Найти в Дзене

Летопись: Самый засекреченный человек

Он никогда не выступал публично и не давал интервью. Одной из самых засекреченных персон в СССР был академик АН СССР (1970) Николай Никитич Исанин (1904-1990).

Выдающийся советский ученый-судостроитель, дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974) родился в Москве, окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1935). Генеральный конструктор засекреченных судостроительных военных КБ. Участник создания подводных лодок и первых отечественных крейсеров типа "Киров", заместитель главного конструктора крейсеров типа "Чапаев" и унифицированных боевых катеров ВМФ.

"Киров"
"Киров"

Во время и после войны руководил созданием унифицированных боевых катеров ВМФ и многих типов боевых кораблей. Лауреат Ленинской (1959) и Сталинской (1942) премий.

Его уникальная подводная лодка была самой быстрой в мире. При ее создании удалось воплотить в жизнь почти четыреста прорывных технических решений, не имеющий аналогов в мире. Так, вместо рулевых рычагов на К-162 установили полноценный штурвал, а за работой системы субмарины наблюдали телекамеры. Практически все функции регулировались автоматикой – небывалый для Советского Союза случай. Лодка могла совершить четыре кругосветных путешествия без перезарядки. Управление осуществлялось дистанционно с помощью заданного режима.

"Чапаев"
"Чапаев"

На первые ходовые испытания лодка вышла в декабре 1969 года, и сразу побила все рекорды. При 80% мощности реактора подлодка при погружении на глубину 100 метров развила скорость в 42 узла (77 км/час). В дальнейшем на глубоководном полигоне были получены еще более высокие результаты — 44,7 узла. Это и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом скорости для подводных лодок.

К-162
К-162

Первоначально предполагалось строительство еще 10 серийных кораблей этого типа. Однако затем решили ограничиться постройкой одного атомохода. В значительной степени это объяснялось нехваткой в стране титана, а также технологическими трудностями, значительно затягивающими сроки строительства столь уникального корабля. А в последующие годы было развернуто серийное строительство не обладавших столь высокими скоростными характеристиками, но значительно более дешевых и малошумных подводных лодок, имеющих соизмеримую ударную мощь.

* * *

Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку, комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.