Расскажу о некоторых случаях неадекватного поведения студентов из моей преподавательской практики в вузе.
Неадекваты встречаются время от времени в любом коллективе. Тут ещё вопрос, кого считать неадекватом – ведь у людей могут быть разные представления о норме, и скорее всего те, кого я считаю неадекватами, сами себя таковыми не считают. Я буду называть неадекватами тех, кто нарушает общепризнанные нормы поведения в стандартных обстоятельствах. Например, если на лекции по математике студент вдруг вскакивает с места, начинает бегать по аудитории и что-то выкрикивать, то я посчитаю его поведение неадекватным (а его назову неадекватом), тогда как такое же поведение на какой-нибудь ночной пляжной тусовке на курорте вполне может считаться нормой.
В комментариях к предыдущей статье о посещаемости лекций рассказывали, что в школе бывают целые группы (классы) неадекватов, с которыми очень трудно взаимодействовать. Это натолкнуло меня на идею написать о случаях неадекватного поведения студентов на занятиях, с которыми мне пришлось столкнуться в своей работе.
Скажу сразу, что вуз, это всё-таки не школа – большинство проблемных школьников в вуз не идёт. Те из них, которые всё-таки идут на «вышку», в вузе ведут себя уже вполне стандартно, ибо они уже не те сопляки, которыми были в школе – повзрослели, попали в новый коллектив и в незнакомую обстановку. Продолжают дурить считанные единицы, да и то это быстро прекращается – обучение в вузе не располагает к этому. В случае чего с тобой никто не сюсюкается, а просто выставляют за дверь, продолжая занятие без тебя. А в коридоре прохладно, воздух свеж и дурь быстро улетучивается. Ну вот я так себе это представляю – преподаю в вузе с 1995 года, то есть почти три десятка лет, и не было такого, чтоб кто-то вот прямо злостно дурил более одного раза. И уж тем более ни разу не было такого, чтоб практически вся группа состояла из неадекватов, как написали в комментариях к вышеупомянутой статье – в группе может быть один, очень редко два, а чаще всего ни одного такого. Вообще для подсчёта случаев откровенно неадекватного поведения мне хватит пальцев на одной руке.
Есть студенты, которые ведут себя как клоуны, я о них писала вот в этой статье:
Ещё есть активисты - тоже необычные ребята, о них написано здесь:
Но неадекватами я их не считаю – учатся они как все, проблем мне почти не создают. Ну вот они таким образом реализуют свою потребность выпендриться – самоактуализация, по-научному. Большинство из них перерастёт и это прекратится, они будут обычными рядовыми винтиками нашего общества.
Ну а теперь случаи из моей практики.
1) Раза три было за всю мою жизнь, в разных вузах. Ситуация: один студент или небольшая группка студентов достаточно громко болтают на лекции, и игнорируют мои замечания. Я предлагаю им удалиться. Они не уходят – сидят и ждут, что я буду делать дальше. Сообщаю, что лекцию продолжать не буду, если они не уйдут. Они не уходят. Тогда ухожу я – иду в деканат, пишу докладную, дальше дело за деканатом. В начале следующей лекции ещё раз напоминаю («ещё раз», потому что я всегда это озвучиваю в начале самой первой лекции на 1 курсе), что если у них более важные дела, чем лекция по математике, то они могут заняться ими: я не требую обязательного посещения своих лекций и не отмечаю пропуски. Ну просто я считаю, что те, кто осознанно пришёл послушать лекцию, заслуживают того, чтоб этот процесс происходил без отвлекающих факторов. А просто прийти посидеть – мне такое вообще не надо, пусть занимаются своими более интересными делами в другом месте, не действуя мне на нервы. Они совершеннолетние, пусть учатся расставлять приоритеты. Ещё говорю, что если у них во время лекции вдруг появилась неотложная необходимость в разговоре решить какой-то очень важный вопрос, не связанный с математикой, то они могут выйти, поговорить в коридоре, решить свой вопрос, а дальше, при желании, можно вернуться и продолжить слушать лекцию.
В последний раз подобная ситуация случилась на лекции примерно в октябре 2023. Я ушла с лекции, направляясь в сторону деканата. Студенты (другие, не те, которые болтали) меня догнали и попросили вернуться, сказав, что они этих возмутителей спокойствия уже сами урезонили и выставили из аудитории. И я вернулась. И мы продолжили лекцию. А в начале следующей лекции один из этих «громкоговорящих» подошёл и извинился. У меня студенты – золото, не устаю это повторять.
2) Было лет 20 назад, я тогда ещё на Урале жила. На лекции пишу что-то на доске, потом поворачиваюсь к студентам и вижу летящий самолётик. И что-то меня это внезапно так выбесило – тема сложная, я тут наизнанку выворачиваюсь, пытаясь излагать материал максимально понятно, а он вон чего. До этого я считала себя очень спокойным человеком, а тут чувствую, что аж руки задрожали, просто атас. Спросила, кто запустил – молчат, но у одного товарища был почему-то очень красноречивый вид. Отпираться он не стал. Попросила удалиться, сообщив ему в спину, что на следующую лекцию можно будет прийти только предварительно извинившись. Извинений так и не было, и больше на лекциях я его не видела. Экзамен в группе этого «авиатора» принимал другой преподаватель, так что больше я с ним не пересекалась.
3) И самый яркий пример неадеквата из моей практики. Представьте: идёт лекция на 1 курсе. Я замечаю двух человек, которых раньше не видела. До поры до времени они сидели молча, но потом внезапно начали громко разговаривать на своём языке. Вернее, говорил один, а второй коротко отвечал. Я спросила, что случилось, первый ответил по-русски, что всё нормально, и продолжил громко говорить что-то второму на своём языке. Я сказала, что они мне мешают вести занятие – никакой реакции. Тогда я предложила первому выйти поговорить. Он не спеша вышел вместе со мной. Спросила, как его зовут, почему он так себя ведёт. Он имя своё назвал, но дальше начал нести какую-то муть. Пока я с ним разговаривала, второй собрал вещи и громко что-то выкрикивая пошёл к выходу – дверь была открыта, я всё видела. Они ещё что-то поорали в коридоре и ушли. Впоследствии оказалось, что первый был под веществами (это, кстати, было заметно) и ещё он постоянно носил с собой пистолет, причём настоящий боевой – хорошо, что на тот момент я этого не знала. Он был даже не с 1-го курса, а со 2-го, причём заочник. Второй оказался с 1-го, но не из этого потока – староста рассказала, что он потом пытался хвастаться в своей группе, что сорвал лекцию по математике, и никак не мог понять, почему никто не восхищается им из-за этого. И тот и другой вскоре были отчислены. Первый – по совокупности произведённых многочисленных неадекватных фортелей (не только на моей лекции, а вообще в жизни), а второй – за неуспеваемость.
Больше ничего очень уж неадекватного вроде бы не происходило. Бывали какие-то недопонимания, какие-то напряжённые моменты, но участвующих в них студентов я никак не могу назвать неадекватами. В настоящее время у нас практически вся неадекватность исходит от администрации, а не от студентов.
В общем, да здравствует разум, да сгинет маразм!
Ещё кое-что про неадекватов среди студентов: