Найти в Дзене
Наши Новые Дети

Воспитание ребенка с точки зрения гуманистической психологии. ЧАСТЬ 2

Гуманистическая педагогика (неопедоцентризм)

Трудно подобрать один термин, название педагогической концепции, которая объединяет усилия многих педагогов и, в сущности, не представляет цельной теории, но является едва ли не самой привлекательной для специалистов на протяжении века. Главное, что характеризует этот подход к воспитанию, - это акцент на деятельности ребенка и создании условий для его развития.

В первой половине 20 века эта концепция, обоснованная Дж.Дьюи (1859-1952), получила название педоцентризма, а также прагматизма в педагогике. Она представлена также в "свободном воспитании" периода педагогических поисков начала 20 века, в педагогике М.Монтессори и Вальдорфской школе Р.Штайнера. Во второй половине 20 века концепция получила развитие в работах А.Маслоу, К.Роджерса и др. Они создали направление в психологии - гуманистическая психология, принципы которой были распространены на образование. В педагогических работах это получило название гуманистическая педагогика, неопедоцентризм.

Дж. Дьюи в создании своей теории воспитания основывался на философии прагматизма, главное понятие которой - опыт, дело. Это значит, что человек в своей деятельности опирается на собственный опыт. Объективное научное знание, нравственные нормы не имеют всеобщего значения законов и правил. Они только инструменты для анализа человеком ситуации и принятия решений, ведущих к успеху. Личный успех - вот критерий науки, роли знаний и нравственности. Истинно и нравственно то, что ведет к успеху. Понятия: опыт, природные "инстинкты" и интересы ребенка, развитие способностей в деятельности, обучение через деятельность - это главные категории педагогики Дж.Дьюи. Он критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные, словесные методы обучения, рассчитанные на память и воспроизведение, невнимание к личности ученика. Д.Дьюи положил начало педоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок - центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Это было действительно новым шагом в педагогике, суть которой в том, что взрослые помогают детям в их спонтанной деятельности получать знания и развиваться.

В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция требовала повысить уровень знаний, интеллектуального и нравственного развития. Представители гуманистической психологии шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, технологии обучения за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью.

"Полноценно функционирующий человек", по К.Роджерсу, осознает свои чувства, потребности, открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе, обладает ответственностью. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию. Здесь и далее нетрудно увидеть "следы" прагматизма и педоцентризма Дьюи: опора на опыт, следование природе, своим интересам, неприятие нивелирующего влияния общества, школы.

В психолого-педагогической работе с учениками, в психотерапевтической помощи родителям и учителям К.Роджерс определяет ряд принципов и приемов оказания развивающей помощи, поддержки ребенка. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Психолог, гуманистический учитель, по К.Роджерсу, должен обладать двумя главными свойствами: эмпатией и конгруэтностью, и быть самому актуализирующейся личностью. Конгруэтность - это искренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой и открытым к сотрудничеству. Эмпатия - способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание. Эти два свойства, личность учителя-актуализатора обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.

В технике эмпатического общения разработаны такие приемы: Я-высказывание, активное слушание, контакт глаз и другие выражения поддержки ребенка. С их помощью устанавливается контакт с ребенком, они стимулируют его самоосознавание и саморазвитие. Принципы и приемы психотерапии К.Роджерс распространил на школу, обучение, воспитание. Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:

1. Демонстрировать доверие детям.

2. Помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом.

3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.

4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.

5. Обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.

6. Быть активным участников группового взаимодействия.

7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.

8. Владеть стилем неформального теплого общения с учениками.

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителей - в центрах помощи родителям.

К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность. Опыт США показывает, что выросло целое поколение с ослабленным чувством нормы в морали, ответственности в поведении. "Можно считать иронией, что сосредоточение внимания на личности способствовало усилению процесса дегуманизации, фактическому обособлению людей друг от друга", - пишет один из лидеров этого направления (Буржуазная педагогика на современном этапе /Под ред. З.А.Мальковой, Б.Л.Вульфсона, М.,1984, с. 90). Конечно, этому есть целый комплекс социальных причин, но отсутствие самоограничения, самодисциплины отчасти объясняется широким влиянием гуманистической педагогики.

Анализируя это, ученые решают вопрос о том, что предпочтительнее: жесткое управление развитием личности или свободное воспитание. В первом случае есть опасность подавить личность, во втором - не обучить и не воспитать. Стремление науки найти оптимальные подходы к воспитанию заставляет искать пути сближения обеих ориентаций. Еще в 70 годы состоялся симпозиум по этой проблеме, выдвинувший тезис "социального развития человека как активного организатора своей собственной окружающей среды" (из предисловия Е.И.Исениной к книге К.Роджерса "Взгляд на психотерапию. Становление человека". М., 1994, с. 19). Оба течения признали такие качества личности, как эмпатия, стремление к самоактуализации и др. Бихевиоризм, наряду с подкреплением, использует методы гуманистической психологии: рефлексию чувств, теплое принятие ребенка психологом. Гуманистическая психология стремится к более четкой операциональности методов взаимодействия с клиентом, что в педагогике значит более направленное воздействие на ученика.

-2

Практическая часть. Разбор частного случая.

В конце 2023 года мне удалось лично познакомиться с практикой применения гуманистической педагогики. Для этого я со своими детьми посетила частную школу, организованную стихийным способом в природном пространстве под Геленджиком, в селе Возрождение, в долине реки Жане. Школа носит название «Озарение» (https://www.youtube.com/channel/UC2z97gUdq13hYjpc99qjGiA).

Основной задачей было познакомиться с применением системы М.П Щетинина, которая тоже является ответвлением от гуманистической педагогики и основывается на основных ее принципах.

Результатом нашего знакомства стало позитивное взаимодействие и решение некоторых проблем, существующих у школы на момент нашего знакомства.

В школе на момент нашей работы находилось около 10 учеников, возраста от 12 до 15 лет. Формат обучения и содержания детей предусматривает интернат, при котором дети находятся в школе постоянно и живут со взрослыми в формате одной большой семьи. В результате общего взаимодействия выстраивается не только образовательный и воспитательный процесс, но и формируется своеобразная доверительная среда для развития личности ребенка. Дети ежедневно заняты разнонаправленной деятельностью, но помимо этого решается важная задача - выстраивание детского коллектива. И именно сформированный, выстроенный, позитивно-направленный детский коллектив становится тем самым обучающим звеном для всех новых приходящих в систему детей. Дети, приходя в такой коллектив, заражаются обстановкой, видят, как их сверстники занимаются полезным трудом, творчеством, познают мир, общаются и творят свое пространство. И происходят важные психологические перестройки даже у самых девиантных личностей.

Рассмотрим по основные особенности гуманистической психологии и применим их в школе «Озарение»

  1. Особое ценностное отношение к воспитаннику, признание развития личности (интеллектуального, физического, нравственного, эстетического, трудового) - главная задача школы, а становление индивидуальности личности - ее главный результат.

Решение данной задачи реализовано в разных направлениях деятельности школы. Есть специальные дисциплины, дающие физическую, эстетическую и трудовую подготовку. Интеллектуальная задача закрывается основными предметами (математика, русский, история и тд). А нравственная сторона часто реализуется в личных беседах директора школы Николая Матвеева с учениками. Индивидуальность и личность признается априори и именно небольшой коллектив дает возможность подойти к развитию каждого ребенка индивидуально, оценив его потенциал и пытаясь его развить различными практиками.

2) гуманистические модели предусматривают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит больший выбор личностью способов творческой самореализации.

Культурно-воспитательная и эстетическая среда создается большим количесвом творческого развития (пение, лепка, прикладное искусство, чтение стихов, творческие концерты, игра на музыкальных инстумантах) и еженедельными походами по местности, изученим культурной среды.

3)   гуманистическая направленность предполагает свободу и творчество как воспитанников, так и воспитателей;

Его в школе очень много и разного направления. При этом, педагоги творят вместе с детьми.

4) воспитатель является наставником и другом ребенка, он постоянно учитывает его потребности, помогает реализовать возможности; поддерживает каждого воспитанника.

История наставничества реализована возможностью приглашения к детям разных людей, которые в своей деятельности являются профессионалами, рассказывают о своей деятельности, являются вкладом в ребенка, обучают своему направлению деятельности. Главный наставник для детей - руководитель школы Николай.

Данное знакомство раскрыло для меня гуманистическую психологию в полноте действия и применения в жизни. Результатом взаимодействия в парадигме гуманистической психологии можно назвать:

  1. Высокую мотивацию ребят на свою деятельность
  2. Приятная и добрая атмосфера взаимодействия детей и взрослых между собой
  3. Включённость в образовательную деятельность
  4. Участие в общей деятельности и уход за средой (уборка, приготовление еды, приведение в порядок классов)
  5. Самостоятельность, активность, жизнерадостность
  6. Творческие способности есть и развиваются практически у каждого ребенка.

Это далеко не единственный пример гуманистического направления, с которым мне удалось познакомиться лично. В следующей своей статье я хочу разобрать обратную сторону данной воспитательной пардигмы. Ведь где есть плюсы, должны быть и минусы.

Буду рада комментариям и обсуждениям данной темы.