Найти в Дзене
Этноmix

Язгулямцы — древний народ Памира

Оглавление

Язгулямцы — один из коренных и самых древних народов Памира. Самоназвание - «згамиг», именно так язгулямцы на своём языке называют себя и друг друга. Подтверждённым учеными фактом является то, что язгулямцы никогда не использовали по отношению к себе наименования «точик» (таджик), ощущая и считая себя самостоятельным народом, имеющим свой язык, самобытность, менталитет и черты характера. Численность язгулямцев в 1990 году насчитывалось около 3000 человек, сколько их сейчас точно неизвестно.

Они населяют живописную, узкую долину реки Язгулем (Юздом), правого притока Пянджа. До революции это был изолированный уголок Бухарского ханства. В те времена только 2—3 месяца в году, когда открывались перевалы, язгулемцы могли общаться с внешним миром. Все сообщение шло только по оврингам — искусственным сооружениям, иногда настолько опасным, что даже собака не могла пройти по ним и ее приходилось нести в корзине, за плечами.

-2

Легенда о происхождении

В Язгулямской долине, существует легенда о происхождении народа. Пройдя от родной Эллады до страшных гор под Крышей Мира да покорив неприступную скалу Хурриена, последний оплот сопротивления Бактрии, холодным весенним утром в полных талыми снегами горах Искандер Заркарнай, на родине известный как Александр Македонский, вышел к этой неприметной узкой долине. От Хурриеновых проводников он знал, что выше по ней живёт непокорный народ, и счёл недальновидным оставлять в тылу потенциальный очаг сопротивления. Буднично оценив местность, высоты и потенциальные укрытия, со скучающим видом он отдал несколько дежурных приказов, и маленькая непобедимая армия, где каждый воин был ему близким другом, распределилась по скалам у устья. С гор тянуло холодной талой сыростью. Искандер поднял свой Золотой Карнай и трижды дунул в него, возвестив о готовности к переговорам. Тотчас словно из ниоткуда возникли горцы, и Искандер понял, что всё это время они, притаившись на скалах, держали его под прицелом. Но сколько раз Искандер уже был в шаге от чужой стрелы, и сколько прежде покорил таких непокорных народов? Полководец помнил расплавленное золото Персеполя, униженных жирных купцов Мараканды, да жалкие останки надменных защитников Согдианской Скалы, низвергнутых вниз "крылатыми" воинами-скалолазами.

Язгулямские сказители, 1930-е гг.
Язгулямские сказители, 1930-е гг.

Из стана горцев вышел статный воин, и Искандер со своего коня глядел на него скучающим взглядом. Воин назвался, - Андар, и сказал коротко: зачем биться множеству людей против множества людей, если с каждой стороны их движет воля одного человека? И смерив Андара взглядом, Искандер вдруг почувствовала, как его изголодавшаяся рука сама потянулась с рукояти. Он принял вызов безвестного горца, поставив на кон свою жизнь, потому что привык побеждать... и проиграл поединок. Но получив смертельную рану, он пошёл не обратно к своим, а вверх по долине и упал у Каменного Моста на берегу реки, окрасившейся кровью до самого устья. Греческие воины, прошедшие столько земель непобеждёнными, опускали луки да роняли мечи - им больше некуда было идти, и победитель Андар предложил грекам просто остаться здесь и стать частью его народа. Так и появились язгулями - потомки храбрых эллинов, а вода их реки раз в год по весне по-прежнему окрашивается Искандеровой кровью.

Эта легенда показывает связь памирцев с древними ариями, о чем уже говорилось в статье про заселение Памира. И действительно, европеоидность язгулями более всего видна по их детям, но такое ощущение, что многие из них с годами темнеют.

-4

Кстати, с точки зрения антропологии, язгулямцы — типичные европеоиды. Признаков монголоидности у них не наблюдается, как у других таджиков, смешавшихся с тюрками.

Но в этом как раз ничего удивительного нет, ведь говорят язгулямцы на индоевропейском языке. Язгулямский язык принадлежит к восточной веточке иранских языков. Так что язгулямцы — это обычные индоевропейцы.

-5

Общественное устройство и быт

Основные занятия — поливное высокогорное земледелие, кузнечное дело, скотоводство, а также охота преимущественно на горных козлов. Развиты прядение, ткачество, плетение корзин.

-6

Селения разделяются на кварталы, в которых традиционно живут члены одной патронимии (каум). Прежде большая патриархальная семья жила в большом доме куд на усадьбе старого типа. Дома были сделаны из глины и кирпичей из сырца. У основания стены толще, чем наверху и поэтому дом внешне имеет несколько трапециевидную форму. Крыша плоская, поддерживается деревянным каркасом — столбами стан и перекладинами. У старых домов потолок ступенчатой формы, свойственной всему Западному Припамирью.

-7

В крыше оставлено отверстие руджон, служащее для выхода дыма и освещения
жилища. Вдоль трех стен располагаются глинобитные высокие нарражь, разделенные также глинобитными валиками на несколько отделений,
где спят, готовят пищу, принимают гостей. На левом или правом
нарражь находится очаг «
сын». Около очага стоит утварь, в основном
деревянная или сделанная из тыквы. Очень редко встречаются глиняные
сосуды гулюк, привезенные из Дарваза.

Орнаментированные деревянные центральные столбы ша-стан около очага в дализах
Орнаментированные деревянные центральные столбы ша-стан около очага в дализах

Национальная одежда мужчин, женщин, детей имеет одинаковый туникообразный покрой. Женщины шьют одежду из покупных тканей
ручным способом. Мужская рубаха халифа каут состоит из основного
полотнища кад, переброшенного через спину и грудь, в котором прорезано отверстие для головы. К основному полотнищу пришиваются боковые, расширяющиеся книзу в виде клиньев трехц, и рукава зоуа, суживающиеся к кисти руки. Ворот имеет сбоку — слева или справа -разрез. Женская рубаха оврати каут отличается от мужской своей длиной и воротом, который разрезан посередине; разрез обшит другой материей и украшен вышивкой нахш, сделанной в виде буквы X цветными нитками. Женские штаны тымбон отличаются от мужских тем что они длиннее и суживаются к щиколотке; носят их с напуском.

-9

В Язгулеме было три арбобства (старостатства). Староста арбоб
назначался на 1—2 года язгулемским миром после совещания с главами
больших семей. Мир назначал мироба — «хозяина воды», следящего
за ее распределением между отдельными хозяйствами, а также
тунчи-боши — должностное лицо, на обязанности которого лежала ответственность за состояние дорог и арыков и наблюдение за очередностью
отбывания строительной повинности. Судебными делами ведал
кози — один на весь Язгулем. Все дела кишлачной общины решались на собрании машварат (или маслихат), где право решающего голоса
имели главы больших семей.

Все население долин Язгулема, в настоящее время разделяется на
ряд каунов (к,авн) — объединений родственников. Можно предполагать,
что каун представляет собой пережиток патронимии, так как
члены каждого кауна считаются родственниками, ведут происхождение
от общего памятного всем предка, до некоторой степени сохраняют
хозяйственную общность. Кауны представляют собой как бы группу
больших семей, происшедших в результате сегментации одной большой
семьи. Старики хорошо помнят генеалогию своих каунов.

-10

По преданию долина Язгулема сперва была заселена выходцами из кишлака
Ясколун в Каратегине, которые составили факирские кауны — «простой
народ» (Толиби, Холумбеги, Нурмахмади и т. д., числом до 28 каунов). Позднее из афганского Бадахшана, с левого побережья Пянджа, пришли мирские кауны (Мирбони, Замони, Давлят Мохмади), составившие привилегированную прослойку населения, из среды которой назначались управлявшие Язгулемом миры. Они захватили часть земель у факирских каунов и заставляли членов последних работать на себя за ничтожную плату натурой.

Налоги, которые население платило бухарским властям, неравномерно
распределялись между каунами. Мирские кауны были совсем
освобождены от зякята — налога на скот; они платили только 1/10 урожая
зерна (из 10 паймона 1 паймона = 3 пудам) мишрофу — агенту дарвазского бека, приезжавшему из Дарваза. Факирские кауны платили,
кроме 1/10 части урожая и зякята, по 1 голове мелкого скота с
каждого дома (большой семьи) и по 1 корове с каждого арбобства.

-11

Налоги уплачивались исключительно натурой. Жители верхних кишлаков
сдавали беку золотой песок, который добывали в реке. Освоение язгулемской долины проходило постепенно и связано с общими миграциями населения в Бадахшане. Ряд каунов пришли в Язгулем из Рушана с Бартанга; это — факирские кауны Шомахмади и Кушкори. Раньше в верховьях Язгулема в кишлаке Джафак жили члены кауна Маргови, пришедшие из Шугнана (каун исчез недавно, так как последний Маргови не имел сыновей).

В нижнем Язгулеме живут члены кауна Хиоли, переселившиеся из Ванча, и кауна Худжо — из Вахио.

В настоящее время сохраняется деление долины Язгулема на две
части: верхнюю — быргын и нижнюю — пойтыхта. В этих частях долины
живут члены разных каунов, имеются некоторые отличия в произношении
ряда слов и в хозяйстве (живущие в быргын не разводят урюка и тута, до недавнего времени не знали лошадей).

-12

По-видимому, такое деление долины не случайно. В настоящее время каждый кишлак в Язгулеме также делится на две части: верхнюю — турат и нижнюю—
вобат. Такое деление кишлаков прослеживается по всему Западному
Памиру, в Рушане и Шугнане. Можно предполагать, что в этом делении сказываются следы исчезнувшей дуальной организации верх/низ, свойственной зороастризму.

Взаимоотношения этих частей кишлака очень интересны. Каждую часть
населяет один определенный каун или несколько определенных каунов
Части кишлака в свою очередь делятся на ряд кварталов (обычно на четное число).

-13

Так в кишлаке Андербак вобат, населенный кауном мирбони, имеется особый квартал кала, где также живут члены этого кауна, а турат заселен членами
кауна Холумбеги; здесь выделен квартал Шарингят, где живут члены
каунов Турк и Шуляк. Раньше кварталы были заняты усадьбами больших
патриархальных семей. В настоящее время на одной усадьбе
живут две-три малые семьи, получившиеся в результате раздела большой
семейной общины, или одна большая, еще не разделившаяся семья.

Единство кауна выражалось далее в том, что все подчинялись воле старшего в кауне, без совета с которым почти ничего не предпринималось. Сейчас он прежней роли не играет, хотя к его советам к еще прислушиваются. В похоронном обряде он до сих пор играет значительную роль. Так, на его обязанности лежит опускание в могилу умершего мужчины.

-14

В Язгулеме семья большей частью состоит из 7—8 человек. Однако как пережиток бытования больших патриархальных семей можно отметить
наличие семей, насчитывающих до 16—20 человек, живущих одним хозяйством.

В семье еще сохраняют старинные традиции и обряды — старики по обычаю, молодежь «для приличия», часто используя какой-либо обряд как повод к тому, чтобы лишний раз повеселиться.

Свадебные обряды

Раньше у язгулемцев, как и у всех мусульман, существовало многоженство, но редко кто имел больше двух жен. В настоящее время бытует лишь моногамная
семья. Молодежь, не соблюдая старых обычаев, обращается к своим женам по имени, старики же называют своих жен оуврат. Жена также называет мужа по имени, но фамилию носит не мужа, а своего отца.

До недавнего времени предпочтительной формой брака были ортокузенные и кросскузенные браки. Женились на своих поташ — двоюродных сестрах. Можно брать в жены дочь двоюродного брата или сестры—хуер (племянницу), можно жениться на сестре умершей жены (пережиток сорората); до настоящего времени встречаются случаи левирата — женитьбы на вдове умершего брата. Все же браки между родственниками заключаются теперь редко, так как в связи с отменой калыма отпала необходимость женить детей близких родственников с целью уменьшения его размера.

-15

Брачный возраст для девушки— 16—17 лет, для юноши — 18—20. Свадьба — не личное дело двух семей, а общественное. Собираются члены каунов и знакомые жениха и невесты, устраивают туй в доме невесты. Обычно подарок жениха — баран, козел и пшеница — тратится на угощение. Невеста сидит в доме с подругами и родными. К свадьбе мать ее одевает в белое платье, поверх которого надевается красное, голова повязывается красным платком циль (или иногда белым).

-16

В косы вплетается новый кальбитц.

-17

Уходя из дома невеста прощается
с очагом, дотрагиваясь до котла и затем поднося руку ко лбу и губам.
Если невеста и жених живут близко друг от друга, то он несет ее в
дом на спине, если же далеко — она едет на лошади или идет пешком.
Лицо ее закрывается платком.

-18

Между родными и знакомыми той и другой стороны устраивается борьба. Когда невеста входит в дом, мать жениха «приобщает ее к домашнему очагу», слегка ударяя ее головой о центральный столб ша-стан. Затем один из родственников—'«названный отец» открывает девушке лицо. После туя в доме жениха остаются брат и сестра матери невесты, которые делают хорошие подарки. По существовавшему в старину обычаю неудовлетворенный подарком дядя по матери невесты мог настоять на возвращении девушки. В этом обычае, выделяющем значение брата матери, можно видеть пережиток аванкулата. Дядя по матери играет существенную роль и при похоронах женщины: на его обязанности лежит опускание в могилу умершей, тогда как мужчину, как сказано выше, опускают в могилу глава кауна.

Молодая женщина продолжает сохранять тесную связь со своей родной семьей. Осенью, после сбора урожая, она уходит в гости к родным и получает от них то, в чем она испытывает потребность, начиная от продуктов и кончая утварью. Возможно, что пережитком матрилокального поселения супругов является обычай возвращения молодой через шесть месяцев после свадьбы к своим родным, где она гостит от недели до месяца и, возвращаясь к мужу, получает в подарок скот — часто корову.

-19

Существует обычай, согласно которому в тех случаях, когда у женщины часто умирают дети, вновь родившегося ребенка отдают другой женщине из того же кауна, и она кормит его и воспитывает иногда до 8—10 лет, а затем возвращает родителям.

Праздники

Из праздников следует отметить новый год гырыуаш, который празднуется
в марте. В день нового года устраивают общественное угощение и каждый приносит с собою куч-кора — печенье, изображающее козла. Козел вообще пользуется почитанием у язгулемцев. Охотник, убив козла, не несет его домой целиком, а только- голову и ноги. За остальной тушей посылается кто-либо, не участвовавший в охоте. На камнях часто можно видеть выбитые или выцарапанные изображения козла. Все это наводит на мысль о существовавшем некогда тотемистическом значении этого животного.

-20

Отмечают земледельческие праздники — полива полей, первого дня
пахоты и другие.

Танцы на похоронах

В похоронном обряде до сих пор сохраняется старинный обычай исполнения
плясок вокруг умершего: когда умирает горячо любимый член семьи — мужчина или женщина, то близкие покойнику женщины танцуют вокруг тела под аккомпанемент струнных инструментов. Этот обычай объясняют стремлением пляской отогнать злых духов от умершего.

Верования

По религиозной принадлежности язгулемцы — мусульмане сунниты и этим резко отличаются от других припамирских народностей, исповедующих
исмаилизм. Однако суннизм не привился здесь так, как в других районах Таджикистана. Жители слабо разбираются в мусульманских догмах. Мечеть ничем нё отличается от жилого дома, извне и внутри, почти повторяя его план.

-21

Домусульманские верования, как-то: почитание священных деревьев
локамбиа, поклонение духам, например Див-и-Сафиду — покровительнице
прях, различным дивам и пэри, почитание мазаров — еще значительно распространены среди стариков. Молодежь выполняет обряды большей частью лишь из почтения к старикам, посещая, например, общественные трапезы худой, которые устраивают старики на праздники или с целью предотвратить болезни.

Читайте также: