Найти тему
Рассольник

Ребенок "не говорит, но такой ловкий. Все

Дети с самого раннего возраста «запрограммированы» на коммуникацию! Вспоминайте совсем маленьких детей, которые не умеют еще говорить. Как они "зовут" своих родителей и сообщают, что им, что то нужно?

С помощью плача.

Со временем родители уже начинают различать виды плача своего ребенка, но когда ребенок плачет, мама или кто-то другой из взрослых приходит на помощь. Это и есть первая коммуникация!

Коммуникация - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом.

И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.

Дети с аутизмом далеко не всегда умеют это делать (привлечь внимание, подойти, сообщить и т.д.). Поэтому мы часто видим такие ситуации:

  • ребенок может кружиться по комнате и выкрикивать слова, вместо того, что бы подойти и попросить;
  • ребенок самостоятельно будет пытаться добраться до желаемого предмета, но не станет подходить и просить (обычно родители говорят: "вот до этого он додумался! Или такой умный, такой ловкий, когда ему надо!);
  • ребенок просто закатит истерику, вместо того, что бы попросить;
  • ребенок попросит, но взрослый его не понимает, т.к. у ребенка плохая артикуляция;
  • ребенок просит, стоя рядом со взрослым, который занят другим делом, и взрослый не слышит его просьбу.

Можно привести еще много разных примеров, но суть одна - как у неговорящих, так и малоговорящих детей не сформирована коммуникация! И есть вероятность (весьма значительная), что нежелательное поведение и особая ловкость будет замещать ту самую, желаемую коммуникацию.

Давайте рассмотрим какие основные этапы коммуникации:

6 месяцев:

  • отвечает на звуки, издавая звуки;
  • поворачивает голову, когда слышит имя;
  • начинает произносить лепетные звуки (м, б, ах).

9 месяцев:

  • реагирует на "нет";
  • издает много разных звуков (например, мамама, бабаба);
  • копирует звуки и жесты других;
  • формируется указательный жест.

1 год:

  • реагирует на простые инструкции;
  • использует простые жесты, например покачивание головой "нет" или помахивание рукой "пока";
  • издает звуки с изменением тона;
  • говорит "мама", "баба", вокализирует;
  • пытается повторить слова

18 месяцев:

  • говорит несколько отдельных слов;
  • говорить "да" и качает головой "нет";
  • показывает кому-то на что-то, чего он хочет;

2 года:

  • указывает на вещи или изображения, когда они называются;
  • указывает на знакомых людей и части тела;
  • говорит предложения от 2 до 4 слов, регулярно используя 50 слов;
  • выполняет простые инструкции (принеси, сходи, дай, садись и тд).

3 года:

  • выполняет 2- или 3-х шаговые инструкции (например: сходи в комнату и принеси красный мяч);
  • называет знакомые игрушки, места, людей
  • говорит свое имя, возраст и пол
  • произносит местоимения, такие как как: я, мой, ты, мы, и некоторые формы множественного числа (например, машины, собаки, кошки)
    речь становится понятной для незнакомых слушателей;
    поддерживает разговор, используя от 2 до 3 предложений.

4 года:

  • правильно использует некоторые основные правила грамматики, такие как местоимения он и она;
  • задаёт вопросы почему;
  • поет песню или произносит стихотворение по памяти, например
    «в лесу родилась елочка»;
  • рассказывает простые истории полными предложениям

5 лет:

  • внятная речь
  • поддерживает диалог
  • рассказывает о прошлых и будущих событиях
  • отвечает о личной информации, например имя, возраст, адрес, день рождения задаёт вопросы о незнакомых словах событиях
Можно в комментариях написать, замечали ли Вы за своим ребенком особую ловкость и хитрость? Или ребенок проявляет агрессию, когда чего-то хочет?

И также можно подписаться на телеграм канала РАССОЛЬНИК