Дети с самого раннего возраста «запрограммированы» на коммуникацию! Вспоминайте совсем маленьких детей, которые не умеют еще говорить. Как они "зовут" своих родителей и сообщают, что им, что то нужно?
С помощью плача.
Со временем родители уже начинают различать виды плача своего ребенка, но когда ребенок плачет, мама или кто-то другой из взрослых приходит на помощь. Это и есть первая коммуникация!
Коммуникация - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом.
И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.
Дети с аутизмом далеко не всегда умеют это делать (привлечь внимание, подойти, сообщить и т.д.). Поэтому мы часто видим такие ситуации:
- ребенок может кружиться по комнате и выкрикивать слова, вместо того, что бы подойти и попросить;
- ребенок самостоятельно будет пытаться добраться до желаемого предмета, но не станет подходить и просить (обычно родители говорят: "вот до этого он додумался! Или такой умный, такой ловкий, когда ему надо!);
- ребенок просто закатит истерику, вместо того, что бы попросить;
- ребенок попросит, но взрослый его не понимает, т.к. у ребенка плохая артикуляция;
- ребенок просит, стоя рядом со взрослым, который занят другим делом, и взрослый не слышит его просьбу.
Можно привести еще много разных примеров, но суть одна - как у неговорящих, так и малоговорящих детей не сформирована коммуникация! И есть вероятность (весьма значительная), что нежелательное поведение и особая ловкость будет замещать ту самую, желаемую коммуникацию.
Давайте рассмотрим какие основные этапы коммуникации:
6 месяцев:
- отвечает на звуки, издавая звуки;
- поворачивает голову, когда слышит имя;
- начинает произносить лепетные звуки (м, б, ах).
9 месяцев:
- реагирует на "нет";
- издает много разных звуков (например, мамама, бабаба);
- копирует звуки и жесты других;
- формируется указательный жест.
1 год:
- реагирует на простые инструкции;
- использует простые жесты, например покачивание головой "нет" или помахивание рукой "пока";
- издает звуки с изменением тона;
- говорит "мама", "баба", вокализирует;
- пытается повторить слова
18 месяцев:
- говорит несколько отдельных слов;
- говорить "да" и качает головой "нет";
- показывает кому-то на что-то, чего он хочет;
2 года:
- указывает на вещи или изображения, когда они называются;
- указывает на знакомых людей и части тела;
- говорит предложения от 2 до 4 слов, регулярно используя 50 слов;
- выполняет простые инструкции (принеси, сходи, дай, садись и тд).
3 года:
- выполняет 2- или 3-х шаговые инструкции (например: сходи в комнату и принеси красный мяч);
- называет знакомые игрушки, места, людей
- говорит свое имя, возраст и пол
- произносит местоимения, такие как как: я, мой, ты, мы, и некоторые формы множественного числа (например, машины, собаки, кошки)
речь становится понятной для незнакомых слушателей;
поддерживает разговор, используя от 2 до 3 предложений.
4 года:
- правильно использует некоторые основные правила грамматики, такие как местоимения он и она;
- задаёт вопросы почему;
- поет песню или произносит стихотворение по памяти, например
«в лесу родилась елочка»; - рассказывает простые истории полными предложениям
5 лет:
- внятная речь
- поддерживает диалог
- рассказывает о прошлых и будущих событиях
- отвечает о личной информации, например имя, возраст, адрес, день рождения задаёт вопросы о незнакомых словах событиях
Можно в комментариях написать, замечали ли Вы за своим ребенком особую ловкость и хитрость? Или ребенок проявляет агрессию, когда чего-то хочет?
И также можно подписаться на телеграм канала РАССОЛЬНИК