Поступающие в 8 класс сдают комплексный экзамен, состоящий из заданий по математике, русскому языку и английскому языку. Все это пишется за один раз, строго в таком порядке. И вернуться к математике после того, как перешел уже к следующей части, нельзя.
⠀
Именно поэтому у некоторых детей страдает математика и русский - они торопятся, боясь, что времени на английский не хватит. Или, наоборот, тщательно и взвешенно делают русский и математику - и с ужасом обнаруживают, что времени на английский не осталось.
⠀
А значит, нужно не просто хорошо знать материал каждого предмета - нужно отрабатывать формат теста, чтобы точно знать, сколько времени занимает его выполнение.
⠀
Теперь конкретно по русскому языку.
⠀
На сайте есть демоверсии за 2023 и 2024 год. И они абсолютно одинаковые. Что должен знать поступающий? И можно ли начинать готовиться заранее?
⠀
🔸Правописание безударных гласных в корне (проверяемых, непроверяемых, чередующихся) - программа начальной школы и 5 класса. Нужно хорошо повторить летом, чтобы "от зубов отскакивало" - потом будет не до этого. Выработать автоматизм. Обратить внимание на правописание корней с чередованием - исключения и омонимичные корни без чередования. Расширять словарный запас, писать слова с "ловушками" - запаса начальной школы явно не хватает, в реальных тестах встречаются редко используемые слова.
⠀
🔸Правописание непроизносимых согласных в корне слова - программа начальной школы. Повторить летом. Если есть проблемы - заучить слова, в которых часто ошибается, научить различать внешне похожие корни.
⠀
🔸Правописание приставок на З/С. Тема несложная, как правило, достаточно повторить. Основные ошибки - слова с приставкой С- и слова, начинающиеся на З-, которую дети путают с приставкой.
⠀
🔸Правописание Ъ и Ь. Вроде и несложно. Но приходится повторять регулярно. Дети помнят про Ъ после приставок на согласную, но забывают про редко используемые приставки (например, КОНЪ- - конъюнктивит), про написание сложных слов, включающих числительное (четырехъядерный).
⠀
Итого, примерно 4-5 уроков нужно на отработку. Это если ребенок в целом грамотный, без серьезных проблем. Плюс регулярно повторять.
⠀
А теперь, ВНИМАНИЕ - это только ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ, самое простое. И в нем нужно вставить пропущенные буквы, объяснять написание не требуется.
⠀
Заданий всего 10:
⠀
3 - орфография, причем из них в одном требуется не просто выбрать правильное написание, а еще и подобрать правильное объяснение.
⠀
1 - пунктуация.
⠀
1 - морфемика и словообразование.
⠀
3 - морфология, причем одно из них практически олимпиадного уровня (похожие встречаются в отборочных этапах олимпиад по русскому языку).
⠀
1 - анализ текста (ответы на вопросы по тексту).
⠀
1 - логическое.
⠀
Отдельно остановлюсь на логическом задании. Дети в школе ничего подобного не решают. Некоторым дается легко (особенно тем, что углубленно занимается информатикой, изучал математику по программе Петерсон или 2х2), другим ребятам приходится объяснять логические задания практически с нуля.
⠀
Большинство заданий комбинирует материал текущего (7) класса с материалом прошедших лет обучения.
⠀
Именно поэтому я предлагаю начать заниматься летом - очень важно, чтобы у ребят к сентябрю не осталось пробелов хотя бы на уровне начальной школы.
⠀
А ведь многие темы 5-6-7 класса опираются именно на знания "началки". Например, если ребенок путает спряжения глагола, не научился их определять, он не сможет полноценно разобраться в правописании причастий в 7 классе.
Иногда кажется: всего-то 10 заданий, к чему там готовиться? В этом году уже после вступительных испытаний пришли дети, которые написали русский язык на 1,5 балла (из 10). Это полный провал. И это - не отстающие. Это дети, которые в школе имели пятерки за диктанты. То есть дети грамотные. И поэтому решили, что готовиться не нужно.
Были и другие, которые использовали ВСЕ возможности:
👍 готовились к поступлению по всем предметам;
👍 участвовали в олимпиадах;
👍 учились на курсах в ВШЭ (выпускники курсов с высоким рейтингом принимаются на внеконкурсные места).
⠀
Результат закономерен 👏.
⠀
Но что если... Вдруг все-таки не получится? На такой случай обязательно нужен "план Б": готовиться не только в Лицей ВШЭ, подобрать альтернативные варианты, которые тоже устраивают. И подготовка в которые нужна примерно такая же (это❗ВАЖНО).
⠀
Что значит - такая же подготовка? Тоже тестовая система со сходными заданиями. Сразу убираем школы, где будет диктант, сочинение - абсолютно другие форматы. Что остается?
⠀
👉 Распределенный лицей НИУ ВШЭ (например, школы Покровский квартал и 2107),
⠀
👉 Лицей Финансового университета,
👉 Лицей МПГУ,
⠀
👉 Экономический лицей университета им. Г.В. Плеханова.
Альтернативы лучше подбирать заранее, в зависимости от дальнейшего образовательного маршрута, территориального расположения, возможностей ребенка. Подбор школы и составление образовательного маршрута - отдельная консультация. И в мае самое время этим заняться - как раз освободилось несколько часов в неделю.
Ну и, конечно, проводим диагностику по всем предметам и начинаем подготовку - летом у меня будут мини-группы для каждого класса (поступление в 7, 8, 9, 10 класс).
⚡Записывайтесь!