Найти в Дзене
Шемякин дизайн

Цвет за пределами формы: Кандинский, Скрябин и русский авангард. Теория цвета | Часть 3

Оглавление

Итак, в нашей прошлой статье теория цвета совершила скачок от открытий в чисто математической области расчета оптики – в область человеческого восприятия цвета. С одной стороны, мы вспомнили чистый эксперимент Ньютона, который обнаружил спектр из 7 цветов в чистом луче света; а с другой стороны, нарисовали первые круги основных и дополнительных цветов, узнав благодаря Гёте, как они сочетаются в живописи под человеческим взглядом. Оказалось, что открытие Ньютона осталось бесполезным для художников, хотя значительно продвинуло вперед изучение оптики. Гёте, наоборот, был поднят на смех физиками, но горячо любим живописцами. Однако на рубеже XX века обе теории нашли для себя новое неожиданное прочтение и трансформировались до неузнаваемости.

Михаил Шемякин. Метафизический портрет. 1981
Михаил Шемякин. Метафизический портрет. 1981

Эпоха переломов: искусство на грани времени и разума

Рубеж конца XIX - начала XX века стал временем глобальных переломов во всех сферах жизни человека — от материальной культуры до духовной и философской сферы. Причём такому резкому слому старых принципов, ценностей и привычек, когда мир за несколько лет делится на «старый» и «новый», нет больше аналогов в истории. Поэтому многие изменения и начинания мы не в силах осмыслить до сих пор – в том числе резкие повороты в искусстве, которые даже спустя 100 лет у многих людей не укладываются в голове. И я, даже если бы захотела, не смогу этого объяснить ни в абзаце, ни даже в целой статье. Всё, что будет ниже написано о зарождении и развитии современного искусства, будет относиться напрямую – к нескольким художникам, частично – почти ко всем, но в качестве единственной мысли и мотивации творить – ни к одному из них. Однако замечу, что знакомство с книгой, о которой дальше пойдёт речь, ещё в 1960-е стало важным этапом для поиска самостоятельных художественных принципов, которых Шемякин придерживается до сих пор.

От Гёте до Кандинского: революция в искусстве через призму духовности

В 1910 году – ровно спустя 100 лет после Гёте – выходит книга «О духовном в искусстве» Василия Кандинского, основоположника абстрактной живописи. В ней он приходит к мысли, что искусство не имеет смысла, если будет изображать лишь внешнее (ведь тогда уже появилась фотография); оно должно отображать эмоции и чувства, ловить тот самый миг соприкосновения человека с миром божественного, духовного и метафизического (да, все три слова – синонимы; но каждому будет откликаться именно свой). Причём через телесную форму нельзя изобразить то, что не имеет телесной формы само по себе, а значит, нужно отказаться от главенства формы, сделав её функциональной по отношению к цвету – то есть пусть она разграничивает, играет, обозначает цвет, но никак не задаёт его. Ведь именно чистый цвет является проводником к порывам человеческой души. Кандинский также учтиво замечает, что отказ от формы будет постепенным, и представить даже теоретически пути развития нового искусства он не берётся. Учтиво не получилось: Малевич, выражаясь языком Маяковского, сбросил с парохода современности все достижения искусства, ну а теоретический путь орошают своими слезами искусствоведы, пытаясь объяснить, почему художники больше не пишут мишек в сосновом бору.

Василий Кандинский в своем кабинете
Василий Кандинский в своем кабинете

Музыка цвета: Кандинский и гармония абстракции

Впрочем, позволю себе наблюдение: даже те, кто глубоко презирает «Чёрный квадрат» по эстетическим или идеологическим причинам, не найдут столь же резких слов против Кандинского. В своем искреннем стремлении дотянуться до человеческой души он пишет настолько гармоничные и стройные абстрактные композиции, что на них приятно смотреть даже тому, кто не знает ни словечка из его теорий. Возможно, потому что в композициях Кандинского есть музыка, и если смотреть на его картины, параллельно с голосом разума прислушиваясь к собственным ощущениям – эта музыка заиграет у вас внутри.

Арнольд Шенберг. Автопортрет в голубом цвете. 1910
Арнольд Шенберг. Автопортрет в голубом цвете. 1910

Синестезия художника: Кандинский и музыка цвета

И это даже почти не метафора. Потому что Кандинский был сторонником идеи синтеза искусств, где живопись должна была «звучать». Он даже задумывал сценическое представление под названием «Жёлтый звук». Восприятие Кандинского обладало свойствами синестезии – образованием нейронных связей между двумя разными сенсорными системами. Проще говоря – он видел цвета как музыку, а музыку представлял себе как палитру оттенков. Это явление не аномально, не вредно, а для творческих людей и вовсе полезно. Именно поэтому 7 цветов спектра Ньютона больше пришлись по вкусу музыкантам, которые тут же соотнесли их с нотной грамотой. Гёте тоже писал о взаимосвязи звука и цвета, пусть и посмеивался над теми, кто пытался изобрести на этот счёт законы и системы. «Цветным слухом» обладал Римский-Корсаков, а также Арнольд Шенберг — один из основоположников авангардной музыки, друг по переписке Кандинского и один из любимых композиторов Михаила Шемякина.

Исполнение «Прометея» Скрябина с использованием партитуры света.
Исполнение «Прометея» Скрябина с использованием партитуры света.

Аудиовизуальный синтез: Скрябин и визионерство в музыке

Но если со стороны живописи в XX веке за связь с музыкой отвечал Кандинский, то со стороны музыки - конечно же, Александр Скрябин. Замыслы композитора в области «светомузыки» необычны даже сейчас – он хотел воссоздать ауру музыкального произведения в световых эффектах, которые должны были появляться во время его исполнения. Причем не просто «погрузить в атмосферу», а сделать цветной свет еще одним инструментом своих симфоний. Вспомните, как поражают вас вспышки света во время разных музыкальных шоу; а теперь представьте, что у этого всего есть смысл и объяснение, что это происходит непрерывно и согласовано самим сочинителем. Самую свою знаменитую музыкальную поэму «Прометей» Скрябин буквально назвал «цветной симфонией». Она, как и работы Кандинского, абстрактна и не имеет сюжетного повествования.

Симфония цвета: за пределами видимого и материального

Именно произведениями такой авангардной, атональной, сложной, полной диссонансов и в то же время удивительно ясной для бессознательного восприятия музыки предполагается дополнять погружение в серию «Гербарий» Михаила Шемякина. Она тоже выстроена на стыке теорий и глубокого духовного впечатления, где переплетаются мировые гармонии и выстраиваются в переливах цвета, как выражения чего-то за пределами видимого и материального. Благодаря чистому восприятию цвета и умению вслушиваться и всматриваться в самые отдаленные уголки души – и рождается «Симфония цвета», состоящая из многих цветов - о которых мы поговорим в следующий раз. Подписывайтесь на наш дзен-блог Шемякин дизайн, чтобы не пропустить обновления.

Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»