Жили-были 2 умных ученых-американца Бланшард и Херси. И придумали
они в теории управления поделить сотрудников на 4 категории (про различия в их методологиях не буду говорить, это долго и не сильно то и важно). Важно то, что типы сотрудников по их теории делятся по готовности выполнить задачу.
И это напрямую влияет на то, как с этими сегментами работать. Иными словами, не наставничать и возиться с теми, кому это нафиг не нужно. И уделять внимание тем, кому это необходимо и перспективно.
Итак, сотрудников Бланшард и Херси делит на 4 категории:
- Хочу, не могу - "Энтузиаст"
- Не хочу, не могу - "Ноль"
- Хочу, могу - "Профи"
- Не хочу, могу - "Выгоревший"
К каждому из сегментов - свой стиль управления: директивный, поддерживающий, убеждающий или делегирующий.
Кому какой?
Директивный (его еще называют инструктирующим). Такой стиль обычно используется, когда люди не очень опытные, но очень мотивированные и энергичные. На этом этапе от руководителя нужны четкие инструкции. Поддержка здесь может быть, но ее роль минимальна.
Убеждающий стиль - когда руководитель старается вдохновить тех, кто вяло относится к работе или вообще не хочет её делать. Он тоже даёт инструкции, но вот с эмоциями - вроде поощрения и мотивации.
Поддерживающий стиль - руководитель помогает профессионалам, которые изрядно подвыгорели. Тут не нужны подробные инструкции, потому что они уже всё знают сами, а важно умение мотивировать эмоциями и предлагать что-нибудь интересненькое.
Делегирующий стиль - в идеале это "отдал и забыл". А если серьезно: это задачи сотрудников с опытом и квалификацией. Таким дают больше ответственности, но важно не забывать поддерживать их интерес и мотивацию.