Найти в Дзене
Этноmix

Великий Киргизский Каганат

Оглавление

Первым упоминанием об енисейских кыргызах считается запись в «Исторических записках» Сыма Цяня в связи с подчинением их хунским властителем Модэ в 201 год до н. э., — китайцы говорили о владении Кыргыз, население которого считали смешанным с динлинами.

После этого нет никаких записей о киогизах не в китайских не в персидских ни в каких-либо других летописях вплоть до М в.н.э., когда появляются косвенное упоминание, связанное с рыжеволосым Аттилой. Некоторые историки считают, что мать Атиллы была киргизской из рода харкнесс.

В 7-м веке появляется первое прямое упоминание о кыргызов в виде рунических надписей, которые повествуют о войнах енисейских кыргызов с тюрками о кыргызских и тюркских героях обычай культуре народов населявших центральную азию, Сибирь и Монголию.

-2

Термин «Кыргызское Великодержавие» был впервые использован знаменитым российским и советским востоковедом Василием Бартольдом в его известном очерке «Кыргызы», опубликованном в 1927 году. «Кыргызским Великодержавием» Бартольд называл исторический период с 840 по 920 годы, когда, по его мнению, доминирующей военно-политической силой в восточной части Великой Степи были енисейские кыргызы. А многие историки-кыргызоведы согласны с Бартольдом и считают, что «Кыргызское Великодержавие» имело место в истории.

Киргизка в национальном костюме
Киргизка в национальном костюме

И подтверждением тому могут служить письменные источники, археологические находки и данные фольклора. Прежде всего, об этом говорят официальные китайские исторические летописях. Так, в хрониках династии Тан, правившей в Китае в 618-907 гг., отмечено, что в 9 веке государство енисейских кыргызов по своим размерам равнялось Второму Тюркскому каганату и простиралось на востоке до Прибайкалья, на юге до Тибета и на юго-западе до владений карлуков в Семиречье.

-4

Ярким подтверждением тому, что Кыргызский каганат был влиятельным государством на тогдашней международной политической арене, может служить дипломатическая переписка императоров Китая с кыргызскими каганами, в которой китайский император обращался к кыргызскому кагану со следующими словами почтения: "Вы, хан, подобны блестящей Северной Медведице. Вы геройствовали на севере пустыни и стали правителем. Таланты Ваши сияют, как верхушка бунчука. Вы разделили границы и создали государство, вы проявили героический дух и давно известны талантом управления". "Ваша мощь потрясает северные страны, а слава достигла Северных ворот [китайской столицы]". Для установления мирных и дружеских отношений с енисейскими кыргызами китайцы также пытались использовать информацию о возможном родстве китайской и кыргызской правящих династий. Именно тогда в китайских летописях были обнаружены сведения о том, что родоначальником кыргызских каганов является легендарный китайский полководец Ли Лин, который жил в 1 веке до н.э.

Ли Лин (150 – 74 г. до н. э.) — родоначальник киргизских каганов, полководец династии Хань, служивший во время правления императора У-ди, а затем перешедший на сторону Хунну после поражения в походе 99 г. до н. э.
Ли Лин (150 – 74 г. до н. э.) — родоначальник киргизских каганов, полководец династии Хань, служивший во время правления императора У-ди, а затем перешедший на сторону Хунну после поражения в походе 99 г. до н. э.

Согласно преданию, Ли Лин командовал китайскими войсками против хуннов, но был разбит и пленен ими. Правитель хуннов оценил мужество китайского генерала, а потому освободил его, выдал за него свою дочь и сделал правителем над древними кыргызами.

Другим подтверждением существования Кыргызского каганата являются памятники древнекыргызской енисейской рунической письменности, найденные археологами на территории Тувы и Монголии. Пример тому – так называемая Суджинская надпись.

Енисейская руническая письменность
Енисейская руническая письменность

И, наконец, в кыргызском фольклоре также можно встретить упоминание о периоде Кыргызского Великодержавия. Так, в эпосе «Манас» отец главного героя бай Джакып рассказывает Манасу о былом славном прошлом предков, о могущественном хане кыргызов Ногое, при котором «все кыргызы ходили в ханах». Таким образом, существование Кыргызского Великодержавия подтверждается разными источниками.

Тюркские каганаты

В середине 6 века в Великой Степи образовалась могучая кочевая держава – Первый, или Великий Тюркский каганат.

Тюркский каганат
Тюркский каганат

Как и многие другие кочевые народы Евразии, енисейские кыргызы подчинились тюркам и вошли в состав их государства. В 603 году Тюркский каганат распался на две самостоятельные части – восточный и западный каганаты. Енисейские кыргызы находились в составе восточного каганата.

В 630 году Восточно-тюркский каганат пал под ударами войск китайской империи Тан и ее союзников. Власть в Степи перешла в руки племен сиров, более известных как кыпчаки.

Кипчаки
Кипчаки

В 647 году Сирский каганат прекратил свое существование, и многие подвластные сирам народы получили самостоятельность. Среди них были и енисейские кыргызы.

Тюркские языки
Тюркские языки

Получив независимость, енисейские кыргызы смогли сосредоточить все силы и ресурсы на укреплении своей государственности. Енисейские кыргызы начали участвовать в международном культурном и торговом обмене по Великому Шелковому пути с другими кочевыми народами, Китаем, Тибетом, мусульманским миром. Все это благоприятствовало усилению веса государства енисейских кыргызов на тогдашней международной арене, что нашло отражение в смене титулов кыргызских правителей.

Так, в 647 г. правителей кыргызов называли эльтебер (т.е. старейшина племени). Во второй половине 7 века кыргызские правители стали носить титул бек (т.е. князь). А в 690 году знаменитый правитель енисейских кыргызов Барс-бек впервые именует себя каганом (т.е. царём), что было знаменательным событием. В этой связи интересно отметить, что барс особо почитался у скифов минусинской долины, существовала даже охота при помощи охотничьих барсов, которая сохранилась вплоть до средневековья в средней Азии.

Барс-бек, каган кргизов, 690 г.
Барс-бек, каган кргизов, 690 г.

В 679-682 годах восточные тюрки поднимают восстание против Танского Китая и возрождают свое государство, которое вошло в историю как Второй Восточно-Тюркский каганат.

Второй тюркский каганат
Второй тюркский каганат

Тюркские каганы стремились вернуть свое былое величие и восстановить свое государство в границах Первого, или Великого Тюркского каганата, т.е. вернуть под свой контроль всю Великую Степь от Желтого до Черного моря. Для достижения этой цели тюрки вели непрерывные войны со всеми своими соседями. На востоке степи им удалось покорить племена уйгуров, киданей, шивэй. На западе тюрки пытались подчинить себе карлуков, тюргешей и енисейских кыргызов. Как известно, в те времена принятие титула кагана означало заявку на верховную власть в Степи.

И с момента возникновения Великого Тюркского каганата в течение почти двухсот лет титул кагана могли носить только представители тюркской династии Ашина. Поэтому, когда кыргызский правитель Барс-бек провозгласил себя каганом, он фактически бросил вызов восточным тюркам. В ответ на это тюркский каган Эльтерес отправил свои войска в карательный поход против енисейских кыргызов.

Кыргызский тяжеловооруженный воин эпохи Великодержавия. Его защитное вооружение состоит из крупнопластинчатого клепаного шлема (а) с бармицей (б), изготовленной из металлических пластин и снабженной мягкой подкладкой; короткополого панциря (в), сплетенного шнурами из железных пластин; накладных деревянных щитков (г) на плечах и груди; также деревянных поножей (д) и наручей (е); щита (ж), собранного из обтянутых кожей дощечек. Кыргызский тяжеловооружённый воин эпохи ВеликодержавияПри атаке в конном строю или стрельбе из лука щит забрасывался за спину, где удерживался с помощью специального ремня (з). На воине — два пояса. К «стрелковому» поясу крепится берестяной колчан (и) открытого типа, украшенный накладными костяными пластинками (к). В руках у воина две сабли — с брусковидным (л) и ромбовидным (м) перекрестиями. Дополняет вооружение ближнего боя узколезвийный топор (н) со шпеньком на обухе. Реконструкция по материалам Ю. С. Худякова.
Кыргызский тяжеловооруженный воин эпохи Великодержавия. Его защитное вооружение состоит из крупнопластинчатого клепаного шлема (а) с бармицей (б), изготовленной из металлических пластин и снабженной мягкой подкладкой; короткополого панциря (в), сплетенного шнурами из железных пластин; накладных деревянных щитков (г) на плечах и груди; также деревянных поножей (д) и наручей (е); щита (ж), собранного из обтянутых кожей дощечек. Кыргызский тяжеловооружённый воин эпохи ВеликодержавияПри атаке в конном строю или стрельбе из лука щит забрасывался за спину, где удерживался с помощью специального ремня (з). На воине — два пояса. К «стрелковому» поясу крепится берестяной колчан (и) открытого типа, украшенный накладными костяными пластинками (к). В руках у воина две сабли — с брусковидным (л) и ромбовидным (м) перекрестиями. Дополняет вооружение ближнего боя узколезвийный топор (н) со шпеньком на обухе. Реконструкция по материалам Ю. С. Худякова.

Однако, кыргызы смогли отразить это нападение. В 693 г. восточные тюрки и енисейские кыргызы заключили мир, скрепленный династическим браком кагана Барс-бека и тюркской царевны, дочери Эльтерес-кагана. Восточные тюрки официально признали право Барс-бека на каганский титул, а енисейских кыргызов равным себе народом.

Установив мир и династическое родство с енисейскими кыргызами, восточные тюрки обеспечили себе тыл, благодаря чему они смогли продолжить свои завоевания в Степи. Однако, мир между восточными тюрками и енисейскими кыргызами продлился недолго. Причиной тому было столкновение экономических и политических интересов тюрков и кыргызов. Енисейские кыргызы были заинтересованы в торговле с богатыми южными государствами, такими как Китай и торговые города-оазисы Восточного Туркестана (Синьцзяна). Все торговые пути из страны енисейских кыргызов на юг проходили через земли Тюркского каганата.

-13

Восточные тюрки вели частые войны с Китаем и совершали набеги на оазисы Восточного Туркестана, что приводило к нарушению торговых связей енисейских кыргызов со своими южными соседями. Это обстоятельство, а также растущие политические амбиции кагана Барс-бека подтолкнули енисейских кыргызов к новой схватке с восточными тюрками. Для войны с тюрками кыргызы заключили союз с Танским Китаем и Тюргешским каганатом.

Однако, на этот раз военная удача оказалась на стороне тюрков. Тюрки решили не дожидаться объединения своих врагов и ударить первыми. В 709 году восточные тюрки вторглись в земли Тувы и подчинили проживавшие там племена чиков и азов, которые были союзниками кыргызов. В начале 711 года тюрки разбили главные силы енисейских кыргызов в битве возле леса Сунга. После этого поражения енисейские кыргызы утратили политическую самостоятельность и стали вассалами Второго Восточно-Тюркского каганата. После кыргызов восточные тюрки затем так же поодиночке разгромили тюргешей и китайцев.

К 720 году восточным тюркам удалось восстановить свою власть над восточной частью Великой Степи. Однако, непрерывные войны истощили силы восточных тюрков. Второй Восточно-Тюркский каганат был крайне непрочной державой. Покоренные тюрками народы стремились освободиться от гнета тюрков и при всяком удобном случае поднимали восстания против своих поработителей.

-14

В начале 740-х годов во Втором Тюркском каганате разгорается междоусобная борьба за власть между членами правящей династии Ашина, что приводит к ослаблению каганата. Воспользовавшись этим, в 744 году покоренные тюрками племена уйгуров, карлуков и басмылов подняли против них восстание.

Уйгуры

Восставшие получили поддержку со стороны давнего соперника тюрков – Танского Китая. В результате в 745 году Восточно-Тюркский каганат прекратил существование, а сам тюркский народ был рассеян. Сразу вслед за этим между бывшими союзниками – уйгурами, карлуками, басмылами – развернулась ожесточенная борьба за то, кому теперь достанется верховная власть в Степи. В этой борьбе победителями вышли уйгурские племена во главе с Элетмиш Бильге каганом.

Элетмиш-Бильге каган (Баян-чур, Моюн-чур) - каган уйгурского каганата с 747 года по 759 год.
Элетмиш-Бильге каган (Баян-чур, Моюн-чур) - каган уйгурского каганата с 747 года по 759 год.

В 746–747 гг. уйгуры разгромили своих бывших партнеров по антитюркской борьбе карлуков и басмалов. Уйгурские правители начали проводить активную захватническую политику. В 751 году они завоевали племена чиков и азов, населявшие территорию современной Тувы, а в 758 году покорили енисейских кыргызов. Одновременно с этим уйгуры пресекали любые попытки восточных тюрок возвратить себе утраченное в Степи лидерство.

Уйгурский каганат
Уйгурский каганат

Так, в 755-763 годы уйгурские войска оказали активную помощь правившей в Китае династии Тан в подавлении мятежа китайского генерала Ань Лушаня, войска которого в большинстве состояли из тюрков. По итогам этой гражданской войны Танский Китай был существенно ослаблен и попал в зависимость от своих уйгурских союзников.

В результате этих завоеваний уйгуры сумели распространить свою власть на всю восточную часть Великой Степи и основать новую державу – Уйгурский каганат. Покоренные кочевые народы и Китай были вынуждены выплачивать уйгурам тяжелую дань. Однако, захватив верховную власть в Степи, уйгурские правители столкнулись с проблемой ее освящения и легитимности, т.е. общественного признания. И тому было две причины.

Во-первых, это религиозные представления, бытовавшие в тогдашнем кочевом мире. Кочевники верили, что верховная власть каганов в Степи являлась земным воплощением власти главного божества – бога неба Тенгри. Считалось, что бог Неба Тенгри передавал достойному народу и его правителям мандат на господство над всем пространством, населенным кочевыми народами. Поэтому всякая политическая власть считалась легитимной только в случае ее духовного освящения со стороны шаманов-служителей культа Тенгри, которые были посредниками между Небом и людьми.

Духовное освящение позволяло каганам на законной основе управлять подвластными им народами. Во время восстания против Восточно-Тюркского каганата уйгуры захватили духовно-политический центр тюрков Отюкен и уничтожили находившиеся там святилища, усыпальницы, памятники, а также носителей духовных знаний шаманов. Так, была утрачена вековая традиция освящения власти каганов.

Музыкальная группа
Музыкальная группа

Это привело к тому, что, когда уйгурские правители объявили создание каганата, их власть не получила должного духовного освящения в соответствии с общепринятыми религиозными канонами кочевников.

Во-вторых, согласно тогдашним международным обычаям, верховная власть в населенной тюркоязычными народами Степи могла принадлежать только членам правящего тюркского рода Ашина. К примеру, точно такая же ситуация имела место в эпоху господства Монгольской империи и ее улусов, когда считалось, что верховная власть в Степи может принадлежать только потомкам Чингисхана – Чингизидам.

-18

После падения Второго Тюркского каганата в Степи сложилась неоднозначная ситуация. На верховную власть в Степи заявили свои права сразу несколько народов. Так, басмалы предлагали сделать каганом своего правителя, который происходил из тюркской династии Ашина и потому больше всех имел права на верховную власть.

На втором месте по очередности прав на верховную власть стояли правящие роды карлуков и енисейских кыргызов, которые по женской линии были родственниками тюркского рода Ашина.

Правящий род уйгуров Яглахар также имел родственные связи с тюркскими каганами, но с точки зрения династических прав на верховную власть они находились ниже остальных претендентов.

Киргизский лучник
Киргизский лучник

В этой, так сказать, кочевой версии «Игры Престолов», уйгурам удалось победить всех своих конкурентов и захватить верховную власть в Степи. В итоге сложилась ситуация, когда в руках уйгуров была реальная политическая власть над кочевыми народами, но она не была прочной с идеологической точки зрения. Данное обстоятельство и предопределит дальнейший ход истории Уйгурского каганата и всего Турана.

Манихейство в уйгурском каганате

Во второй половине 8 века произошло важное событие, которое сыграло огромную роль в истории кочевого мира и возникновении Кыргызского Великодержавия – в уйгурском государстве стала активно распространяться новая религия – манихейство.

Манихейство возникло в первой половине 3 века нашей эры на территории Ирана. Ее основателем был человек по имени Мани, который называл себя пророком, принесшим новую религию – «религию света». Последователи манихейства пытались сделать свое вероучение государственной религией Ирана. Пик расцвета манихейского вероучения в Иране пришелся на период царствования персидского царя Шапура в 3 веке. Однако впоследствии верх взяли зороастрийцы, что повлекло за собой репрессии против манихеев и их изгнание за пределы Ирана.

Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» Демотта. 1315 г. Тегеран, музей Ризы Аббаси
Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» Демотта. 1315 г. Тегеран, музей Ризы Аббаси

Изгнанные манихейские общины нашли убежище в землях Согдианы и Китая, и в течение многих лет они лелеяли мечту о своем возрождении в качестве государственной религии.

В 755-763 годах в Танском Китае происходит восстание генерала Ань Лушаня против китайского правительства. Восставшим удалось нанести поражение правительственным силам и даже захватить столицу Китая. В борьбе с повстанцами китайский император обратился за помощью к Уйгурскому каганату.

Уйгурский каган Бёгю откликнулся на просьбу и отправил свои войска на помощь китайцам. В 762 году в решающей битве уйгуры разгромили армию повстанцев и освободили тогдашнюю столицу Китая город Лоян. Здесь уйгурский каган Бёгю встретил проповедников манихейской религии. Под их влиянием каган отрекся от своей традиционной веры кочевников (тенгрианства) и обратился в манихейство.

Обращение Бегу Кагана (759-780 гг. н.э.) в манихейство в 762 г. н.э. Манихейская рукопись 8 века
Обращение Бегу Кагана (759-780 гг. н.э.) в манихейство в 762 г. н.э. Манихейская рукопись 8 века

Манихейские священники провозгласили кагана божественным посланником самого основателя манихейства Мани, призванного нести свет праведной религии в «темные и дикие массы» кочевых народов Турана. Так в 763 году Бёгю-каган провозгласил манихейство государственной религией Уйгурского каганата. Под его покровительством манихейские проповедники начали активную работу по обращению в манихейство уйгуров, прежде всего представителей знати.

В чем же была особенность манихейства как новой религии? Согласно манихейскому вероучению добро и зло признавались равноценными началами. При этом добром признавался дух, а злом – материя. Соответственно, борьба со злом предусматривала отрицание всего материального, жестокое отношение ко всему живому, включая человека. Этим манихейство глубоко противоречило традиционным верованиям кочевников (тенгрианству и шаманизму), которые проповедовали культ природы, ценность жизни, бережное и снисходительное отношение ко всему живому.

Таким образом, установление манихейства имело далеко идущие последствия для самих уйгуров и всего кочевого мира Великой Степи. Во-первых, было нарушено строго соблюдавшееся в Степи негласное правило, согласно которому властителем над народами Степи мог быть только последователь традиционных номадических верований (тенгрианства), поскольку мандат на верховную власть в Степи давало верховное божество Неба – Тенгри.

-22

Поэтому, когда Бёгю-каган отрекся от своей прежней веры и перешел в манихейство, то в религиозно-магическом сознании тогдашнего кочевого общества это означало не просто его разрыв с Небом-Тенгри, но также и то, что Небо полностью лишает кагана своего божественного покровительства и лишает его мандата господствовать над народами Степи.

Во-вторых, уйгурские каганы своим покровительством манихейству нарушили веками соблюдавшийся у кочевых народов принцип религиозной терпимости.

Манихейское же учение предполагало нетерпимое и непримиримое отношение к другим верованиям. Манихейские проповедники провозгласили традиционные верования кочевников ложными, назвав демонами всех прежние божества, которым поклонялись кочевники. Вдобавок манихеи разрушили и предали поруганию все существовавшие на территории Уйгурского каганата сакральные места и памятники.

В-третьих, манихейская идеология стала определять политику Уйгурского каганата в отношении подвластных народов и соседних государств. Принятие и распространение манихейства в Уйгурском каганате привело к глубокому кризису в Уйгурском каганате. Произошел раскол внутри уйгурского народа и внутри уйгурской элиты на тех, кто поддерживал манихейство, и тех, кто остался верен своим традиционным кочевым устоям.

-23

В 779 году в Уйгурском каганате произошел переворот, направленный против засилья манихейства, в результате которого был свергнут каган Бёгю и его сторонники. К власти пришел Тон Бага-тархан (779–789 гг.), который изгнал из страны манихейских священников и стал возрождать исконные кочевые порядки. Правивший после него Кутлуг Бильге каган (790–795 гг.) также придерживался антиманихейской религиозной политики.

Однако приверженцы манихейского вероучения в Уйгурском каганате не собирались так просто сдаваться, ибо слишком велики были ставки в этой борьбе.

В 795 году в Уйгурском каганате произошел новый переворот, организованный при активной поддержке манихейской общины. Законная уйгурская династия Яглахар была свергнута, и власть перешла в руки представителям уйгурского племени Эдиз.

-24

По сути, с 795 года Уйгурский каганат перестал быть классической кочевой империей и превратился в теократическое манихейское государство. Впервые в истории манихейской религиозной общине удалось обрести свое государство. Теперь, используя всю военную мощь Уйгурского каганата, манихеи стали распространять свое вероучение на новые земли и народы.

В Китае, Саяно-Алтае и других землях началось строительство манихейских храмов, а также развернулась пропаганда манихейства среди местного населения. Манихеи активно защищали интересы своих единоверцев за пределами Уйгурского каганата, в том числе при помощи вооруженной силы. В перспективе манихейство грозило полностью разрушить и вытеснить сложившийся за многие столетия в Великой Степи уникальный кочевой уклад, кочевой образ жизни и кочевую культуру. Поэтому неудивительно, что манихеизация Уйгурского каганата вызвала восстания подвластных уйгурам народов.

-25

Енисейские кыргызы также несколько раз поднимали восстания против уйгурского владычества, но всякий раз их усилия разбивались о военное, организационное и экономическое превосходство уйгуров. В 795 г., воспользовавшись династическим кризисом в уйгурской державе, кыргызы восстали в очередной раз. И, хотя это восстание в итоге уйгурам также удалось подавить, борьба кочевых народов против манихейского Уйгурского каганата на этом не закончилась.

Если ранее войны между уйгурами и енисейскими кыргызами, карлуками и другими этносами велись за власть и ресурсы, то после 795 года борьба кочевых народов Турана против Уйгурского каганата приобрела глубокий религиозно-идеологический смысл и стала борьбой за сохранение своих традиционных верований, культуры, кочевого образа жизни.

-26

Появление киргизского великодержавия

Избавление от поползновений манихейской заразы стало вопросом дальнейшего существования кочевых этносов, живших на востоке Великой Степи. Требовалась такая сила, которая смогла бы возглавить и на равных вести борьбу кочевников против манихейского Уйгурского каганата. И, так как к тому времени карлуки уже перешли в христианство несторианского толка, то единственными законными претендентами на верховную власть в восточной части Степи оказались енисейские кыргызы.

Это подкреплялось тем фактом, что правители енисейских кыргызов имели тесные родственные связи с легендарной тюркской династией Ашина. Это родство позволило правителям енисейских кыргызов обращаться к широким народным массам Степи в качестве единственных законных наследников тюркских каганов.

-27

Как отмечают историки, в период с 795 по 820 год в государстве енисейских кыргызов произошли качественные изменения в политической, хозяйственной и военной организации. Благодаря этому енисейским кыргызам удалось создать новое войско, хорошо вооруженное и обученное. Это позволило енисейским кыргызам на равных бороться с могущественным Уйгурским каганатом, контролировавшим торговлю по Великому Шелковому пути.

Идея борьбы против чуждой манихейской идеологии позволила енисейским кыргызам сплотить вокруг себя многие другие кочевые племена и тем самым обеспечить свою победу.

В 820 году кыргызский правитель объявляет себя каганом и отправляет уйгурскому владыке послание, в котором говорит: «Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую орду твою, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя. Если можешь состязаться со мною, то немедленно приходи, если не можешь, то скорее уходи». Война между енисейскими кыргызами и уйгурами длилась долгие двадцать лет, и перевес в ней все больше склонялся в сторону енисейских кыргызов и их союзников.

-28

839 год на территории Уйгурского каганата выдался неурожайным, а зима начала 840 года – крайне суровой и многоснежной. Обильные снегопады привели к массовому падежу скота, а затем сильному голоду и эпидемии среди уйгурского народа. Уйгурский полководец Гюйлу Мохэ, отвечавший за оборону северных границ Уйгурского каганата, вступил в переговоры с кыргызским каганом, и получив гарантии себе и подчиненным ему уйгурским племенам, он открыл енисейским кыргызам проходы в Саянских горах и присоединился к ним со своими войсками. Зимой 840 года соединенные силы енисейских кыргызов и Гюйлу Мохэ разбили войска последнего уйгурского кагана Кут-тегина и взяли столицу Уйгурского каганата город Карабалгасун (или Ордубалык).

Победители уничтожили манихейские церкви и молельни, сожгли рукописи с манихейскими текстами и изгнали манихейских проповедников. Енисейские кыргызы создали на месте бывшего Уйгурского каганата свое государство, которое вошло в историю как Кыргызское Великодержавие, или Великий Кыргызский каганат. Как отмечают китайские летописи, в результате завоевания обширных территорий уйгурского государства, Кыргызский каганат сравнялся мощи со Вторым Восточно-Тюркским каганатом и стало ведущим кочевым государством Евразии.

-29

Некоторые историки гадают, почему после победы над Уйгурским каганатом енисейские кыргызы не продолжили свои завоевания дальше, подобно тому как делали древние тюрки или монголы в эпоху Чингисхана. Ответ на данный вопрос довольно прост.

Как известно, завоевания в истории всегда велись ради конкретной цели. Война енисейских кыргызов с Уйгурскими каганатом стала результатом столкновения двух разных мировоззренческих укладов – традиционного кочевого уклада народов Турана и манихейства. Целью войны было изгнание манихейства из Степи, а так как эта цель была достигнута, то причин для дальнейших завоеваний у енисейских кыргызов уже не было.

-30

Разумеется, по территории и мощи Великий Кыргызский каганат не был кочевой сверхдержавой такой, как Великий Тюркский каганат или Монгольская империя Чингисхана. Однако, в момент своего возникновения в середине 9 века Великий Кыргызский каганат был одним из самых крупных и влиятельных государств. Особенно, если учесть, что во второй половине 9 века произошло ослабление и распад других крупных держав – Франкской империи, Багдадского халифата, Танского Китая. Возникновение новой кочевой державы во главе с енисейскими кыргызами принесло долгожданный мир в Степь и стабилизировало отношения между кочевыми и оседлыми народами, для малых этносов исчезла угроза истребления.

Реконструкция енисейского киргиза.
Реконструкция енисейского киргиза.

Закат Киргизского каганата

Прекращение постоянных войн создало предпосылки для хозяйственного и культурного развития кочевых народов каганата. Возобновилась международная торговля по Шелковому пути. Но, как говорили древние римляне, «ничто не вечно под солнцем».

В начале 10 столетия енисейские кыргызы по разным причинам постепенно растеряли свое былое могущество. И здесь есть несколько версий о причинах падения этого могущества.

Причина номер 1. Часть историков (например, советские и кыргызские историки Владимир Мокрынин и Владимир Плоских) полагает, что завоевание обширных территорий сильно истощило силы енисейских кыргызов. В 907 г. на востоке образовался союз монголоязычных племен киданей, которые начали завоевание Степи и северного Китая. Часть историков считает, что в 924 г. кыргызы потерпели военное поражение от киданей и уступили им лидерство в степи.

1200 год, государства Киданей
1200 год, государства Киданей

Таким же образом в свое время приходили в упадок каганаты жужаней, тюрок и уйгуров. Борьба с киданями и падение Великого Кыргызского каганата отразились в эпосе «Манас» как поражение хана кыргызов Ногоя от рук кара-кытайского Эсен-хана.

Кидани Ляо
Кидани Ляо

Причина номер 2. Создание Великодержавия повлекло небывалое усиление каганской власти. Это могло вызвать недовольство родовой знати и внутренние междоусобицы, которые ослабили Кыргызский каганат и привели к его распаду на ряд более мелких владений.

Причина номер 3. Ряд исследователей, к примеру Лев Гумилев, считали, что в конце 9 – начале 10 вв. в Великой Евразийской Степи наступил очередной цикл засухи, который сделал невозможным дальнейшее пребывание енисейских кыргызов (и других кочевых народов) в степных просторах и заставил их перекочевать обратно в Саяно-Алтай. Скорее всего, падение Великого Кыргызского каганата, как и его возникновение, было сложным и длительным процессом и имело не одну причину, а сразу несколько.

Заключение

И в заключение хотелось бы поговорить о том влиянии, которое Кыргызский каганат оказал на ход Мировой истории.

Во-первых, Кыргызское Великодержавие явилось ответной реакцией кочевого мира Великой Степи на угрозу его поглощения чуждой манихейской идеологией. И именно благодаря победе над манихейством, кочевые народы смогли сохранить свою уникальную культуру, свои верования и кочевой образ жизни. По сути был сохранен номадизм, как особая форма человеческой цивилизации.

-34

Во-вторых, При енисейских кыргызах прекратились ожесточенные войны между степными племенами и был установлен длительный мир, что способствовало дальнейшему развитию кочевой культуры.

На долю енисейских кыргызов выпало завершить то многовековое соперничество между тюркоязычными и монголоязычными номадами, которое началось при хуннском шаньюем Модэ еще в 3 веке до н.э. Более тысячи лет в Степи доминировали тюркоязычные племена, а после падения Кыргызского Великодержавия в 924 г. гегемония перешла в руки монголоязычных народов.

И в-третьих, для самих енисейских кыргызов период Великодержавия стал пиком развития их государственности. Борьба с манихейским Уйгурским каганатом сплотила разношерстные и разъединенные племена енисейских кыргызов в единый монолитный народ. После образования Великого Кыргызского каганата в ряды енисейских кыргызов влилось много других кочевых племен самого разного этнического и культурного корня.

-35

Этноним «кыргыз» превратился в политоним. В период Великодержавия культура енисейских кыргызов распространилась далеко за пределы Саяно-Алтая на обширные территории Азии, выросло число ее носителей. В годы Великодержавия начал складываться новый пласт нашей культуры кыргызов.

Так, к примеру, героический эпос «Манас» зародился в период распада каганата и вобрал в себя множество фольклорных произведений того времени. Собственно говоря, в эпосе под правлением кыргызского хана Ногоя отображено не что иное, как поздний этап Великого Кыргызского каганата.

-36

Исходя из всего вышесказанного, Кыргызское Великодержавие является одной из популярных тем для всех, кто интересуется как историей номадов в целом, так и историей кыргызского народа в отдельности.

Читайте также: