Невзирая на военное время, резидентура советской внешней разведки работала во всех значимых для СССР странах. Среди них, безусловно был и Иран, к которому Гитлер проявлял серьёзный интерес. Главная резидентура страны действовала в Тегеране. Ей подчинялись сети в разных городах. Руководил ею разведчик молодой, но с серьёзным опытом, Иван Иванович Агаянц.
Главной работой было выявление агентов иностранных разведок и деятельности антисоветских организаций, пресечение их подрывной работы против хозяйственного сотрудничества Советского Союза и Ирана.
Хорошим помощником старшим коллегам была молодёжная группа, которая помогала выявлять по всей стране немецких разведчиков и их помощников. Передвигались они на велосипедах, за что в шутку получили название «Лёгкая кавалерия». Так название и прижилось. Руководил ею парень 18-ти лет, действующий под псевдонимом «Амир» - Геворк Вартанян.
Ребята действовали быстро и внимательно. Только за два года вычислили больше 400 человек, которые разными способами были связаны со спецслужбами Германии. К началу 1942 года стало известно, что невзирая на все договорённости о сотрудничестве спецслужб, британцы тайно организовали в Тегеране разведшколу, которая готовила будущих агентов для работы в республиках СССР. Невзирая на то, что Агаянц и резидент британской разведки полковник Спенсер проводили встречи по различным вопросам, это ничуть не мешало англичанам вести подрывную работу против СССР.
Следовало узнать, как проводится обучение и затем разоблачить школу. Внедрение было поручено Вартаняну. Школа действовала под прикрытием молодёжного клуба радиолюбителей. Набирали молодёжь, которая знала русский язык. В дальнейшем планировали заброску в Среднюю Азию и Закавказье.
При строжайшей конспирации обучали полгода. Готовили агентов по национальному признаку. «Амир» смог внедриться в школу. По данным Вартаняна «Лёгкая кавалерия» подключилась к наблюдению за курсантами во внеучебное время. Через некоторое время о школе и всех, кто там готовился, знали всё.
Вартанян позже писал, что обучение в этой школе дало ему очень многое: профессиональный подход к вербовке, умение работать по тайниковым операциям, выявлять наружное наблюдение, фотографировать и многое другое. Вся информация пригодилась и советской разведке в целом, восполнив пробелы в обучении агентов. Некоторых знаний из тех, что получил «Амир», у советской контрразведки тогда просто не было. В отличие от английской разведки, опыт у наших был значительно меньший.
Все сведения отправлялась в Москву. В результате «выпускники» сразу после заброски обезвреживались либо давали согласие работать на советскую контрразведку. Англичане поняли, что со школой «что-то не так» и провели поголовную проверку курсантов. Вартанян оказался среди тех, кто её прошёл.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Обобщив всю информацию, советский представитель официально выразил главе миссии английской разведки представление о «несоюзническом поведении». Англичанин категорически отрицал существование подобной школы. Но было не время ссориться с СССР, и школу потихоньку прикрыли.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.