Современная социальная психология затрагивает ту область жизнедеятельности общества в которую человек погружён большую часть свободного времени. Поговорим сегодня о том, как устроен интернет, зачем он нужен и то какое он влияние оказывает на его пользователей.
Техническое обобщение.
Речь пойдет как о положительных, так и об отрицательных сторонах использования мировой сети. Забегая вперед, я только сделаю уточнение. В статье идет речь о всех тонких и толстых клиентах, которые есть на ваших компьютерах: браузеры, всевозможные сети, мессенджеры, сайты и т.п. Единственное, следует понимать, что исключаются из списка поисковые машины и агрегаторы (авито, вб, озон и п.р.), поскольку у них только две задачи – это выдача под поисковой запрос пользователя и валидация контента относительно его названию. С технической частью всё, а теперь вернемся обратно к психологии.
В свое время журнальная продукция очень долго оставалась венцом творения манипулирования общественным сознанием, но все радикально поменялось после того как появились первые «фул-аш-ди» мониторы с «ай-пи-эс» матрицей. Началось как раз то самое время, когда дизайну и верстке сайтов уделялось особое внимание. Это один из исторических моментов, когда на смену «гламуру», как маркетинговому инструментов начал приходить новый неочевидный формат «лонг рид».
Небольшая предыстория про журналы.
В свое время я выписывал много глянцевых журналов. Мне нравилось находить между ними общее. Можете открыть любой развлекательный журнал и обратить внимание на то, что текстовая информация в большинстве из них представлена в виде колонок. Читать такое очень удобно. Журналы побиты на блоки из нескольких страниц в каждом из которых реклама. Каждый блок призывал или предлагал читателю правильный образ жизни. На большинстве страниц имелись приятные глазу фотографии, которые передавали эмоции и ощущения. Особое внимание уделялось цвету. В психологии цвета имеют очень важное значение. В некоторые журналы помещали пробники от парфюмерии и косметики. В общем, спекуляция на гедонистических началах любого человека – это «гламур».
Человек отвлекается на изящные формы и красивые виды. Каждый журнал имел свою специализацию и являлся неким фильтром для своей целевой аудитории, имея разную тематику и разный потребительский сегмент. В маркетинге это называется лидогенерация. Привлечение аудитории через источники, путем демонстрации рекламы, экспертной статьи и уникального предложения, направленной исключительно на определенный круг лиц. В последствии интернет справится с подобными задачами, гораздо эффективнее.
Зачем нужен интернет.
Психология людей направлена на то, чтобы познавать что-то новое. Удовлетворить любой интерес сегодня стало намного проще. Достаточно вбить в поиск нужный запрос. В социальных сетях можно подписываться на группы по интересам, вести обсуждения, знакомится с людьми, которые придерживаются похожих взглядов и т.п. Можно подписаться в мессенджерах на каналы интересные по тематике и получать информацию бесплатно не покупая журнал. Самый распространённый формат – лонг рид, то что вы сейчас читаете, имеет в своей основе сжатую информацию. Может иметь как картинки, так и иллюстрации. Статья бывает экспертная, авторская или носит развлекательный характер. Нет издательства, нет типографии, нет наемных работников. Таким образом устроен интернет в самом его упрощённом виде.
«Миры в голове» и разотождествление себя с окружением.
Поглощая информацию в интернете со временем общество приходит к пониманию, что накопленные знания любого человека будут разительно отличаться среди прочих равных пользователей. Источники формирования дополнительных компетенций разные. При проверке умений и знаний выясняется способность разных людей решать одни и те же проблемы различными методами. Во многих отраслях современной деятельности это дополнительные точки роста и эффективности. До появления интернета знания ограничивались только лишь фундаментальным базисом из общих источников и практической наработкой по специальности.
Но несмотря на все вышесказанное каждый человек теряет коммуникативные навыки. Открытое общение с незнакомыми людьми дается не просто. Порою там, где требуется проявлять инициативу, люди проявляют безразличие. Есть и обратная крайность. Современное поколение называет «друзьями» людей, которых оно не разу не встречало в живую.
Когнитивное искажение.
Интернет приводит к такому неочевидному явлению, в которое попадают большинство его пользователей. Многие подвержены последствиям синдрому «успешного успеха». Блогеры социальных сетей и мессенджеров, которые ведут свои аккаунты частенько декорации выдают за свою обыденную жизнь. Порой пользователь, насмотревшись на подобное приходит к пониманию, что в один прекрасный момент его жизнь «повернула не туда».
Бывает, когда авторы статей с псевдонаучными гипотезами манипулируют сознанием своих читателей. У некоторых людей, которым сложно разобраться в истинности намерений блогера или авторами сайтов возникает когнитивный диссонанс.
Таким образом интернет вырабатывает со временем у большей части своих сознательных пользователей включать фильтры рационального мышления. Приходится поглощать контент с долей скептицизма – это современная нормальность и мы с вами в ней живем.
Телеграмм канал t.me/delologiya
--
--