Найти тему
Шемякин дизайн

Эмоции или системы конструируют палитру художника? Теория цвета | Часть 4

Оглавление

В 1928 году Иоганнес Иттен, преподаватель школы Баухаус, предложил студентам-дизайнерам обсудить знаменитые цветовые круги Гёте, по которым почти столетие художники учили теорию цвета. Те признались: многие из сочетаний, приведённых там, неприятны и неприменимы в работе. Тогда Иттен провёл эксперимент: он предложил студентам создать собственные цветовые круги. Далее, анализируя получившиеся работы, Иттен доказал, что гармонические сочетания цветов создавались на основе субъективного взгляда — круги и гармонии так хорошо передавали характер и внутренний мир каждого ученика, что учитель смог определить, где чья работа.

Бунт это или очередное опровержение устаревшей работы? Ни то и не другое. Но это доказывает, что даже самые профессиональные, обладающие натренированным взглядом творцы не могут избежать эмоциональной природы цвета.

Субъективное восприятие цвета

Наши личные рассуждения о цвете одновременно помогают нам, и сдерживают нас. Причём зачастую мы сами не осознаем культурных и социальных рамок, которые мы накладываем на цвет, а он — на нас. Например, сейчас женским цветом принято называть розовый — и эта ассоциация характера для большинства культур, кажется естественной и архетипичной. Однако всего лишь 100 лет назад женским цветом считался жёлтый; жёлтый элемент в мужской одежде даже был поводом для скандала. А вот розовым цветом могли оформлять гостиные в мужских клубах.

Субъективное восприятие характерно как для художника, так и для зрителя. Известны имена великих мастеров, которые тяготели к определенным цветам: так, Ван Гог ассоциируется с жёлтым цветом, а Делакруа известен своей любовью к пламенному красному. Некоторые периоды Пикассо называются по цветам: голубой, розовый, хотя его многочисленные работы обладают богатейшей палитрой. Иногда именно пренебрежение художника к цветовым «законам» и следование собственной интуиции и рождают самые запоминающиеся и яркие произведения.

Пабло Пикассо. Синяя комната. 1901
Пабло Пикассо. Синяя комната. 1901

Психология цвета

В прошлом рассказе мы остановились на Кандинском и его фундаментальном труде «О духовном в искусстве», где говорилось, что именно цвет придаёт формам и образам определенные эмоции, а также вспомнили композиторов, которые «видели» музыку пятнами цвета. Кандинский, описывая использование цветов, углубляется в изучение впечатления от каждого цвета, приводит примеры из истории культуры, вспоминает цитаты великих живописцев. Его рассуждения универсальны и художественны — он во многом опирается на свойства красок и зрительные впечатления. Но они хорошо суммируют то, что сейчас называется «психологией цвета». Это направление активно теоретизируют в XX веке, в том числе такие ученые, как В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев и многие другие. Параллельно развивается цветотерапия как часть нетрадиционной медицины, причём её корни уходят в культуру древней Индии и Китая.

Михаил Шемякин рассказывал, что идея «Симфонии цвета» родилась из многолетнего изучения психологии цвета и методов цветотерапии. Желание изучать воздействие цвета на человека у него возникло ещё в 1960-е года в Ленинграде, но действительно погрузиться в теорию он смог только в эмиграции, знакомясь с художниками и учёными со всего мира. Это приводит к тому, что Шемякин тоже создает свои собственные цветовые системы. Причем не в формате круга или шара, как делали Гёте, Рунге и другие художники. Он создает и патентует механизм, в котором пластины цвета можно подбирать и сравнивать друг с другом. Таким образом, цветовые системы вырываются из плоскости изображения и становятся объёмными, а их сочетания возникают в движении пластин относительно друг друга. Этот прибор должен помогать как начинающим, так и опытным художникам и дизайнерам в подборе палитры.

Художники и цвет: три группы

Так что же в итоге предпочтительней для художника: изучать теорию цвета или доверять только собственному сердцу и глазу?

Вышеупомянутый Иоганнес Иттен в своей книге «Искусство цвета» делит художников на три группы. Первая группа копирует своих учителей или пользуется только общепринятыми системами и кругами сочетаний. Вторая группа следует только своему видению и часто оказывается «заперта» в пределах одной удачно найденной палитры своих работ. Третья группа – самая немногочисленная – использует открытия в области цветовидения для создания собственной разнообразной палитры. Их субъективный круг цветовых сочетаний не ограничивается несколькими «любимыми» оттенками, они могут встроить в свою систему практически каждый имеющийся в природе цвет.

Постижение всей палитры цветов или строгие предпочтения не являются для нас, искусствоведов, обязательным критерием в определении хорошего или плохого художника. Однако про некоторых из них мы действительно можем сказать: «он был хороший колорист», подразумевая, что его цветовидение было более тонким, чем у других мастеров. Это определенно будет плюсом в его историческом резюме. И хотя у Михаила Шемякина количество таких плюсов огромно, чувство цвета среди них занимает не последнее место. Он, безусловно, относится к третьей группе – то есть к художникам, которых можно считать визионерами в области цвета. И серия «Гербариум» - далеко не единственное тому подтверждение, но, пожалуй, самое наглядное.

Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»