус распался на Могулистан и Мавераннахр. В 1370 г. курултай избрал Тимура верховным эмиром Турана. На курултае Тимур принял присягу от всех военачальников Мавераннахра. Ближайшими целями Тамерлана были обуздание Золотой Орды и прекращение грабительских походов правителей Моголистана на Мавераннахр.

-36

Осуществив несколько завоевательных походов,Тамерлан создал огромную державу со столицей в Самарканде. Большая часть территории современного Таджикистана входила в состав этой империи.

-37

В мощной державе Тамерлана процветали города, развивалась астрономия, математика, история, литература, искусство. Особое внимание Тимур уделял развитие тюркоязычной литературы.

-38

Шейбаниды

Внутридинастическая борьба расшатала и эту империю. В XVI веке территория Таджикистана уже находилась в собственности государства узбекских Шейбанидов со столицей в Бухаре.

Тут нужно отметить, что люди тамошних богатых городов никуда не делись так же как и десятки степных племён: потомки половцев, огузов, найманов, уйгуров и других народов, но у всех этих людей не было никакой единой общности, а самоидентификация преимущественно происходило по принципу мы люди такого-то хана или люди такого-то улуса.

-39

Например, Золотая Орда или Улус Джучи в честь одного из главных полководцев в 14 веке приняв Ислам при хане Узбеке начала называться улус узбек. А в 1428 году Абулхаир, правитель одного из улусов Шибана на территории современного Центрального Казахстана объявил себя ханом узбеков, а племена присягнувшие ему — узбеками. Основателем этого государства был дед Мухаммеда Шейбани-хана—Абулхайр-хан, низвергший власть Тимуридов. Шейбаниды являются потомками Шибана одного из сыновей Джучи, поэтому могли претендовать на легитимность владения наследием чагатайского улуса.

Шейбаниды считали Тимуридов узурпаторами престола ханов чингизидов, и вели постоянную борьбу с Сефевидами за Хорасан и вторую столицу Тимуридов — Герат.

Портрет Шейбани хана, миниатюра Бехзада
Портрет Шейбани хана, миниатюра Бехзада

В 1501 году выходец из Узбекского улуса — Мухаммед Шейбани захватывает Самарканд, вытесняя из него последнего тимурида Бабура. Однако, Бабур не унывал и в 1504 году войско Бабура захватило Кабул, откуда он предпринимает завоевание Индии (Битва при Панипате) и учреждает Империю Великих Моголов, которая просуществовала аж до 1858 г.! Как подчеркивал сам Бабур, на его стороне при покорении Индии в 1526—1527 годах сражались узбекские генералы — султаны: Касим Хусейн султан, Бихуб султан, так что Индия также несет следы узбекского наследства.

Вскоре Шейбани хан объявил войну шиитскому государству сефевидов и послал шаху посох и суму, намекнув что тот скоро останется ненужным никому нищебродом. Исмаилом I Сефеви в ответ прислал прялку и веретено, намекая на то что вскоре совершит с хозяином Бухары сексуальный акт насильственного характера. Идейцствительно, в декабре 1510 года Мухаммад Шейбани-хан был разбит под Мервом иранским шахом Исмаилом I Сефеви и убит, а из черепа незадачливого завоевателя персидский шах изготовил себе кубок.

Абдулла-хан II (1557—1598)
Абдулла-хан II (1557—1598)

После кратковременной смены правителей главой государства стал Убайдулла-хан (правил в 1533—1540 годах), племянник Шейбани-хана. В 1557 году Абдулла-султан при помощи суфийских шейхов захватил Бухару и стал её правителем. В 1561 году он достаточно осмелел, чтобы провозгласить верховным ханом всех узбеков своего отца Искандера.

Период трех ханств

После взятия Астрахани войсками Ивана Грозного в 1556 году, потомок Чингис-хана через его сына Джучи и внука Тукай-Тимура — Яр Мухаммед-хан бежал в Бухару к шибаниду Абдулла-хану II. Его сын Джани Мухаммед-хан женился на сестре последнего. Он и стал основателем бухарской династии Аштарханидов. В истории он известен также под именем Джанибек султан.

Джанибек султан — основатель бухарского ханства
Джанибек султан — основатель бухарского ханства

Одновременно с династией Аштарханидов в Бухарском ханстве продолжало существовать независимое государство Хорезм. Первоначально столицей государства был Ургенч. В 1598 году Амударья отступила от Ургенча и столица была перенесена на новое место в Хиву.

-43

С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства всегда являлось древнее название — Хорезм.

В 1709 г. узбекский род мингов основал третье узбекское ханство — Кокандское ханство. В 1732 году Абдурахим-бию удалось захватить Самарканд, а столицей государства стал Коканд.

На российских картах XV века все эти государства назывались узбекскими, хотя там строго говоря была небольшая часть тюркского населения и правящая династия. Даже среди тюрков Бухары и в Харезме узбеки были скорее меньшинством, а всё потому что узбеками называли тех кто пришёл с шибанидами или их потомков. Те же тюрки которые жили на этих территориях до завоевания называли себя сарты или чагатай. На самом деле эти народы перемешивались и в плане языков и в плане расселения, особенно в городах.

Сарты
Сарты

Поэтому чёткой границы между ними было не так-то легко провести, но в целом принадлежность к сословиям могла указать на то кто перед вами.

Поручик Оренбургского Драгунского полка Дмитрий Гладышев, ездивший в 1740 году в Хиву метко сформулировал, что узбеки в ханстве — это дворяне и служивый люд, то есть правящая сословия, а сарты — это купцы. Плюс многие узбеки оставались кочевниками, а сарты — земледельцами.

-45

В этот период в Бухарском, Хивинском и Кокандском ханстве правили ханы из узбекских династий: Шейбаниды, Аштарханиды, Мангыты. Таджики жили главным образом в Бухарском и Кокандском ханствах.

-46

Кто такие таджики и узбеки

Таджиками называли нсителей ирано-язычных языков. Во всех этих царствах было два основных языка. Первый — предок современного узбекского тюркский язык, который стал при преемниках Шейбани практически основным языком грамотных людей Хивы, Бухары и Коканда. Второй был фарси —государственный язык во всех этих ханства на котором писались законы и указы.

Вообще, фарси тогда был глобальным языком для земель от Персии до Индии и даже в Китае на нём говорили местные мусульмане. В Центральной Азии фарси до XX века оставался основным языком городской жизни причём существовал высокий литературный фарси, а еще был разговорный язык, который чем дальше тем больше трансформировался в современный таджикский.

Таджичка
Таджичка

Из-за того что фарси оставался языком культуры, разница между узбеками и таджиками зачастую была весьма тонкой. В целом западная Бухара была больше тюркоязычной а восточная — ираноязычной. Но это то что касается сельской местности А в городах всё естественно перемешивалось и местные могли говорить в общем-то на любых языках. Так и термин таджик в Центральной Азии очень часто использовался как обозначение для писцов, чиновников и мулл, то есть городской интеллигенции поскольку её основным языком был, как правило, фарси.

Ну и конечно так называли местных потомков ираноязычных племён и народов. Итак, узбеки — это изначально тюркские кочевые племена, а таджики — это преимущественно оседлое и преимущественно городское население с около- иранским происхождением.

Узбечка
Узбечка

Ещё в горах восточной Бухары были фарси-язычные племена и их тоже стали называть таджиками, хотя они до сихпор таковыми себя не считают. А ещё тогда же в промежутке между XV и XV веками племена каракалпаков переселяются туда где они преимущественно живут сейчас на Арал. В данный момент их республика является частью Узбекистана. Ну и конечно были туркменские племена со странным статусом: они кочевали где-то у себя в прикаспии и часть из них считалась вассалами Хивы, иногда Бухары. Но по большей части туркмены были независимы и регулярно набегали на своих оседлых соседей.

Музыканты сарты в Ташкенте
Музыканты сарты в Ташкенте

Происхождение этнонима таджик

Если спросить у прохожих в Душанбе, что означает слово «таджик», все в один голос скажут: «Таджики – носители короны».

Все дело в том, что в таджикском языке (как в персидском и арабском) слово «Тадж» («тоҷ») означает «корона, венец». Соответственно, «таджик» («тоҷик») значит «увенчанный короной». Не стоит забывать, что корона изображена и на флаге, и на гербе Таджикистана, подтверждая эту версию.

-50

Но мировая наука не до конца доверяет этой красивой теории. Считается, что современное слово «таджик» в Средние века звучало немного по-другому. Среди разных народов в различные эпохи звучали такие варианты, как «тази́», «тази́к», «тажи́к», «тежи́к» и т. д.

Еще в 7 веке, когда на территории Ближнего Востока существовала Сасанидская империя, у ее границ жили арабские племена, которых иранцы называли «тази́» (или «тази́к»). Эти самые «тази» вскоре захватили добрую половину Азии, распространили ислам и образовали Халифат.

Но к XI веку все изменилось: слово «тази» прижилось среди тюркских народов, и этим словом стали называть уже иранцев, которые, как и арабы, распространяли ислам по Центральной Азии. Слово «таджик» стало относиться к ираноязычным народам, которые отличались от тюркского населения.

-51

Вхождение в Российскую империю

Непонятно что было бы дальше со всеми этими племенами и народами, если бы в XVI столетии сначала земли казахов, а в XIX веке и вся Центральная Азия не оказались в составе Российской Империи. Россия пришла в Центральный Азию во многом с идеей опередить англичан, причём с казахами вышло относительно мирно. Присоединение к России для многих Ханов оказалась возможностью защититься от множества агрессивных соседей. Харезму, Каканду и Бухаре повезло меньше: их банально завоевали причём кажется что достаточно внезапно. Для всех участников конфликта кульминацией русских завоеваний середины века стал рейд 1865 года, когда отряд генерала Черняева взял Ташкент. Это вообще была чистая импровизация, когда даже министр внутренних дел и второй человек в империи Валуев высказался так: "генерал Черняев взял Ташкент. Никто не знает почему и зачем".

-52

И и уже в 1880-х годах Россия покорила туркменские племена Под предлогом защиты своих новых вассалов. В 1884 пал Мерв, последний независимый город региона. В результате вся Центральная Азия оказалась разделена на четыре региона: на севере казахские земли, губернии Хива и Бухара, а остальная территория стала туркестанским генерал-губернаторством с центром в Ташкенте.

В отличие от других областей Российской империи, Туркестан был в подчинении Военного министерства. Население Туркестана было многонациональным, узбеки, таджики, русские, казахи, киргизы, евреи, туркмены, арабы и др.

-53

В 1895 году русско-английским соглашением была установлена граница Бухарского эмирата с Афганистаном по Пянджу в Бадахшане. Юго-восточные и центральные части современного Таджикистана - Восточная Бухара и Западный Памир - остались в составе Бухарского эмирата, а левобережный Дарваз, левобережные части Вахана, Ишкашима, Шугнана, Рушана в Бадахшане отошли к Афганистану.

Таджички, 1929 г.
Таджички, 1929 г.

Модернизация Средней Азии и джадиды

С приходом Российской империи началась модернизация и вестернизация Средней Азии.

Всероссийское мусульманское движение которое зародилась в тюркоязычных Татарстане и Крыму джадиды видели в России инструмент доступа к европейским инструментам и институтам. Это было движение мусульман реформаторов выступавших за массовое образование за эмансипацию женщин, за пересмотр отношений суннитов с шиитами. На джадидов повлияли в первую очередь два события: русско-японская война и падение порт Артура, а также младотурецкая революция в Турции, которая воспринималась как старшая сестра Туркестана. К 1917 в Туркестане действовало около сотни джадистских школ, где училось от 8000 до 10000 детей.

-55

В 1906 вышла одна из первых газет на узбекском языке — Тараки. ну а там где есть национальная пресса и национальная история,есть все основы для формирования национальных государств. Джадиды выступали за Туркистан, не за Узбекистан или Таджикистан или Туркменистан, а за единую гражданскую нацию от Каспия до Гиндукуша и от Арала до границы с Ираном и со столицей в Ташкенте. А проект большого Туркестана предполагал ещё и включение степного края то есть нынешнего Восточного Казахстана.

В джадистских школах был выбор можно было учить узбекский или фарси, но узбекский все равно считался более предпочтительным. Во-первых, потому что джадиды ориентировались на тюркский мир на Казань и на Турцию, а во-вторых он на тот момент действительно уже был языком большей части населения и самое главное языком нарождающиеся буржуазии.

Вхождение в СССР

В мае 1917-го г. в Ташкенте прошли выборы и там джадистская партия взяла 2/3 мандатов местной Думы, но вскоре случился Октябрь и эта самая Дума власть большевиков не признала и объявила автономию Туркестана.

Джадиды
Джадиды

Однако интеллигенты джадиды не позаботились создать силовое крыло и большевики просто разогнали правительство автономии. Красная Гвардия установила власть Советов в Хиве и Бухаре. В ходе гражданской войны часть населения поддержала Красную Армию, которая в 1920 году захватила Бухару и Хиву. Бухарский эмир Сеид Алим-хан бежал из города и страны в Афганистан, поддерживая Национально-освободительное движение Туркестана («басмачество»). Басмач — это такое тюркское слово из красной пропаганды оно означает налётчики или бандит, сами же повстанцы себя называли совершенно другим словом «моджахеды».

Басмач, Белое Солнце пустыни
Басмач, Белое Солнце пустыни

Основные силы басмачества разгромлены Красной Армией в 1922 году, отдельные отряды были уничтожены в 1930-х годах.

А по факту оккупацию не приняла началась партизанская война которая нам сейчас известна Как борьба с басмачами И кстати это точнее передаёт суть потому что в большинстве своём это были именно традиционализм.

Строительство социализма в Центральной Азии было запущено по Советскому образцу, правда Съезды Советов именовались Курултай, а наркомы народные Комиссары Назира.

Председателем Совета народных назиров в Бухары стал Файзулла Ходжаев —персонаж, который мог появиться только в это время и в этом месте. Сын миллионера, торговца каракулем, ставший большевиком узбекский националист, который значительную часть жизни прожил в Москве. При Хаджаеве в Бухаре главым стал узбекский язык, на него перевели школьное образование прессу и делопроизводство.

Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев (1896–1938)
Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев (1896–1938)

Итак на момент образования СССР в 1922 году Центральная Азия выглядела следующим образом: была Хорезмская и Бухарская Народная советские Республики под полным советским контролем, были входящие в состав России автономии киргизская АССР (современный Казахстан) и Туркестанская АССР.

А ведь когда-то Средняя азия выглядела вот так
А ведь когда-то Средняя азия выглядела вот так

Так почему же уже В 1924 году всю эту карту было решено радикально перекроить? Когда большевики взяли власть оказалось, что межнациональные проблемы остались и было решено создавать национальные республики. В разграничении Казахстана и России тоже были сложности, например в Уральской губернии, которая сейчас является частью Казахстана во власти доминировали казаки, то есть этнические русские и все 20-е годы регион пытался выйти из состава Казахстана и войти в состав России.

-61

Уже в 1920 сразу после советизация Хивы и Бухары председатель председатель Мусульманского бюро Туркестанской Коммунистической партии Турар Рыскулов предложил следующий план: объединить Туркистан, Харезм, Бухару и возможно киргизскую АССР то есть Казахстан в большую советскую республику, Тюркская ССР, потому что по мнению Рыскулова все народы Центральной Азии - это тюрки. А значит должна быть одна единая республика — такой вот джадистский Туркестан под красным флагом. Естественно эта республика должна быть независимой, но союзной СССР и стать таким оплотом для продвижения красных идей дальше на восток.

Турар Рыскулов (1894 – 1938)
Турар Рыскулов (1894 – 1938)

Глава наркома России Ленин и Сталин, который тогда был наркомом по делам национальностей эту идею разнесли как буржуазно-националистическую. Также вряд ли кому-то понравилась идея Рыскулова создать правительство на основе национальных квот, большинство из которых отошло бы тюркам, тем более что последнее не нравилось и порядочно числу местных народов, вроде туркмен, которые совершенно не собирались растворяться в тюркском большинстве. В1920 году в составе Туркестанской ССР была создана отдельная автономия для каракалпаков — Амурдарьинская область. Свои автономии стали просить туркмены и киргизы, но у Москвы были свои планы. Туркистан, Хива и Бухара должны были исчезнуть, а на их месте должны были возникнуть локации по принципу один народ — одна республика.

Младобухарцам был предложен новый проект, так называемого малого Туркестана: вместо одного большого и единого государства на всю Центральную Азию им предлагалось создать государство чисто узбеков, под которыми подразумевали и сарты. С одной стороны это решение привлекало на сторону Москвы местные элиты, а с другой стороны сильно расшатывали позиции желающих объединения тюркского мира. На это Хаджаев и другие лидеры Бухары были согласны. Они ничего не теряли, наоборот Узбекистан должен был состоять из Бухары и присоединённых территорий соседних республик.

-63

Кроме того Союзный центр согласился что это будет именно Узбекистан то есть сартов и другие нацменьшинства официально признали частью единой узбекской нации. В переписи 1926-го года даже не было такой категории сарты, их переписывали узбеками. Власти Хивы, он же Харезм поначалу отказывались вступать в состав Узбекистана. Местные коммунисты справедливо полагали что придётся подчиняться новым товарищам. Самое смешное, что Узбекистану Хива тоже не особо была нужна. Хаджаев объяснял что харезмийкий оазис живёт своей собственной жизнью, у него там собственные порядки и традиции и будет довольно сложно всем этим управлять. Но 3/4 населения Хивы были узбеки и сарты, так что прочие аргументы Москва проигнорировала.

-64

В итоге к 1924-му году вместо Бухары и Харезма будут образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР. Таджикам предлагалось выделить автономию внутри Узбекистана. А Казахстан, Киргизию и Каракалпакию сделать автономиями в составе России. При этом Каракалпакия по итогу стала автономной областью в составе Казахской автономной ССР в составе РСФСР в составе СССР, вот такая советская матрешка.

В новообразованной Узбекской ССР было сложнее всего с таджиками и по настоянию властей Узбекистана под таджикскую АССР выделили только три области так называемой Восточной Бухары, где таджики составляли подавляющее большинство населения. Это была дальняя горная дыра, где столицей пришлось делать кишлак, который назывался « Дю Шамбе Бозор», то есть «базар по понедельникам, дословно — «второй день после субботы» (шамбе — «суббота»).

Душанбе, 1937 г.
Душанбе, 1937 г.

В дальнейшем из него сделают более-менее приличный города и в 1929 г. назовут Сталинабад, а в 1961 в рамках десталинизации вернут название Душанбе. Проблема была в том что таджики были преимущественно городским населением, поэтому из 1 200 000 таджиков жителями автономии стало 553 000 человек, а вот в узбекских Бухаре и Самарканде таджикское население составляло большинство. Глава таджикской автономии даже лично просил у товарища Сталина передать Таджикистану Бухару или Самарканд чтобы иметь хотя бы нормальную столицу, но все эти просьбы были проигнорированы.

В настоящее время это разделение границ приводит к конфликтам, о которых мало кто думал в советское время, так как разделение на разные национальные государства происходило по указке сверху.

При всём этом состав Таджикистана включили Памир, просто потому что тамошние племена были признаны этнографами таджиками. Хотя они говорили на куче других языков, хотя и иранской группы. Кроме того, памирцы были исмаилитами, а не суннитами как остальные таджики.

Узбекистан и Таджикистан в 1927 г.
Узбекистан и Таджикистан в 1927 г.

Ташкенту в целом повезло: его сделали столицей Узбекистана, хотя изначально был план сделать его столицей Казахстана из-за обилия казахских аулов возле города. А вот город Ош, который находился в точно таком же положении узбекского анклава на киргизской территории передали Кыргызстану, чтобы укрепить экономически слабый регион.

-67

В 1925 году Узбекская и Туркменская СССР вошли в СССР как союзные государства в 1929-м году Союзный статус получил Таджикистан. Казахская и Киргизская ССР были приняты в союз в 1936-м. Как сформулировал ещё в 1925 году председатель среднеазиатского бюро вкпб Исаак Зеленский, «мы начертили границы топором».

В 1991 году Таджикистан объявил о своей независимости. Но тогда же с распадом Советского Союза началась борьба за власть, которая последовательно вытекла в Гражданскую войну, но это отдельная тема.

В настоящее время из-за экономической ситуации и кланового правления Эмомали Рахмона многие таджики покинули свою страну и рассеялись по миру. Будем надеяться, что когда-нибудь этот регион станет снова мирным и процветающим как во времена далеких предков таджиков и узбеков в Согдиане.

Антопология и генетика

Антропологически основная масса таджиков (в особенности горных) относится к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы. Таджики Афганистана южных (Кабулистан) и западных (в приграничных с Ираном) территориий антропологически тяготеют к индо-иранской (ирано-афганской) расе. У равнинных таджиков отмечается примесь монголоидных элементов.

У таджиков преобладает Y-хромосомная гаплогруппа R1a (45-68%). Есть гипотеза, что такой высокий процент гаплогруппы R1a у таджиков объясняется эффектом основателя. Менее распространены гаплогруппы J и R2. Из митохондриальных гаплогрупп чаще всего встречаются U, H, T и J. Но в целом митохондриальная ДНК таджиков представляет собой смесь западных и восточных евразийских гаплогрупп в соотношении 62,6% и 26,4%, соответственно. Также есть 9,9% южно-азиатских и 1,1% африканских гаплотипов.

-69

Исследование Y-хромосом показало, что таджики сильно отличаются от персов и курдов Ирана. Между собой таджики из Афганистана и Таджикистана имеют высокое генетическое сходство.

Читайте также: